Куклина Ольга
Программа по развитию связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
I. Пояснительная записка
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Одной из основных целей логопедической работы с детьми –инвалидами является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй, но и обучать связности высказывания.
Публикация «Программа по развитию связной речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования связной речи у детей-инвалидов старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей-инвалидов старшего дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь, неспособность построить монолог.
Педагогическое воздействие при развитии связной речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Поэтому была разработана дополнительная общеразвивающая программа по развитию связной речи «Чувство языка» для детей-инвалидов старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровня.
Программа основана на приемах методики использования мнемотаблиц, в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложено определенное графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, т. е. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, детям легче воспроизводить текстовую информацию.
Актуальность использования мнемотаблиц в работе по развитию связной речи детей-инвалидов старшего дошкольного возраста состоит в том, что:
• во-первых, для большинства детей – инвалидов дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а также формирует навык практического использования приемов работы с памятью;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании".
2. Конвенция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемилогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основой для разработки дополнительной общеразвивающей программы «Я могу говорить» для детей-инвалидов дошкольного возраста с тяжё лыми речевыми нарушениями:
1. Бухтаярова Е. Ю. Программа развития связной речи детей 5-7 лет. - СПб. : Учитель, 2012. - 203 с. ;
2. Баряева Л. Б., Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников : Модели обучения. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2007.;
3. Доморацкая З. А. Особенности описаний детей 6 лет // Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т. А. Ладыжинской. - М. : Просвещение, 1979.
Структура программы : включает пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержательную часть, календарно-тематическое планирование,ожидаемые результаты.
Цель программы - развитие связной речи у детей-инвалидов старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровня, с использованием элементов мнемотаблиц.
Основные задачи программы :
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при пересказе текста, составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни;
- развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Возраст и категория детей: дети-инвалиды старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма проведения: групповые занятия.
Количество занятий за курс реабилитации: 8 занятий.
Работа с мнемотаблицами опирается на следующие принципы:
-принцип индивидуализации: максимальный учёт особенностей каждого ребёнка-инвалида;
-принцип доступности и последовательности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка;
-принцип творческого обучения: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка;
-принцип нагдядности: широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения.
Методы работы:
Наглядный метод – основан на применении изобразительной наглядности (рассматривание игрушек, картин, фотографий). Данный метод используется для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.
Словесный метод - это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, составление описательных загадок. В словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практический метод – направлен на применение речевых навыков и умений и их совершенствование (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения).
Содержание занятия по работе с мнемотаблицей:
1. Чтение текста по данной теме (повторить несколько раз).
2. Делается графическая зарисовка, т. е. создаётся мнемотаблица каждым ребёнком.
3. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, указывая на подходящую картинку по тексту.
4. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.
II. Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Лексическая тема
Кол-во часов в неделю
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1 курс
1.
Игрушки.
1
2.
Овощи.
1
3.
Осень.
1
4.
Фрукты.
1
5.
Семья.
1
6.
Деревья.
1
7.
Одежда.
1
8.
Зима.
1
Итого: 8 часов
2 курс
9.
Праздник ёлки.
1
10.
Домашние животные.
1
11.
Весна.
1
12.
Транспорт.
1
13.
Профессии.
1
14.
Мебель.
1
15.
Лето.
1
16.
Насекомые.
1
Итого: 8 часов
Общее количество часов
16 часов
III. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Чувство языка»
Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования.
Практическое употребление:
- слов с ласкательными и увеличительными оттенками (сестрица, братец, заинька, волчище, зубищи, лапища);
- префиксальное словообразование глаголов с оттенками значений (шить пришивать, зашивать, строить построить, перестроить);
- относительных прилагательных (молочные реки, меховая варежка, глиняный кувшин, притяжательных прилагательных (заячьи уши, волчьи следы, образование сравнительной степени прилагательных (краше, милее, добрее, светлее);
- сложных слов (дровосек, землекоп, употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, простодушный волк). Объяснение переносного значения слов.
- подбор однородных членов, антонимов, синонимов, родственных слов;
- образование существительных от глаголов (строит - строитель, моет - мойщик, поёт - певец, ловит - ловец).
Закрепление правильного употребления грамматических категорий:
- употребление в речи глаголов разных временных форм;
- использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе;
- согласование прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер вкус. Подбор однородных прилагательных к существительному.
Усвоение в речи предлогов : над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов. Усвоение согласования числительных, прилагательных с существительными (два жадных медвежонка, пять золотых монет).
Развитие самостоятельной связной речи.
Формирование синтаксической структуры предложения. Развитие умения правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов потому что, если, когда, так как (Нужно взять зонтик, потому что на улице дождь. Цветы засохнут, если их не поливать. Когда закончится дождь, мы пойдем гулять. Так как Петя заболел, он не пошел в детский сад)
Составление рассказа по мнемотаблице. Составление рассказа-описания по заданному плану.
Закрепление навыка последовательной передачи содержания текста при пересказе. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам сверстников.
IV. Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы «Чувство языка»
1. Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания).
2. Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира.
3. Умение пересказывать текст и составлять рассказ без опоры на мнемотаблицу.
4. Улучшение показателей связной речи.
V. Календарно – тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы «Чувство языка»
№
Тема
Цель
Кол-во часов
Кол-во
недель
I курс реабилитации
1.
Игрушки.
Развитие лексики : слова-предметы, слова-действия; речевая игра «Сколько слов мы сказали?», «Какая она?»; составление мнемотаблицы по теме «Любимая игрушка».
1
1 неделя
2.
Овощи.
Формирование грамматического строя речи : назови ласково; развитие лексики : слова-действия, слова-предметы; речевая игра «Собери урожай»; составление мнемотаблицы по теме «Морковь».
1
2 неделя
3.
Осень.
Развитие лексики; формирование грамматического строя речи; речевая игра «Осенние листья»; составление мнемотаблицы по теме «Осень».
1
3 неделя
4.
Фрукты.
Развитие лексики; речевая игра «Угадай на вкус»; составление мнемотаблицы по теме «Груша».
1
4 неделя
5.
Семья.
Развитие лексики; формирование грамматического строя речи; речевая игра «Внуки и дедушка»; составление мнемотаблицы по теме «Моя семья».
1
5 неделя
6.
Деревья.
Формирование грамматического строя речи; развитие лексики; речевая игра «Что растёт в лесу?»; составление мнемотаблицы по теме «Деревья».
1
6 неделя
7.
Одежда.
Развитие лексики; речевая игра «Как мы одеваемся?»; составление мнемотаблицы по теме «Рубашка».
1
7 неделя
8.
Зима.
Формирование грамматического строя речи; развитие лексики; речевая игра «Когда это бывает?»; составление мнемотаблицы по теме «Зима».
1
8 неделя
I I курс реабилитации
9.
Праздник ёлки.
Развитие лексики; формирование грамматического строя речи; составление мнемотаблицы по теме «Новый год».
1
9 неделя
10.
Домашние животные.
Речевая игра «Кто как передвигается?»; развитие лексики; составление мнемотаблицы по теме «Собака».
1
10 неделя
11.
Весна.
Формирование грамматического строя речи; составление мнемотаблицы по теме «Весна».
1
11 неделя
12.
Транспорт.
Речевая игра «Один-много»; развитие лексики; составление мнемотаблицы по теме «Самолёт».
1
12 неделя
13.
Профессии.
Развитие лексики; формирование грамматического строя речи; составление мнемотаблицы по теме «Профессия».
1
13 неделя
14.
Мебель.
Развитие лексики; речевая игра «Найди игрушку»; составление мнемотаблицы по теме «Мебельный стол».
1
14 неделя
15.
Лето.
Формирование грамматического строя речи; развитие лексики; составление мнемотаблицы по теме «Лето».
1
15 неделя
16.
Насекомые.
Развитие лексики; речевая игра «Ответь правильно»; составление мнемотаблицы по теме «Насекомые».
1
16 неделя
Общее
количество
часов
16
VI. Способы определения результативности дополнительной общеразвивающей программы «Чувство языка»
В программе предусмотрен диагностический блок, включающий в себя обследование связной речи, которое проводится в начале и в конце каждого курса реабилитации коррекционно - развивающей работы реабилитационной направленности логопедом.
Результаты диагностики и динамические показатели речевого состояния ребёнка отображаются в таблице (Приложение 1).
Форма подведения итогов реализации программы
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение открытого занятия в присутствии родителей ребёнка. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть положительные отзывы родителей.
VI. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Чувство языка»
Занятие по программе «Чувство языка» проводится в логопедическом кабинете.
Предметно-пространственная и развивающая среда :
-стол, стул для работы учителя-логопеда;
-стол и стулья для детей для групповых занятий;
-магнитная доска, мел, карандаши;
-методическая литература (Логопедия Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Современный логопедический урок Е. А. Лапп, Развитие связной речи детей 5-7 лет О. С Ушакова, Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников Н. П. Мещерякова, Л. К. Жуковская, Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Коррекция нарушений речи Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет С. В Бойкова, Речь и общение Белобрыкина О. А);
-сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
-предметные картинки по лексическим темам («Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Одежда», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Животные», «Мебель», «Птицы», «Транспорт», «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Части тела»);
-дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия (Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка.).
VIII. Учебно-методическое обеспечение программы
1. Агранович 3. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
2. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений - 3-е изд., стереотип. - М. : ИЦ «Академия», 2000.
3. Баряева Л. Б., Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников : Модели обучения. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2007.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004.
5. Бухтаярова Е. Ю. Программа развития связной речи детей 5-7 лет. - СПб. : Учитель, 2012. - 203 с.
6. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М. : ВЛАДОС, 2002.
7. Гербова В. В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - М. : Просвещение, 2002.
8. Доморацкая З. А. Особенности описаний детей 6 лет // Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т. А. Ладыжинской. - М. : Просвещение, 1979.
9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. Для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985.
10. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М. : Просвещение, 2005.
11. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф.
Л. Б. Баряевой. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб. : Детство - пресс, 2003.
13. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
14. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
15. Развитие монологической речи детей 6-7 лет : занятия на основе сказок / авт. -сост. А. А. Гуськова. - Волгоград: Учитель, 2012.
16. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: методическое пособие. - 2-е изд. : Айрис-пресс, 2007.
Приложение 1
Методика обследования связной речи Глухова В. П. Глухов В. П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.
Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Материал: серия картинок следующего содержания:
• Мальчик поливает цветы
• Девочка ловит бабочку
• Мальчик ловит рыбу
• Девочка катается на санках
• Девочка везет куклу в коляске.
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").
Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".
Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу", задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.
Задание 3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".
Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Инструкция: послушай и перескажи.
Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Материал: Серии картинок по сюжетам Н. Радлова. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей). При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа: - что находится на площадке; чем занимаются там дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.
Задание 6. Составить описательный рассказ. Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки, так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.
Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: " Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т. п.
Задание 7. Закончи рассказ. Цель задания: выявить возможности детей, в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал. Инструкция: ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.
Количественный и качественный анализ результатов
Приложение 2
Результаты диагностики
Ф. И. ребенка
Пересказывание с использованием мнемотаблицы
Пересказ без мнемотаблицы
Учить составлять рассказ - описание с опорой на предмет
(иллюстрацию)
Учить составлять рассказ без опоры на наглядность
Начало курса
Конец курса
Начало
курса
Конец
курса
Начало
курса
Конец курса
Начало курса
Конец курса
-
Приложение 3
Составление графического плана рассказа на тему «Осень»
Солнце. (Солнце светит.)
Дождь. (Часто идут дожди.)
Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)
Ежик. (Животные готовятся к зиме.)
Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)
Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)
ОСЕНЬ
(Примерный рассказ по таблице)
Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой». Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.