Ольга Литвинова
Программа по развитию речевых и математических способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по развитию речевых и математических способностей детей старшего дошкольного возраста
«Капитошка»
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Публикация «Программа по развитию речевых и математических способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Будущим первоклассникам очень трудно сориентироваться в пространстве школы и новом детском коллективе.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
1. Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них.
2. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках.
3. Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Программа «Капитошка» представляет собой дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий. Обучение направленно на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, взаимодействовать с учителем, одноклассниками).
Программа предназначена для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста в условиях подготовительных групп образовательного учреждения. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.
Цель программы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности,
- снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде,
- развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,
- развитие соответствующей мотивации детей,
- развитие любознательности, умственной активности, живого интереса к окружающему,
- стремление узнавать новое,
- умение взаимодействовать в коллективе.
Задачи программы :
• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
• формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Направления программы :
• развитие внимания и памяти;
• развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;
• овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте;
• развитие умственных способностей;
• развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими);
• развитие волевой готовности ребенка.
Принципы программы и подходы :
Программа обучения и развития детей шестого года жизни "Капитошка" построена на основе следующих принципов:
• реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др. ; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
• учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
• сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка, обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
• обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
• развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет
Характеристика психологических особенностей детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка : в этот период жизни начинают формироваться новые психические механизмы деятельности и поведения.
Возрастает возможность в плане умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему становится доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.
В результате освоения математических представлений ребенок овладевает элементарными математическими отношениями : целого и части, величиной мерки и измерением.
У ребенка развивается речь, возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобретает ценные умения принимать от взрослого или выдвигать самостоятельно простую познавательную задачу, пользоваться для ее решения рекомендациями педагога или решать ее самостоятельно, понятно выражать в речи итог познания. Ребенок учится целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать заданные взрослым условия и правила, добиваться получения нужного результата, внимательно следить за ходом рассуждения воспитателя, следовать его указаниям. Правильное дошкольное воспитание подготавливает ребенка к сотрудничеству со сверстниками и учителем, к проявлению в новых условиях определенной самостоятельности, организованности.
За годы дошкольного детства ребенок приобретает ряд умственных и познавательных умений: дифференцированное восприятие и целенаправленное наблюдение, использование сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научается сравнивать предметы и явления, выделять главные и второстепенные признаки. Он приобретает способность рассуждать, самостоятельно формулировать вопросы, отвечать на них, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.
Освоенные в период дошкольного детства разнообразные специальные умения (художественная, изобразительная, речевая, музыкальная и т. д. деятельность) становятся базовыми для самостоятельного осуществления ребенком творческих замыслов, образного отражения действительности, развития чувств и творческой инициативы. Переход от исполнительской, репродуктивной самостоятельности, к самостоятельности с элементами инициативы и творчества подтверждает готовность ребенка к школе.
Нравственное развитие личности ребенка определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным поступкам и внутренней позицией самого ребенка.
Огромное влияние на формирование моральных качеств оказывает этическая оценка. Она выступает во взаимосвязанных полярных категориях добра и зла.
Для ребенка старшего дошкольного возраста становится характерной постоянная дружба со сверстниками, хотя сохраняются случаи попеременной дружбы.
В отношении к своим обязанностям дети заметно отличаются друг от друга. Одни уже имеют стойкую привычку к послушанию, к исполнению своих обязанностей. Другие строптиво сопротивляются правилам. Это сложилось в процессе развития позиции этих детей.
Индивидуализация личности ребенка идет через все звенья структуры самосознания. Именно эта структура определяет основу самосознания, которая просматривается у всего человечества, обретая, однако, содержательное наполнение в зависимости от традиций, социального устройства и индивидуального пути развития личности.
Таким образом, к моменту поступления в школу знания ребенка уже в определенной мере упорядочены и систематизированы.
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
• соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
• свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
знать «соседей» числа;
• решать простые задачи (в одно действие);
• на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
• схематически обозначать звуки (синий, зеленый, красный);
• выделять предложения, обозначать его схематически;
• составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
• пересказывать небольшие тексты;
• читать по слогам небольшие тексты;
• правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
• выполнять на слух инструкции для обучающегося;
• ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого;
• решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
• решать логические задачи; кроссворды, ребусы;
• играть в ориентирующие развивающие игры («крестики-нолики», «морской бой», «паучок» и т. д. ;
• самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
II. Cодержательный раздел
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Занятия проводятся три раза в неделю с октября по апрель. (56 занятий) Курс рассчитан на детей 6-7 лет
Формы и режим занятий
В неделю проводятся 3 занятия по одному занятию каждого учебного предмета. Продолжительность одного занятия 30 минут
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
• Формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
• Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Тематический план деятельности
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
№ занятия содержание к-во часов
1 Буквы А, О, У, Ы, Э. Игры с буквами. Слушание сказки «Как Малышу маму нашли». 1
2 Буквы И, Е, Ё, Ю, Я. Игры с буквами. Звуки речи. 1
3 Буквы С, К, М, П. Х, Л. Игры с буквами. Времена года и месяцы. Описание осени по наблюдениям и картинке. Сравнения. 1
4 Буквы Н, Д, Т, Б, В. Игры с буквами. Интонации в ролевом чтении (пересказе, окраска голоса (тембр). 1
5 Буквы Ж, З, Ц, Г, Р. Игры с буквами. Различные формы приветствия и прощания. Пересказ с конца – развитие речевой памяти и способности анализировать причинно-следственные связи. 1
6 Буквы Ч, Ш. Щ, Ф, Й. Игры с буквами. Обучение пересказу текста. Слова, близкие по значению. Подготовка детей к изложению. 1
7 «Как хорошо уметь читать» - знакомство с буквами и звуками. Сочинение сказки по опорным словам. 1
8 Гласные буквы. Звуко-буквенный анализ слова. Фонематическая игра. Слова, обозначающие предметы. Времена года. Сказка, рассказанная в зоопарке. 1
9 Звуки речи. Согласные буквы. Звуко-буквенный анализ слова. Сочинение сказки по данному началу. Образование имен существительных. 1
10 Слоги открытые и закрытые. Звукобуквенный анализ слова. Переносный смысл слов. «Крылатые» выражения. 1
11 Слоги. Твердые и мягкие согласные. Звуко-буквенный анализ слова. Слова из слогов. Слушание и анализ рассказа. 1
12 Слоги в слове. Слова из слогов. Мифические герои и созвездия. Чтение сказки «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды». 1
13 Ударения в слове. Звуко-буквенный анализ слова. Полная схема в слове. Слова, обозначающие признаки предметов. Обучение умению совершать покупки. 1
14 Звуко-буквенный анализ слова. Обращения. Обращения в сказках А. С. Пушкина Сочинение загадок. Развитие логической памяти. 1
15 Ь и Ъ знаки. Звуко-буквенный анализ слова. Времена года. Чтение сказок Н. Сладкова о временах года. 1
16 Имя собственное. Звуко-буквенный анализ слов. Названия детенышей домашних животных. Пересказ рассказа с конца. 1
17 Звуко-буквенный анализ слова. Предложение. Количество слов в предложении. Схемы предложений. Лесные звери и их детеныши. Заголовок. Сказка «Как найти дорожку» 1
18 Звуко-буквенный анализ слова. Предложения повествовательные, восклицательные и вопросительные. Сочинение сказки по опорным словам. 1
19 Звуко-буквенный анализ слова. Веселая рифма. Обучение классификации. С/р игра «Помогаем папе Карло и Буратино переехать в новый дом» 1
20 Звуко-буквенный анализ слова. Запятая в предложении. Слова, обозначающие действия предметов.
1
21 Фонематические игры. Звуковое строение слова. Игра «Потерянная буква». Связь слов в предложении. Слова, обозначающие действия предметов. Омонимы. 1
22 Звуковое строение слова. Игра «Потерянная буква». Правило ЖИ – ШИ. Времена года. Беседа по зимней картинке «Как помочь птицам зимой». Игра «Собери слово» 1
23 Звуковое строение слова. Игра «Потерянная буква. Существительное, глагол, прилагательное. Профессии людей «Чем пахнут ремесла» 1
24 Звуковое строение слова. Игра «Потерянная буква». Чтение с увлечением. Сочинение сказки по картинке. Использование слов-признаков. Игра «Собери слово» 1
25 Звуковое строение слова. Игра «Потерянная буква». Слова с большой буквы. Описание котят с помощью слов-признаков. 1
26 Звуковое строение слова. Игра «Потерянная буква». Ё – всегда ударная. Корректирование рассказа – подбор синонимов к повторяющимся неоправданно словам. Чтение коротких текстов. 1
27 Звуковое строение слова. Игра «Потерянная буква». Чтение с увлечением. Чтение коротких текстов. Описание лисы. Происхождение слова «Патрикеевна» чтение сказки «Два жадных медвежонка» 1
28 Звуковое строение слова. Игра «Потерянная буква». Чтение чистоговорок по таблицам. Обучение выразительному чтению: громкость, темп, тон, жесты, мимика. Чтение коротких текстов. 1
Развитие элементарных математических представлений :
• Формирование основ логического мышления, освоение и развитие логических способностей : сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения.
• Развитие речи и коммуникативных навыков.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах первого и второго десятка, ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, развивают логическое мышление.
Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Тематический план деятельности
по формированию элементарных математических представлений
№
занятия содержание к-во часов
1 Понятие «один», «много». Сравнение предметов: большой, маленький, одинаковые по размеру, равные. Число и цифра 1 1
2 Сравнение предметов: длинный-короткий, длиннее-короче, одинаковый, равной длины, широкий-узкий, шире-уже, высокий-низкий, выше-ниже,одинаковый, равной высоты. Число и цифра 2. Состав числа 2. 1
3 Обучение работе по инструкции. Дни недели. Путешествие в страну часов. Понятия «равно», «половина». Знаки сравнения. Знаки >, <, =. 1
4 Работа по инструкции. Число и цифра 3. Состав числа 3. Понятия: «целое», «половина целого», «деление пополам», «сегодня», «вчера», «позавчера», «завтра», «послезавтра», Конструирование. 1
5 Работа по инструкции. Геометрические фигуры. Треугольник. Понятия «раньше», «позже», «впереди», «позади», «внутри», «снаружи». Задачи на число 3. «Крылатые» слова и выражения с числом 3. Решение задач. 1
6 Работа по инструкции. Число и цифра 4. Состав числа 4. Деление целого на 4 части. Четверть. Шар, круг, овал. Углы тупые, прямые, острые. Измерение веса, объема. 1
7 Работа по инструкции. Состав чисел 3, 4. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг. Контрольные задачи осени. Конструирование. 1
8 Работа по инструкции. Число и цифра 5. Состав числа 5. Задачи. «Крылатые» выражения с числом 5. Часы. Понятия: 5 минут, без 5 минут. Решение задач и примеров. 1
9 Работа по инструкции. Число и цифра 6. Состав числа 6. Решение задач. Составление задач. Деление на части. Логические задачи. 1
10 Работа по инструкции. Линии прямые, кривые, ломаные. Луч. Отрезок. Геометрические фигуры. Многоугольники. Понятия: длинный-короткий, толстый-тонкий, тяжелый-легкий, высокий-низкий. Конструирование геометрических фигур с помощью палочек. 1
11 Работа по инструкции. Состав числа 3, 4, 5, 6. Решение задач и примеров. Части целого. Часы. Понятия: ровно, половина, без пяти минут,. Пять минут…. Полночь. Полдень. Упражнения на развитие памяти. Конструирование. 1
12 Работа по инструкции. Звезды и созвездия. Мифические герои и созвездия. Знакомство с символикой некоторых созвездий. Обучение умению соотносить схематическое изображение предмета с художественным. 1
13 Работа по инструкции. Логические задачи. Объё мные фигуры: шар, куб, параллелепипед. Решение задач и примеров.
1
14 Работа по инструкции. Число и цифра 7. Дни недели. Состав числа 7. Поиск логических закономерностей. Понятия «больше», «меньше» 1
15 Работа по инструкции. Состав числа 7. Работа с линейкой. Логическая задача. Куб и параллелепипед. Времена года. Месяцы. Решение задач и примеров.
16. Работа по инструкции. Состав числа 7. Логические задачи. Составление задач по картинкам. Решение задач и примеров на состав числа. «Крестики-нолики» 1
17 Работа по инструкции. Знакомство с числом и цифрой 8. Состав числа 8. Решение задач и примеров. Объемные геометрические фигуры: пирамида, конус, цилиндр, призма, шар, куб, параллелепипед. 1
18 Работа по инструкции. Состав числа 8. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Дни недели. Делении е на 2 части. Знак делении. Логические задания. 1
19 Работа по инструкции. Число и цифра 9. Решение задач. Логические игры. «Морской бой» 1
20 Работа по инструкции. Состав числа 9. Задачи на состав числа. Логические задачи. «Морской бой» 1
21 Работа по инструкции. Цифра 0. Задачи на сообразительность. «Паучок» 1
22 Работа по инструкции. Число и цифра 10. Задачи и примеры 1
23 Работа по инструкции. Состав числа 10. Геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, четырехугольники, ромбы. 1
24 Работа по инструкции. Состав числа 10. Решение задач. Часы. 1
25 Работа по инструкции. Образование чисел второго десятка. 1
26 Работа по инструкции. Второй десяток. Задачи и примеры на состав числа. Логические задачи. Конструирование. «Паучок» 1
27 Работа по инструкции. Время: часы, дни недели, месяцы. Задачи на определение времени. Числа второго десятка (11, 12, …20). Математические ребусы. 1
28 Работа по инструкции. Математические знаки. Задачи и примеры (закрепление). Применение чисел второго десятка в счете. 1
Механизм оценки результатов освоения программы :
• наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
• формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
• взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.
Содержание программы опирается на программные требования :
Планируемые результаты:
По окончании программы будущий первоклассник должен уметь:
• составлять предложения из 5 – 6 слов, членить простые предложения на слова, членить слова на слоги;
• читать по слогам короткие тексты;
• находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;
• уметь отвечать на вопросы, строя сложные предложения разных видов;
• уметь составить схему слова, предложения;
• составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;
• заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.
• называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
• знать образование чисел второго десятка;
• соотносить цифру с числом предметов;
• пользоваться арифметическими знаками действий;
• измерять длину предметов с помощью условной меры;
• ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
По окончании освоения программы у ребенка должны сформироваться:
• четкая структура полученных знаний;
• позитивное отношение к учебной деятельности;
• желание и умение организовывать свое время;
• навыки нравственного отношения к среде обитания.
Приё мы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.
Форма занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей, (игры и продуктивная деятельность,
индивидуальные,
групповые.
Взаимодействие с педагогами проходит в форме консультаций.
Родители осуществляют помощь педагогу и детям в освоении программы и контроль за деятельностью детей в кругу семьи.
III. Организационный раздел
Организация учебно-воспитательного процесса:
Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти).
Материально-техническое оснащение
Наглядные пособия по теме.
Учебная литература.
Рабочие тетради по видам деятельности.
Расходные материалы (простые и цветные карандаши, краски, кисти, бумага).
В ходе проведения деятельности используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр, рабочие программы для интерактивной доски, ИАД.
Организация предметно-развивающей среды.
Светлый, хорошо проветриваемый кабинет.
Удобные столы и стулья
Интерактивная доска, компьютер.
Список использованной литературы
1. В. Волина. Праздник числа. М. : Знание, 1993.
2. В. Волина. Занимательное азбуковедение. М. : Просвещение, 1991.
3. В. Волина. Весёлая грамматика. М. : Знание, 1995.
4. В. Житомирский, Л. Шеврин. Математическая азбука. М. : Педагогика, 1984.
5. Т. Ладыженская, Р. Никольская, Г. Сорокина и др. Речевые секреты. М. : Просвещение, 1992.
6. Л. Венгер, О. Дьяченко, Р. Говорова, Л. Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение. 1989.
7. Г. Тумакова. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М. : Просвещение, 1991.
8. 3. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. : Просвещение, 1990.
9. О. Дьяченко, Е. Агаева. Чего на свете не бывает. М. : Просвещение, 1991.
10. А. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 1982.
11. Л. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, Академия развития, 1996.
12. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители Н. Елкина, Т. Тарабарина. Ярославль, Академия развития, 1997.
13. Ю. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки. М. : Просвещение, 1985.
14. Р. Хамидулина. Развитие речи. Подготовка к школе. М. Издательство «Экзамен» 2009.
15. Р. Хамидулина. Обучение грамоте. Подготовка к школе. М. Издательство «Экзамен» 2009.
16. Р. Хамидулина. Математика. Подготовка к школе. М. Издательство «Экзамен» 2009.
17. Сайты интернета.