ольга тимофеева
Программа по развитию мелкой моторики дошкольников «Умные пальчики» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по развитию мелкой моторики дошкольников «Умные пальчики» (для детей 4-5 лет)
Группы «Лучик»
№ Параметры Основные характеристики
1 Учреждение образования (в соответствии с уставом) МБДОУ «Детский сад «Радуга»
2 Руководитель МБДОУ Тимофеева О. А.
3 Тема проекта Умные пальчики
4 Руководитель проекта Воспитатели групп
5 Адресация проекта Творческий
6 Участники проекта Дети 4-5 лет,родители,воспитаттели.
Публикация «Программа по развитию мелкой моторики дошкольников „Умные пальчики“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
2 этап -коррекционно-развивающий;
3 этап - заключительный.
2. Пояснительная записка
2.1. Актуальность.
В современном мире у большинства детей низкий уровень развития общей и мелкой моторики. Это связано с тем, что окружение ребёнка оборудовано таким образом, чтобы ему было просто и комфортно. Родителям иногда проще сделать всё за ребёнка, а не научить его.
Актуальность в Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В связи с этим, мы разработали данный проект для того, чтобы у детей наших групп развить мелкую моторику и координацию движений.
2.2. Методические основы проекта.
Систематический анализ развития мелкой моторики детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей
3. Содержание проекта.
3.1. Цель.
Формировать двигательно-тактильную активность и гибкость пальцев, кистей рук, способствуя развитию речи ребёнка.
3.2. Задачи.
Обучающие:
1. Учить детей владеть графическими навыками:
а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо.
б) обводить контуры предмета по точкам,
в) дорисовывать предметы,
г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
3. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей : учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивиющие :
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
3.3. Стратегии и механизмы достижения цели.
Пальчиковый игротренинг :
-Массаж кистей рук;
-Пальчиковая гимнастика;
-Физкультминутки.
Ручная умелость:
-Рисование пластилином;
-Конструирование из бумаги;
-Аппликация.
Развитие графических навыков :
-Рисование по трафаретам;
-Штриховка;
-Дорисовка.
Игры и действия с мелкими предметами :
-Узнавать предметы на ощупь;
-Работа с крупой;
-Нанизывание бус, пуговиц на нить;
-Выкладывание фигур из палочек, семян и пр.
-Консультация
-Выпуск брошюры
-Мастер класс
-Совместное мероприятие
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами, с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
4. Ожидаемые результаты.
К концу года воспитанники должны уметь:
- соизмерять, подчинять движения контролю взора;
- владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т. п.).
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стекой;
- изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина,
- работать с трафаретами;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;
- выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы)
- строить симметричные фигуры из геометрических фигур.
5. Этапы реализации проекта.
1. Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий
6. Оценка результатов реализации проекта.
-Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике;
-Использование пальчиковых гимнастик в повседневной жизни;
-Увеличение словарного запаса;
-Развитие мимики и моторики пальцев рук;
-Использование родителями полученных знаний.
Изготовление:
- Сухого бассейна
-Шнуровка
-Игры с резинками
-Волшебные бусы
-Застегни-расстегни
-Прищепки
-Изготовление куба Консультация
-Выпуск брошюры
Мастер класс.