Ольга Енбаева
Программа по работе с семьями в детском саду «Дошколенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Родительский клуб
«Дошколенок»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» открылся в 2010 году на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, договором с учредителем и уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга».
Темочки:
В детский сад принимаются дети с 2 до 7 лет и к началу учебного года в Учреждении комплектуется 12 групп.
Для качественного осуществления образовательной деятельности и социализации ребенка в современном обществе в детском саду имеется : музыкальный и физкультурный залы; кабинет информатики для проведения занятий с использованием ноутбуков; кабинет по изодеятельности, где ребенок развивает свой природный и творческий потенциал; бассейн, зимний сад, прогулочные веранды, площадка ПДД, 2 спортивные площадки, оснащенные спортивным оборудованием, а также огород, цветники, газоны, тропа здоровья, уголок леса.
Для проведения коррекционной работы с детьми работают учителя- логопеды, учителя – дефектологи, педагог – психолог, социальный педагог. Также данные специалисты проводят индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) и педагогов.
Развивающая среда Учреждения создана с опорой на личностно- ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Игрушки и игровое оборудование в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет возможность использовать его в своих играх. Удовлетворяется двигательная активность каждого ребенка. В группах имеются многофункциональные атрибуты по всем видам игр и театрализованной деятельности.
Учреждение обеспечено аудио, видео средствами, музыкальной, видеоаппаратурой, компьютерами.
Детский сад укомплектован педагогическими кадрами в соответствии со штатным расписанием. Педагогическую деятельность осуществляют 38 педагогов, из которых 25 воспитателей, 4 учителя- логопеда, 1 учитель- дефектолог, 1 социальный педагог, 1 педагог- психолог, 2 педагога дополнительного образования, 2 инструктора по физическому воспитанию, 2 музыкальных руководителя.
63% преподавательского состава имеют высшее педагогическое образование;
37% - среднее специальное педагогическое образование;
12 педагогов- 34% имеют квалификационные категории.
Анализ социального и образовательного статуса родителей воспитанников показал следующие результаты:
• Полная семья -88%
• Неполная семья - 12%
Из них:
• Многодетная - 30 семей
• Опекаемая - 3 семьи
Образование родителей:
• Высшее образование имеют - 47%
• Среднее специальное образование имеют - 34%
• Среднее образование – 19%
Возраст родителей:
• От 20 до 30 лет -42%
• От 30 до 40 лет -50%
• От 40 до 50 лет - 7%
• От 50 лет- 1%
Количество детей в семье
1 ребенок- 44%
2 ребенка- 37%
Многодетные- 19%
Материальное положении:
Обеспечены- 95%
Малоимущие- 5%
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических. Высоким уровнем знаний обладает далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Ориентироваться необходимо, прежде всего, на общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи.
Проведённое нами анкетирование в 2014 году показало, что 98% опрошенных родителей нуждаются в консультации и помощи специалистов Учреждения, и в первую очередь логопеда и психолога.
Согласно социологическому исследованию семей наших воспитанников было выявлено, что более 50% родителей, имеющих детей 6-7 летнего возраста нуждаются в дополнительной информации о подготовке ребенка к школе.
Актуальность программы
Сегодня не только изменилось отношение государства к семье, другой стала и сама семья. И деятельность педагогического коллектива МАДОУ д/с «Радуга» не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии детского сада и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
Таким образом, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из задач, стоящих перед нашим Учреждением, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
При проведении родительских собраний, индивидуальных бесед и консультаций воспитатели и специалисты Учреждения наблюдали за активностью родителей и включенностью их в воспитательный процесс. В ходе практикумов, тренингов фиксировалась заинтересованность родителей в получении педагогических знаний.
Чтобы в неформальной обстановке наладить эмоциональный контакт с родителями, развивать у родителей наблюдательность в воспитании детей, организовать профессиональные консультации по интересующим темам, специалисты детского сада предложили всем родителям заполнить анкету.
Цель проведения анкетирования: в процессе анализа анкет, которые были заполнены родителями на родительских собраниях в начале учебного года, и при подготовке к ним определялся уровень психолого - педагогических знаний родителей, а также наличие или отсутствие потребности в получении новых знаний.
В анкете родителям было предложено несколько форм работы с семьей, такие как: занятия для родителей по вопросам воспитания ребенка в семье, организованные семейные досуги, организация семейного клуба для родителей.
В анкетировании приняли участие родители всех групп детского сада. Из них особую активность проявили родители старших и подготовительных групп.
На сегодняшний день в магазинах продается огромное количество книг и тетрадей для подготовки ребенка к школе, детские сады одного города работают по разным программам, поэтому закономерно, что у родителей возникает много вопросов: что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, как его правильно подготовить к школе. Несмотря на то, что способы подготовки ребенка к школе в каждой семье свои, все же родители хотят получить квалифицированную консультацию, а также обменяться опытом о том, как справиться с различного рода возникающими проблемами.
Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо. Таким образом, эта проблема потребовала от детского сада разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры родителей.
Поэтому в августе 2015 года началась активная работа по созданию родительского клуба, который назвали «Дошколенок».
Чтобы работа клуба была полезной и интересной постарались создать на встречах неформальную обстановку, привлекли специалистов, учителей начальных классов ближайшей школы, организовали просмотр видеоматериалов, запланировали обсуждение сложных ситуаций и интерактивные игры с родителями, чаепитие.
Цель родительского клуба:
Повышение уровня психолого- педагогических знаний родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Проведение родительского клуба предполагает решение следующих задач:
- повысить уровень педагогической грамотности родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста (6-7 лет).
-сформировать у родителей устойчивую системы взглядов на воспитание ребенка 6-7 лет;
- оказать психологическую поддержку родителям, переживающих трудности в отношениях с детьми 6-7 летнего возраста.
Работа клуба ведется в соответствии со следующими принципами:
• Доступность;
• Добровольное участие;
• Гуманность;
• Конфиденциальность;
• Диалогизация взаимодействия;
• Самодиагностика;
• Субъект- субъективный подход.
Принцип доступности означает, что все родители детского сада могут принять участие в заседаниях Клуба.
Принцип добровольного участия означает, что все виды программной деятельности ориентированы на право выбора личности.
Принцип гуманности означает, что в работе Клуба должны проявляться к каждому участнику уважение, чуткость, справедливость, вежливость.
Принцип конфиденциальности означает, что сведения личного характера, участников Клуба не должны разглашаться, так как составляют профессиональную тайну.
Принцип диалогизации взаимодействия означает, что в Клубе соблюдается равноправное полноценное межличностное общение, основанное на уважении к чужому мнению.
Принцип самодиагностики предполагает самораскрытие участников Клуба, осознание и формирование ими собственных личностно значимых проблем.
Принцип субъект- субъективного подхода означает равноправие позиций специалистов детского сада и родителей Клуба.
Клубная работа реализует пять функций:
• прогностическую;
• диагностическую;
• просветительскую;
• консультативную.
Прогностическая функция – это способы организации дальнейшей работы специалистов и родителей в Клубе, по вопросам подготовки ребенка- дошкольника к первому классу.
Диагностическая функция направлена на углублённое понимание собственного ребёнка- дошкольника : его возрастные и психологические особенности.
Просветительская функция заключается в знакомстве с теоретическими основами психологии и педагогики, систематизации знаний о закономерностях развития ребёнка дошкольника, а также социально – психологическая готовность ребенка к школе.
Консультативная функция предполагает профессиональные консультации специалистов Учреждения:
1. что значит готовность ребенка к школе;
2. укрепление уверенности родителей в своих собственных возможностях;
3. установление тёплых отношений в семье;
4. обеспечение безопасной атмосферы в семье, касающейся детско-родительских отношений.
Формы работы : консультации (групповые, индивидуальные, литературные гостиные, спортивные досуги, круглый стол, семинар-практикум.
Методы работы :
• анкетирование;
• беседы-дискуссии;
• индивидуальное консультирование;
• психологические тренинги;
• практические занятия;
• информирование.
Анкетирование является наиболее удобным и быстрым способом оценки уровня полученных знаний. Предоставляет материал для анализа и дальнейшего планирования работы Клуба.
Беседы- дискуссии, практические занятия позволяют применить полученные знания на практике.
Индивидуальное консультирование- индивидуальная работа с участниками Клуба, позволяет разобраться в конкретной ситуации, наметить пути решения.
Психологические тренинги обеспечивают решение и профилактику возникновения проблем участников Клуба.
Информирование помогает формированию психолого – педагогической культуры личности.
Во все формы проведения данной работы включены элементы инновационных технологий, успешно применяемые в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста :
• арт-терапия;
• сказкотерапия;
• куклотерапия;
• игротерапия;
• библиотерапия.
• цветотерапия
Материально- техническая база детского сада «Радуга», при проведении занятий родительского клуба:
• методический кабинет;
• музыкальный зал;
• изостудия;
• сенсорная комната;
• физкультурный зал;
• зимний сад;
Кадровое обеспечение:
Для реализации программы родительского клуба и решения поставленных задач необходимы следующие специалисты:
• педагог - психолог,
• социальный педагог;
• учитель-логопед;
• инструктор по физической культуре,
• музыкальный руководитель,
• учитель начальных классов,
• медицинский работник.
Содержание программы
Занятия в семейном клубе предусматривают теоретическую и практическую часть, общая продолжительность одного занятия составляет 45-60 минут. Каждое занятие посвящено одной теме.
Первая часть занятия носит теоретический характер, в которой родителям предлагается беседа, сообщение специалиста или учителя о возрастных особенностях детей данного возраста, раскрывается понятие социально- психологическая готовность ребенка к школе. В соответствии с планом работы более подробно раскрывается материал о мотивационной, умственной, волевой и коммуникативной готовности ребенка к обучению в школе. Чтобы выступление было интересным, а предлагаемая информация доступной, сообщение готовится в форме презентации, музыкального или спортивного номера, постановки сказки. В слайдах большая часть отводится схемам, таблицам, рисункам и диаграммам, для лучшего усвоения предлагаемого теоретического материала.
Вторая часть занятия с родителями - практическая. В данном блоке специалисты учреждения предлагают родителям практические задания (дидактические игры, речевые минутки, зарядку для пальчиков, задания на развитие внимания, мышления, речи и т. д., которые они потом могут применять с детьми дома. Каждому родителю специалисты выдают памятки, буклеты с рекомендациями по работе с детьми в домашних условиях, в соответствии с тематикой заседания.
Педагог- психолог, учитель –логопед, инструктор по физической культуре так же могут показать часть занятия с детьми, которое было снято на видеокамеру заранее. Во время показа специалист комментирует занятие, потом обсуждает представленный материал с родителями, отвечает на вопросы.
После проведенного занятия специалисты проводят индивидуальные консультации.
Для дальнейшего планирования работы клуба в конце каждого занятия родителям предлагается анонимно ответить на несколько вопросов:
- понравилась ли Вам организация данного заседания родительского клуба?
- была ли для Вас представленная информация полезна?
- о чем бы Вы хотели узнать, но стесняетесь спросить?
- Ваши пожелания, рекомендации, предложения.
В течение года запланировано 8 заседаний. При подготовке к заседаниям клуба учитываются пожелания родителей, новизна, актуальность, неординарность подачи материала.
Сроки и план реализации программы :
Программа родительского клуба рассчитана на 1 год.
Название
этапа Задачи Средства реализации Ожидаемый результат
Подготовительный
Август 1. Информирование родителей об открытии и задачах родительского клуба;
2. Согласование тем педагогического просвещения родителей с заместителем заведующего по методической работе и заместителем заведующего по воспитательной работе ;
3. Подготовка помещения для приема родителей;
4. Назначение ответственных за работу клуба. 1. Анкетирование родителей.
2. Участие специалистов в родительских собраниях.
-Привлечение единомышленников для решения поставленных задач;
-Определение содержания и способов взаимодействия;
- Налаживание комфортной и доброжелательной атмосферы в рамках взаимодействия ДОУ – родитель.
Основной
Сентябрь - апрель Реализация содержательного аспекта программы
Содержание заседаний может варьировать в зависимости от пожеланий участников клуба
- Приобретение положительного опыта контактов родителей и ДОУ, положительных эмоций, исходящих от детского сада, преодоление отчуждения родителей от ДОУ;
-Повышение общего образовательного уровня родителей;
-Эмоциональное включение родителей в сферу взаимодействия и в образовательный процесс.
Заключительный
май 1. Соотнесение результатов с целями и задачами программы;
2. Определение социального эффекта данной программы. Диагностика, социологический опрос.
Рефлексия.
Презентация деятельности клуба.
Информирование в СМИ. -Адекватность результатов целям и задачам программы;
-Сформированность положительной мотивации у родителей по отношению к ДОУ;
-Пропаганда семейного благополучия
План
работы родительского клуба «Дошколенок»
№п/п Период
проведения Тема Ответственные
1, 2 заседание Сентябрь
Октябрь Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе Социальный педагог;
Учитель- логопед;
Педагог- психолог
Учитель начальных классов
3,4 заседание Ноябрь
Декабрь Умственная или познавательная готовность ребенка к обучению в школе Социальный педагог;
Учитель- логопед;
Педагог- психолог
Инструктор по физической культуре
Учитель начальных классов
5,6 заседание Январь
февраль Волевая готовность ребенка к обучению в школе Социальный педагог;
Учитель- логопед;
Педагог- психолог
Музыкальный руководитель
Учитель начальных классов
7,8 заседание Март
Апрель Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе Социальный педагог;
Учитель- логопед;
Педагог- психолог
Педагог дополнительного образования
Учитель начальных классов
Ожидаемые результаты
Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:
- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
Для родителей:
- повышение уровня социально – педагогической и социально – психологической грамотности;
-сформированная у родителей устойчивая система взглядов на воспитание ребенка 6-7 лет;
- рефлексия нравственных основ жизни;
- выявление и пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
- психологическая поддержка родителей, переживающих трудности в отношениях с детьми 6-7 летнего возраста.
Ожидаемые риски при реализации программы.
-малоактивная образовательная позиция родителей, которая не способствует и не располагает к сотрудничеству;
- инертность родителей;
- инертность части педагогов и их загруженность текущей работой.