Марина Гусева
Программа работы с семьями «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении на 2016–17 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность создания системы раннего выявления семейного неблагополучия в ДОУ обусловлена потребностью оказания своевременной психолого-педагогической помощи семьям и воспитанникам уже на первой ступени дошкольного образования с целью достижения эффективных результатов в воспитании, развитии и обучении ребёнка в семье в будущем.
Вместе с тем современная ситуация характеризуется тем, что организации психолого-педагогической помощи неблагополучным семьям в нашем детском саду на высоком уровне не совсем возможна по нескольким причинам, среди которых:
Публикация «Программа работы с семьями „группы риска“ и семьями, находящимися в социально опасном положении на 2016–17 учебный год» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Рисование. Программы
- Темочки
1. Трудности социально-экономического характера : постоянная «загруженность», отчуждённость родителей, и как следствие - недостаток внимания со стороны родителей к своим детям.
2. Повышение ответственности семьи за воспитание, развитие и обучение ребёнка, а не перекладывание полной ответственности за образование и воспитание детей на дошкольное образовательное учреждение. Статья 44, пункт 1 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» : «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
3. Недостаточная психологическая и педагогическая компетентность родителей в воспитании и обучении детей, информированность родителей в вопросах соблюдения прав и достоинства ребёнка дошкольного возраста, своих прав и обязанностей.
4. Узкие интересы родителей, отсутствие увлечений (хобби, семейных традиций, передающихся из поколения в поколение (совместное проведение праздников, посещение театра и музеев, пешие прогулки по улицам города, сбор материалов по истории своей семьи, туризм и др.).
5. Отсутствие в ДОУ психолого-педагогической службы, которая оказывала бы помощь педагогам и родителям в проведении коррекционной работы с детьми и родителями (законными представителями) воспитанников.
Организация работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказания помощи семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста – это комплексный и многоплановый процесс, в котором участвуют все субъекты образовательной деятельности: воспитанники, педагоги, администрация ДОУ, родители (законные представители) и социум.
Механизм выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующий, воспитатели и общественный инспектор) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей, можно отнести:
утомленный, сонный вид;
санитарно-гигиеническую запущенность;
склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
неумеренный аппетит;
задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
привлечение внимания любым способом;
чрезмерная потребность в ласке;
проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье проявляются :
в боязливости ребенка;
в выраженном страхе взрослых;
в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
в боязни идти домой;
в жестоком обращении с животными;
в стремлении скрыть причину травм.
Признаки неблагополучия в семье
Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде; неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
Ребенок приходит из дома со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
Ребенок постоянно проживает с родственниками либо другими людьми, родители в детском саду не появляются.
При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
Алгоритм работы с неблагополучной семьёй
Первый этап: изучение семьи и существующих в ней проблем.
Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
Третий этап: установление контакта с членами семьи или её представителем; изучение личностных особенностей членов семьи; оценка качества отношений в семье, изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, целей, ценностных ориентаций.
Четвё ртый этап: формулировка проблемы, лежащей в основе неблагополучия семьи; составление социальной карты семьи.
Пятый этап: постановка задач на взаимодействие педагога, специалистов с ребенком/родителем/семьей.
Шестой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (отдел опеки и попечительства управления образования, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.).
Седьмой этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй, текущие и контрольные посещения семьи.
Восьмой этап: реализация действий по улучшению ситуации в семье.
Девятый этап: оценка эффективности.
Десятый этап: обратная связь.
Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи. Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях.
ПЛАН РАБОТЫ
с семьями «группы риска» и семьями, находящимися
в социально опасном положении
на 2016-17 учебный год
Содержание работы Сроки проведения Ответственные
Подготовка нормативно-правовой базы по проблеме охраны прав детей Сентябрь-октябрь 2016 г. Заведующий МДОУ, старший воспитатель
Сбор сведений о семьях, выявление семей «группы риска», составление социального паспорта группы Сентябрь 2016 г. Воспитатели групп
Рассмотрение представлений педагогов групп о постановке на внутрисадовый учет неблагополучных семей Сентябрь 2016 Совет профилактики ДОУ
Обновление сведений о семьях, состоящих на различных видах учёта; составление социального паспорта ДОУ Сентябрь 2016 Общественный инспектор
Составление индивидуального плана профилактической работы с каждой неблагополучной семьёй Октябрь 2016 Воспитатели групп, общественный инспектор
Выявление неблагополучных семей В течение года Общественный инспектор, воспитатели групп
Посещение семей с целью установления более тесных контактов между семьёй и детским садом, анализ внутрисемейных взаимоотношений. Ведение тетради посещения семей. В течение года Воспитатели групп
Контроль за посещаемостью, условиями жизни и воспитания детей в неблагополучных семьях. Составление актов посещения семей. В течение года Воспитатели групп
Обследование семей «группы риска», выход в семью для решения конкретных проблем семьи и ребёнка По мере необходимости Общественный инспектор по защите прав детства
Проведение индивидуальных консультаций для родителей По мере необходимости Общественный инспектор по защите прав детства
Участие в проведение общих и групповых родительских собраний По мере необходимости Заведующий МДОУ, старший воспитатель,
общественный инспектор
Организация информационного стенда ДОУ по проблеме защиты прав детей Первое полугодие Заведующий МДОУ, старший воспитатель, общественный инспектор
Оформление в каждой группе информационных стендов для родителей воспитанников «Права ребёнка» Первое полугодие Воспитатели групп
Продолжение таблицы
Индивидуальная работа с родителями воспитанников с целью повышения их психологической и педагогической компетенции В течение года Воспитатели групп
Индивидуальная работа с семьями с целью контроля за детско-родительскими отношениями и профилактики пренебрежительного или жестокого отношения к детям В течение года Заведующий МДОУ, старший воспитатель, общественный инспектор, воспитатели групп
Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства и стимулирование родительской активности: привлечение родителей к совместной деятельности с воспитанниками и сотрудниками детского сада (участие в праздниках, совместных мероприятиях, родительских собраниях и т. д.) В течение года Воспитатели групп
Организация общих родительских собраний в ДОУ для проблемных семей По мере необходимости Заведующий МДОУ, старший воспитатель
Организация и проведение профилактических мероприятия (семинары, тренинги и др.) для проблемных семей По мере необходимости Заведующий МДОУ, старший воспитатель, общественный инспектор
Наблюдение за детьми, чья семья состоит на каком-либо виде учёта В течение года Общественный инспектор, воспитатели групп
Взаимодействие с органами опеки и попечительства, учреждениями системы профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних В течение года Заведующий МДОУ, старший воспитатель, общественный инспектор
Анализ работы с неблагополучными семьями Май 2017 Заведующий МДОУ, старший воспитатель, общественный инспектор, воспитатели групп