Пухнаревич Ольга Олеговна
Программа по преодолению тревожности у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по преодолению тревожности у детей с нарушением речи
1. Программа коррекционной работы
Целью формирующего этапа работы явилось снижение показателей высокой тревожности до среднего уровня.
Задачи коррекционной работы:
снятие у детей эффекта «неадекватности», Формирование самооценки;
развитие и обогащение навыков адекватного поведения детей;
развитие позитивного отношения детей к своим родителям.
Коррекционная программа предполагала работу по двум блокам:
* индивидуальный;
Публикация «Программа по преодолению тревожности у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Страх и детская тревожность
- Темочки
* групповой.
Целью индивидуального блока являлось снятие тревожности у детей, повышение уверенности в себе, снятие (устранение) отрицательных эмоций.
Индивидуальный блок коррекционной работы включал в себя:
* релаксацию;
* сказка терапия и игра;
* изотерапия;
* песочная арт-терапия.
Индивидуальная работа с высоко тревожными детьми предполагала 4 занятия и рассматривалось как предшествующий и подготовительный этап к работе основного блока коррекции – с группой.
Целью группового блока было формирование адекватного поведения, снятие высокой тревожности.
Этапы основного блока представлены в табл. 2.
Таблица 2.
Этапы группового блока коррекционной программы
Этап Наименование этапа Число
занятий Цель этапа
I
Ориентировочный
2 Установление доверительных отношений между педагогом и детьми.
Создание эмоционально благоприятного климата в группе
II
Коррекционный
5 Реконструкция тревожных ситуаций.
Формирование адекватных способов защиты через преодоление страхов и стереотипных форм поведения.
III
Закрепляющий
3 Закрепление адекватных способов защитного поведения, сформированных на предыдущих занятиях
Таблица 3.
I этап – Ориентировочный
№ Упражнение на уста-новление доверительных отношений Этюд на выражение эмоций Психологическая
защита
1 Представление себя «Давайте познакомимся» «Любопытный Буратино» – этюд на выражение интереса Дуэль «Глаза в глаза»
2 Представление друг друга «Назови мое имя» «Фокусник» – этюд на выражение управления Игра с мячом «Добрые и злые слова»
Таблица 4.
II этап – Коррекционный
№ Игротерапия (разминка) Эмоции и
психологическая защита Этическая
беседа Изотерапия
/песочная арт-терапия/
1 «Мышь и мышеловка» «Мой настроение» «Что значит любить родителей» Рисование «Я и мои друзья»
2 «Качели» «Маски» «Волшебные средства понимания» Рисование песком «Портрет лучшего друга»
3 «Соломинка на ветру» Ролевое проигрывание ситуаций «Мамы разные нужны, мамы разные важны» Рисование «Портрет счастливого человека»
4 «Кораблик» «Школа улыбок» «Вежливый человек. Какой он?» Рисование «Мы на прогулке»
5 «Неваляшка» Упражнение на перевоплощение «Я хитрая лисамаленькая мышка…» Рисование песком «Выходной день»
Таблица 5.
III этап – Закрепляющий
№ Игротерапия
(разминка) Эмоции и психологическая защита Программа
психотреннинга Изотерапия Окотерапия
1 «Жмурки» «Наше настроение» Я – хороший
Я – плохой Рисуем настроение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
2 «Ниточка– иголочка» Лото настроений Ролевое проигрывание ситуаций:
«Мне стыдно»
«Я обижаюсь» Рисование подгруппой на одном листе Передали настроение друг другу
3 Веселая спартакиада Этюд на различные позиции в общении Сюжеты для этюдов с неопределенным концом:
«Как бы ты поступил» Рисование песком
«Мое настроение» Ладошки дружбы
2. Ход психокоррекционной работы
На I этапе групповой коррекционной работы нами были проведены занятия, имеющие своей целью установление теплых, доверительных отношений, основанных на методах и приемах педагогики: сотрудничества и гуманизма. Наблюдения за детьми показали, что очень тяжело было установить тип общения «Глаза в глаза» : дети были замкнуты, психологически скованны, эмоционально закрыты. Межличностные отношения были проблемные не только у педагога с детьми, но и в отношениях детей друг с другом : дети проявляли негативизм. Нарушали дистантные отношения, не хотели называть свое имя, из-за заниженной самооценки не могли себя похвалить, назвать ласково свое имя. Дети были очень не уверены в себе, в любое предложенное задание включались несмело, боясь сделать что-нибудь не так и вызвать недовольство взрослых.
Нашей задачей на этом этапе было расположить к себе детей, показать свою заинтересованность в успехах детей, сопереживать и сорадоваться вместе с ними, устанавливая вместе с тем доверительные отношения, так необходимые для создания эмоционально благоприятного климата в группе.
Введение в занятие игровых приемов имело своей целью найти эмоциональный отклик у ребят, но желаемой реакции не было, дети были зажаты, стеснялись проявлять свои эмоции.
Таким образом, желаемого результата мы не достигли, а смогли лишь прогнозировать дальнейший положительный результат нашей работы на следующих этапах.
На II коррекционном этапе нашей работы подбор методов и приемов был обусловлен поставленными задачами и целями этого этапа.
В ходе работы были использованы такие игры-задания, как «Добрый Бармалей», «Подружим волка и трех поросят» и т. п. по мере проигрывания ситуаций такого типа дети постепенно становились наиболее открытыми, эмоционально отзывались на чужую беду, предлагали свою помощь в решении чужих проблем. И, если помощь эта удавалась, росла уверенность в себе, в своих силах, возможностях.
Большую помощь в решении задач этого этапа оказали этические беседы. Они помогли повысить авторитет родителей в глазах детей и, вместе с тем, сдружить их, уравнять их в правах на доверительные отношения, взаимопонимания, психо-экоциональную гармонию в семье.
Использование элементов изотерапии помогло выразить внутренний душевный комфорт или беспокойство через изодеятельность. В начале этого этапа работы в рисунках детей прослеживались одинокие, сиротливые персонажи, темные оттенки цвета. Постепенно, рисунки становились более яркие, эмоционально выразительные и по цветовой гамме и по содержанию. Дети рисовали себя в кругу друзей, семьи.
С помощью песочной арт-терапии ребята проявляли свои творческие способности, им удавалось импровизировать. После проведенной работы большинство из них избавились от страхов, зажатости. У детей ушло психологическое напряжение раскрылись творческие способности.
Моделирование на занятиях игровых ситуаций, интеграция различных приемов и методов работы позволили нам сплотить мини-коллектив детей, сдружить их, что придало добавочную уверенность в своих силах, почувствовать плечо поддержки друзей, повысить самооценку ребят и эмоциональную отзывчивость.
Равнодушных детей в детском коллективе не стало: большинство ребят активно реагировали на искусственно смоделированную дискомфортную ситуацию и старались знакомыми способами, своим участием создать зону комфорта, чтобы всем было тепло и уютно в нашей группе.
III этап работы, закрепляющий, был по нашему мнению самым творческим. Поскольку на предыдущих занятиях был накоплен определенный «багаж» знаний, умений, навыков, эмоций. Главной задачей этого этапа был активизация эмоционально-психологического функционала и включение его в творческий процесс. Поэтому работа этого этапа проходила в атмосфере сотворчества, в мире света, дружбы, взаимопонимания.
На данном этапе работы дети были более уверены в своих возможностях, не боялись высказываться, спорить, легко переключались с одного вида деятельности на другой.
Предложенные нами тренинги включали в себя тактильные ощущения, эмоциональные и физические поглаживания. Хочется отметить, что прогнозируемый нами на начальном этапе положительный результат хорошо прослеживался на закрепляющем этапе. Дети уже не боялись прикосновений, стали адекватно реагировать на них.
На этом этапе мы включили элементы соревнований: ребята умело владели своими эмоциями, сопереживали, «болели» друг за друга, наблюдались элементы здорового сотрудничества.
Также у большинства ребят закрепилась положительная самооценка, так, например, в психотреннинге «Я – хороший, Я – плохой» они уже умели объяснить почему «хороший», почему «плохой», адекватно реагируя на уточнения, поправки педагога.
Наблюдения за детьми в свободной деятельности показали, что ребята стали менее ранимы и обидчивы, более терпимы, терпеливы и спокойны в своих высказываниях и действиях, более жизнерадостны и активны.
3. Обсуждение результатов коррекционной работы
После завершения формирующего этапа работы было проведено повторное обследование, целью которого являлось выявление эффективности проведенной коррекционной программы.
Для сравнительного анализа мы использовали «Шкалу тревожности» Прихожан А. М.
Из результатов рисунка 3.1 мы наглядно видим, что произошло снижение повышенной тревожности у детей : с 20% (6 детей) снизилась до 3% (1 ребенка).
Рис. 3.1. Сравнительный анализ уровней тревожности
Рассмотрим результаты проведенной работы на примере детей с высоким уровнем тревожности. Мы использовали «Шкалу тревожности», разработанную А. М. Прихожан по принципу О. Кондаша. Полученные данные, представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Дети с высоким уровнем тревожности
№ п/п 1 2 3 4 5 6
до 8 8 8 9 8 9
после 5 6 9 7 6 7
сдвиг –3 –2 1 –2 –2 –2
Общее число нулевых сдвигов –0;
Общее число положительных сдвигов – 1;
Общее число отрицательных сдвигов – 5
Gэмп. = 1, так это наименьшее количество значений.
Оценка статистической достоверности различий по критерию знаков G производится по таблице критических значений для данного критерия.
Количество типичных сдвигов (n=5) показывает для какого n нужно искать критические значения критерия.
G_(кр.)= {(5,при p=0,05 @0,при p=0,01)
Полученное эмпирическое значение критерия знаков G попало в зону значимости, а это значит, что на уровне 5% мы принимаем альтернативную гипотезу о наличии различий. А это значит, что по степени однородности такого показателя, вариант психолого-коррекционной программы воздействия на детей с нарушением речи оказывает влияние на снижение уровня тревожности.
Проведенная работа не дала желаемого результата у одного ребенка. Этим ребенком является Вова Г. Однако у Вовы произошли изменения в его психоэмоциональной сфере. Мальчик стал более раскован, общителен. Более свободно вступает в контакт со сверстниками. Для достижения желаемого результата необходима не только работа педагога-психолога, но и участие родителей. Родители ребенка тяжело вступали в контакт с педагогами МБДОУ, поэтому педагогом-психологом был разработан индивидуальный план работы с данной семьей и проведена индивидуальная консультация (см. приложение 1)
4. Рекомендации в работе с детьми
Поручения, которые даются ребенку, должны соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неудачу, а следовательно, только на снижение самооценки, неудовлетворенность собой.
Одной из основных задач педагога является повышение самооценки тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получается», «Ты это умеешь хорошо делать»).
Недопустимо сравнивать ребенка с кем-нибудь, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера» и т. д.).
Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления.
Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому, предлагая ребенку задания, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план, что мы делаем сейчас, что потом и т. д.
Еще одна задача - развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка. Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность для творчества.
Для тревожных детей будет весьма полезным упражнения на релаксацию [48].
Опираясь на данные рекомендации мы достигли с детьми взаимопонимания, доверия. Использование этих рекомендаций позволило нам избежать многих ошибок в своей работе.
Выводы
Таким образом, результаты диаграммы доказывают, что после курса психокоррекционной работы, у дошкольников произошло снижение высокого уровня тревожности. Это говорит о том, что составленная и апробированная программа психокоррекционной работы с детьми эффективна и в дальнейшем может быть использована для коррекции поведения детей с симптомокомплексом «тревоги». Предложенные рекомендации в работе с детьми помогли в дальнейшем снизить тревожность и устранить причины, повлекшие за собой возрастание тревожности у детей. Рекомендации помогли сформировать у родителей полное представление о воспитании ребенка, ребенок ощущает себя уютно и комфортно в семье (он удовлетворен своим положением в семье, снизился дефицит добра, ласки, любви; в семье установилась благоприятная обстановка, исчезла чрезмерная опека.