Пармузина Галина Александровна
Программа по поддержке ребенка дошкольного возраста с признаками художественно-творческой одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
психолого-педагогической поддержки ребенка дошкольного возраста
с признаками художественно-творческой одаренности
Подготовила воспитатель:
Пармузина Галина Александровна
Переславль – Залесский
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретическое обоснование.
1. Пояснительная записка …. 3
2. Нормативно – правовая база программы…. 3
3. Цель программы, задачи….3
4. Участники образовательного процесса….4
5. Ожидаемые результаты…. 4
Публикация «Программа по поддержке ребенка дошкольного возраста с признаками художественно-творческой одаренности» размещена в разделах
6. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности…. 4
7. Художественно-эстетическое развитие одаренного ребенка. ….5
II. Реализация Программы.
1. Основные этапы реализации Программы…. 6
2. Работа с
I. Теоретическое обоснование. педагогами….7
3. Практическая работа с детьми…7
4. Форма работы с родителями…. 8
III. Литература….8
IV. Приложения…9
1. Пояснительная записка.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду. Направление деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется в рамках:
• создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте;
• развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
• повышение профессионального уровня педагогов;
• сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни;
• использование современных технологий.
Одаренность как самая общая характеристика сферы психологического и социально-психологического подхода. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с детьми с признаками одаренности.
2. Нормативно – правовая база программы.
Основанием для разработки Программы психолого-педагогической поддержки ребенка дошкольного возраста с признаками художественно-творческой одаренности являются следующие нормативно-правовые документы:
• Закон РФ «Об образовании»;
• Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной
• Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;
• Основные положения «Декларации прав ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;
• Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ № 1756 – р от 29 декабря 2001 г. ;
• Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002г
3. Цель программы.
Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи:
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников группы.
4. Участники образовательного процесса:
Педагоги, специалисты, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).
5. Ожидаемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем, выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.
В процессе работы планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе.
В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов. Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.
5. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
7. Художественно-эстетическое развитие одаренного ребенка.
Художественная деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства. Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование Я - концепции творца.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
Следовательно, содержательное основание эстетического воспитания ребёнка и представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта)в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём художественном развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного восприятия до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа представления к художественному обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры. При создании условий для свободного выбора и занятий различными видами художественной деятельности у детей воспитывается художественный вкус, чувство гармонии, формируется особая картина мира и складывается Я - концепция, в основе которой лежит творчество как ценность. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для развития творческой одарённости детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Особенности внутреннего мира ребёнка, дошкольника, такими как:
– повышенная эмоциональная отзывчивость;
– синкретичность мировосприятия;
– острота видения;
– глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и новизной;
– искренность, правдивость, содержательность, яркость, красочность,воспринимаемых и создаваемых образов;
– стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира.
Развитие творческой одарённости у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей творческой деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Основу эстетического отношения и художественного развития дошкольника составляют «три кита» –эмоциональность, интерес, активность. И. А. Лыкова считает, что при умелом руководстве различными видами художественной деятельности старшие дошкольники создают осмысленные выразительные образы и адекватными средствами передают в них своё отношение к окружающему миру. В свете задач,стоящих перед муниципальной системой образования и направленных на поисковых способов и технологий, которые обеспечивают более высокое качество образовательных услуг, в том числе технологий улучшения, качества образования посредством создания новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых (педагогов, родителей).
Художественная деятельность развивает творческую одарённость детей при определённых условиях:
1. Создание целостного педагогического процесса художественно-эстетического развития детей.
2. Работа коллектива строится по типу студийной, где в разных художественных группах реализуются принципы сотрудничества, партнёрства взрослых и детей. Это обеспечивает диалогическое взаимодействие в процессе совместной деятельности.
Успешность в овладении художественной деятельностью зависит от психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое,бережное отношение к ребёнку, к результатам любой его деятельности является условием достижения высоких результатов. Педагогическая стратегия руководства художественной деятельностью вырабатывается на основе представлений о конкретном ребёнке и критериях личностного развития ребёнка и детского коллектива. Это позволяет сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка,обеспечить его индивидуальную траекторию развития.
II. Реализация Программы
1. Основные этапы реализации Программы
1этап - диагностико-организационный
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.
Мероприятия:
1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.
2. Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с детьми с признаками художественно-творческой одаренности.
3. Создание творческой работы воспитателей по работе с одаренными детьми.
4. Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей и специалистов детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.
2 этап - практический
Цель: осуществление работы по трем направлениям: работа с педагогами; работа с детьми; работа с родителями.
Мероприятия:
1. Составление индивидуальных планов развития детей с признаками художественно-творческой одаренности для целенаправленного сопровождения их развития и отслеживания его динамики.
2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.
3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток, буклетов по работе с детьми с признаками художественно-творческой одаренности, размещение информации на официальном сайте ДОУ.
3этап — аналитический
Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Мероприятия:
1. Анализ итогов реализации программы.
2. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
2. Коррекция проекта и уточнение программы.
3. Распространение позитивного опыта, публикации на официальном сайте ДОУ.
2. Работа с педагогами.
Чтобы успешно развивать творческий потенциал детей, педагог должен сам отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, эффективны в общении, их влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого, а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких «коллег» по творчеству.
Педагог, работающий с одарёнными детьми должен обладать следующими знаниями и качествами:
• теоретические знания по вопросу одарённости;
• наличие практического опыта;
• позитивная Я-концепция;
• целеустремлённость и настойчивость;
• зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
• эмоциональная стабильность;
• чуткость;
• креативность.
Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми. Для этого используем различные формы работы: консультации, семинары, семинары-практикумы, деловые игры, тренинги.
Основная тематика:
• «Понятие одарённости, её признаки и виды, характеристика одарённых детей дошкольного возраста»;
• «Специфика взаимоотношений в группе одарённых детей»;
• «Особенности организации образовательной работы с дошкольниками, имеющими признаки одаренности»;
• «Развитие Я-концепции, целеустремлённости, настойчивости, креативности педагогов».
3. Практическая работа с детьми
• Организация индивидуальной работы;
• Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные;
• Организация опытно-исследовательской деятельности
• Организация предметных (персональных) выставок.
• Организацию вечеров и праздников.
• Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.
• Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования.
• Конкурсы-выставки детского творчества разной тематики.
• Выставки самостоятельных творческих работ детей.
• Музыкальные шоу («Минута славы», концерты.).
• Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т. д.
Дополнительные образовательные услуги для детей с признаками художественно- творческой одарённостью:
1. Индивидуальные занятия с одаренными детьми с преподавателями ДХШ; 2. Кружковая деятельность в ДОУ с последующими индивидуальными выставками, подгрупповыми тематическими выставками;
3. Посещение музея прикладного искусства;
4. Экскурсии в школу искусств;
5. Участие в творческих конкурсах дополнительного образования «Проталинка».
4. Форма работы с родителями:
• Анкетирование, по результатам которого узнать об отношении родителей к данному развитию их детей.
• Выставки семейных рисунков, семенных плакатов.
• Родительское собрание, на котором предложить основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме.
• Подготовка папок-передвижек, консультаций, перспективный план, рекомендации на тему: «Счастливые родители одаренных детей», «Открытие ребенка», «Взаимодействие в семье», «Талант требует заботы».
• Проведение деловой игры с участием родителей и всего коллектива для выявления критериев успешной работы с родителями. Создание детско-родительских проектов.
Литература:
1. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности /Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. – М., 2002.
2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. : Книга для воспитателя дет. сада – Москва: «Просвещение», 1989.
Савенков А. И. — «Одаренные дети в детском саду и школе. -М.
3. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г.
Интернетрессурсы:
kov_a_i/savenkov_odarennie_detihttp://www.twirpx.com/file/137257/ht
http://сев-сад21. рф/tinybrowser/files/dokumenty/programma-odarennyy-rebenok.pdf
https://infourok.ru/programma-psihologopedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-priznakami-odaryonnosti-v-dou-1967300.html
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение №1
Расписание индивидуальных занятий специалистами
На 20___/___ учебный год
Фамилия, имя ребёнка ___
Группа ___
Специалисты Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Педагог-психолог
Воспитатель ИЗО
Музыкальный руководитель
Библиотекарь
Инструктор по физической культуре
Воспитатель Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане
воспитательно-образовательной работе
Приложение№2
Портфолио одарённого ребёнка
Портфолио может иметь разную форму: копилка достижений, дневник и пр.
Портфолио могут содержать:
• титульный лист с анкетными данными (фамилия и имя ребенка, дата рождения,
• группа детского сада, которую посещает); фотографией; эмблемой, видом
• деятельности, к которому есть способности;
• характеристика ребенка (как проявляются способности, как он к ним относится ит. п.);
• индивидуальный маршрут (траектория) сопровождения развития ребенка (может
• быть представлен в виде плана работы с ребенком и родителями помесячно,
• поквартально);
• рабочие листы и результаты тестирования;
• рекомендации психолога;
• заполненные родителями анкеты;
• сочинения родителей о своем ребенке;
• детские работы (рисунки, сочиненные рассказы и стихи, решенные и сочиненные
• кроссворды, участие в выставках и концертах, личные достижения — преодоление
• психологических барьеров и т. п.);
• грамоты, дипломы, медали от воспитателей и других организаторов конкурсов,
• соревнований, концертов;
• фотографии;
• дневник наблюдений (заметки на полях и т. п.) сопровождающего педагога, его
• пожелания ребенку, рекомендации родителям.
Приложение №3.
Анкета по выявлению художественных способностей у детей для родителей.
1) В каком возрасте Ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку?___
2) Что Вы предприняли, заметив желание ребенка рисовать?___ ___3) В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Воображаемых героев, животных?___
4) Предлагаете ли Вы ребенку, кроме карандашей, фломастеров, красок, другие художественные материалы?___
5) Какое любимое занятие у Вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое?___
6) Как часто Ваш ребенок занят любимым делом?___
7) Что нравится Вашему ребенку больше – раскрашивать готовый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?___
8) Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?___
9) Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?___
10) Отведено ли ребенку специальное место для рисования?___
11) Устраиваете ли Вы дома выставки работ Вашего ребенка?Где?___
12) Высказываете ли Вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли Вы критику в адрес его работ?___
13) Какими методами Вы поддерживаете интерес к художественному творчеству у ребенка? Оказываете ли Вы ему помощь в освоении изучаемого материала?___
14) Принимал ли Ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Каковы были результаты?___