Жданова Ирина
Программа по ОБЖ в младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным проблемам человечества.
В настоящее время наличие потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др., антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Публикация «Программа по ОБЖ в младшей группе детского сада» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности. В дошкольном учреждении все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Программа "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" разработана на основе федерального государственного образовательного стандартов дошкольного образования.
С рождения мы учим ребёнка избегать опасных объектов и ситуаций, а к моменту поступления в дошкольное учреждение эти правила формируются в отдельную дисциплину. Мы уверены: если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать. Ребёнок эффективно усваивает знания, если они даются в определённой системе.
С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности, Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержание программы оставляет за дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий.
В данной программе предлагается материал для работы с детьми, условно разделено на четыре раздела:
1. Безопасность собственной жизнедеятельности.
2. Ребенок и его здоровье.
3. Безопасность на дорогах и на улице.
4. Безопасный отдых на природе.
Цель программы : Сформировать у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
1. Формировать представления и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания.
2. Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
3. Формировать первичные представления о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.
4. Формировать первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
5. Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
6. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.
7. Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.
Принципы:
1. Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке.
2. Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке.
3. Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и т. д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил.
4. Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
Направления:
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Принципы реализации программы.
1. Взаимоотношение педагога и детей основывается на гуманном сотрудничестве и поддержки.
2. Организация занятий строится с учетом возрастных особенностей детей.
3. Подача материала от простого к сложному, с учетом реальных жизненных событий, обеспечивающих их практическую направленность.
4. Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием при общей цели.
5. Занятия направлены на реализацию тематических блоков.
6. Каждое занятие реализует основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.
7. Ведущие формы и методы:
-беседы, игра, наблюдения, игровые приемы, игровые ситуации, труд
-занятия – экскурсии, занятия – сказка, занятия – практикум
-сюжетно – ролевая игра
-проблемно – деловые ситуации
-конкурсы – соревнования
- коллективно – творческие дела.
В программе отражены вопросы ознакомления детей с правила поведения в различных ситуациях, понятия ценности человеческой жизни, безопасности на улице, дома, в быту, на природе,
Для каждой возрастной группы поставлены свои задачи, перспективное планирование составлено по возрастным особенностям.
Раздел 1. Безопасность собственной жизнедеятельности
1.1Опасные предметы
Сформировать у дошкольников представления об опасностях для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту. Научить соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя категорических запретов.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы :
– предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
– предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
– предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Из объяснений педагога ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Необходимо научить детей пользоваться предметами второй группы. Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей
1.2 Опасные ситуации дома
Беспокоясь о безопасности своего ребенка, взрослые должны рассказывать ему о ситуациях, которые могут быть опасными.
«Балкон, открытое окно как источники опасности»
Педагог должен обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
«Экстремальные ситуации в быту»
Раздел направлен на обучение детей дошкольного возраста поведению в экстремальных ситуациях в быту. Например, важно научить детей пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников; потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло и т. д.
«Телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части»
Обучение пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых.
1.3 Один дома
Объяснять ребенку, как правильно вести себя, когда вынужден остаться один дома, потерялся на улице, оказался один на один с чужими людьми, имеющие злые умыслы. Рассматривание типичных ситуаций опасных контактов с незнакомыми людьми. Учитывая то, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными: люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые, целесообразно дать представления о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Рассматривание и обсуждение с детьми возможных ситуаций насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и научить их, как правильно следует вести себя в подобных ситуациях.
1.4 Пожарная безопасность
Разбирая с детьми возможные причины возникновения пожаров важно познакомить их с мерами пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров, научить осторожно обращаться с огнем.
1.5 Небезопасные зимние забавы
Сформировать у детей представления о том, что в зимнее время года существует множество увлекательных и полезных игр и забав для детей. Но дети должны помнить безопасность поведения на горке, катке, ледяных дорожках и т. д., так как зимние забавы могут оказаться травм опасными для детей.
1.6. Поведение ребенка на детской площадке
Обсуждать с детьми возможные опасные ситуации, привлекая личный опыт, случаи из жизни. Стремиться к тому, чтобы дети усвоили правила безопасного поведения и спокойно, соблюдая их. Зная о возможных последствиях, ребенок будет осторожен.
Раздел 2. Ребенок и его здоровье
2.1 Тело человека
Иметь представление о частях тела, о органов чувств и их роли. Знакомство детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме дать элементарные знания об анатомии. Рассказывая о кровообращении, детям предлагается послушать, как бьется сердце, объясняется, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос, перегоняя кровь. Детям предлагается проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.
Главное – не усвоение ребенком формальных знаний, а формирование умения прислушиваться к своему организму, чувствовать его работу.
2.2 Соблюдаем режим дня
Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня, вовремя вставать и ложиться спать, кушать, каждый день делать утреннюю гимнастику, гулять на свежем воздухе, закаляться. Воспитывать у детей чувство ритма, волю, приучать к дисциплине, укреплять здоровье.
2.3 Личная гигиена
Чтобы быть здоровым, нужно быть всегда чистым, хорошо мыть руки, лицо, тщательно вытирать их, чистить зубы, не пачкать одежду.
2.4 О правильном питании и пользе витаминов
Сформировать знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться, есть свежие овощи и фрукты, принимать витамины. Знания о пользе фруктов и овощей, которые являются для человека главными поставщиками витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови.
2.5 Врачебная помощь
Дать детям представление о том, что при заболевании или травме нужно обратиться к врачу, взрослым, знать телефон скорой помощи. Ребенку необходимо уметь оказывать первую помощь. Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих.
Раздел 3. Безопасность на дорогах и на улице.
3.1 Правила безопасного поведения на улице
Формировать представления детей о безопасности на дорогах и улицах, знать правила дородного движения, знание названий (тротуар, дорога, устройстве дорог и улиц. Знакомство детей с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения, объяснение, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Беседы с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Педагог беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, почему нельзя играть на тротуаре и где можно играть
3.2 Твои помощники на дороге
Ребенок должен знать, что он на дороге не одинок, у него есть помощники: дорожные знаки, светофор, взрослые, полиция. Надо только понимать их и взаимодействовать с ними. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами.
3.3 Дорожные знаки
Сформировать у детей представления о дорожных знаках, уметь различать и понимать их. Увлечь детей процессом тематической игры, брать роль водителя на себя. Детям объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Раздел 4. Безопасный отдых на природе.
4.1 Правила поведения на природе
Познакомить ребенка с правилами поведения на природе и всевозможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать этих правил.
Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому человек должен соблюдать правила поведения на природе, чтобы не нарушить эту взаимосвязь и не навредить животному и растительному миру.
4.2 Опасные насекомые
Ребенок должен узнать о том, что растительный и животный мир таит в себе много необычного, а иногда и опасного. Среди безобидных насекомых есть осы, оводы, укусы которых очень болезненны. Только знание о внешнем виде этих насекомых, особенно их поведения и правилах взаимодействия с ними могут ограничить ребенка от нежелательных последствий.
4.3 Ядовитые растения
Познакомить детей с растениями и рассказать об их пользе для человека, о том, что растения являются лекарственными. Помимо лекарственных растений есть и ядовитые растения, которыми можно обжечься или отравиться. Показать детям растения и рассказать чем оно опасно.
4.4 Правила поведения при общении с животными
Общение с животными воспитывает у детей добрые чувства. Но не смотря на то, что кошки, собаки дружелюбные животные и послушны, весело играют с детьми, необходимо помнить и внушить ребенку, что следует быть осторожными с домашними животными, не раздражать их, опасаться агрессивных действий с их стороны, а главное заботиться о них и ухаживать за ними.
Перспективное планирование в младшей группе.
№ Тема Задачи Форма проведения Материал
Раздел 1. Безопасность собственной жизнедеятельности
1.1 Опасные предметы
Закрепить правила обращения с опасными предметами.
Формировать правила безопасного поведения в быту. НОД «Опасные предметы».
Беседы: «Осторожно лекарства!» «Запомните, детки, таблетки – не конфетки»
«Можно – нельзя», «В мире опасных предметов».
Дидактические игры и упражнения «Не бери предметы, которые трогать нельзя», «Можно – нельзя» Картинки или предметы – лекарства, витамины, спички, кнопки.
1.2 Опасные ситуации дома
Рассказать детям о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная газовая плита, электрическая плита). Познакомить детей с телефонами экстренных служб. Беседы «Опасности дома», «Ток бежит по проводам»,вопросы по теме
Рассматривание картинок, обсуждение.
Дидактическая игра «Узнай машину и назови» Сюжетные картинки «Безопасность дома», картинки служебного транспорта, телефоны.
1.3 Один дома
Формировать у детей знания о поведении ребенка в критической ситуации (при встречи с чужими людьми, имеющие злые умыслы).Подготовить его ребенка к сложной ситуации, чтобы он проявил смекалку и выдержку. Беседы: «Как вести себя с незнакомыми людьми», Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
Чтение сказки
«Волк и козлята», «Колобок»
Рассматривание картинок «Безопасность»
Объяснение, рассказ. Картинки «Безопасность»
1.4 Пожарная безопасность
Дать первоначальное представление о пожаре, познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности. Чтение С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом».Чтение потешки «Тили – тили бом»
К. Чуковский «Путаница»
Беседа «Спички не тронь – в спичках огонь», «Как работают пожарные»
Просмотр иллюстрации «Пожар»
Практическое занятие отработка плана эвакуации в случае пожара. Сюжетные картинки,
иллюстрации
1.5 Небезопасные зимние забавы Формировать у детей знания о безопасном поведении в зимнее время года. Беседа «Катаемся на санках» - правила поведения.
Обсуждения, рассказ воспитателя, рассматривание картинок, вопросы.
Сюжетные картинки, иллюстрации.
1.6 Поведение ребенка на детской площадке
Формировать у детей правила поведения на прогулке. Беседа «Как я должен вести себя на площадке», «Расскажем, что находится у нас на площадке».
Объяснения, рассказ, вопросы. Сюжетные картинки.
Раздел 2. Ребенок и его здоровье
2.1 Тело человека Уточнить знания, из каких частей состоит тело человека, дать знания о роли органов чувств. Беседы
«Как устроен мой организм»,
Дидактические игры
«Тело человека»,
Чтение М. Ефремова «Тело человека»
«Запомни движения» Картинки человека
2.2 Соблюдение режима дня Воспитывать у детей чувство ритма. Соблюдать режим дня, укреплять здоровье ребенка, приучать к дисциплине. Беседа «Соблюдаем режим дня»
Дидактическая игра «Найди картинку»,
Объяснение, вопросы. Картинки (предметные и сюжетные)
2.3 Личная гигиена Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки. Заботиться о своем здоровье. Беседы: «Правила гигиены»
Дидактическая игра «Купание куклы»
Чтение потешек.
КЧуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Девочка чумазая»
НОД «Научим хрюшу умываться» Предметные картинки или предметы гигиены
2.4 О правильном питании и пользе витаминов
Уточнить знания детей о полезных продуктах, пользе витаминов их назначении для здоровья и хорошего настроения. Беседа «О правильном питании и пользе витаминов»
Дидактическая игра «Узнай и назови овощи», «Назови правильно»
Игра – ситуация «Кто из нас из овощей».
Рассматривание картинок, объяснение. Картинки, игрушки
2.5 Врачебная помощь Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым. Уточнить знания о работе врача, дать представления об оказании первой помощи и службе «03» Беседа «Как доктор лечит людей»
Дидактические игры «Если кто- то заболел».
Чтение К. Чуковский «Айболит» Картинки, атрибуты к развлечению, музыка
Раздел 3. Безопасность на дорогах и на улице.
3.1 Правила безопасного поведения на улице
Закрепить название видов наземного транспорта. Закрепить знания правил поведения на улице и в общественных местах. Беседа «Как переходить через улицу»
«Посмотри налево, посмотри направо»
Д/игра «Мы шоферы», «Найди и назови».
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Конструирование «Гараж для машины»
Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой» Цветные кружки, строительный материал, картинки
3.2 Твои помощники на дороге
Уточнить знания сигналов светофора и действий пешехода. Упражнять в выполнении правил. Беседы: «Наш друг – светофор»
«О полосатой зебре»
Д/игра «Какой огонек зажегся», "Красный, желтый, зеленый», «О чем говорит светофор»
Чтение С. Михалкова «Если цвет зажегся красный…»
Рисование «Зебра»,
«Светофор»
Аппликация «Светофор материал для рисования. аппликации,
картинки, атрибуты для игр
3.3
Дорожные знаки
Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Осторожно дети!»,, формировать правила поведения на улице.
Игра-имитация «Я-шофер»
Рассматривание дорожных знаков.
Чтение «Загадки про знаки»
Дорожные знаки
Раздел 4. Безопасный отдых на природе.
4.1 Правила поведения на природе
Познакомить детей с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила. Беседа «Правила поведения в лесу»
«Природа – наш дом».
Дидактическая игра «разрешается – запрещается».
Чтение рассказов о природе. Картинки с изображением разных ситуаций, символы зеленого и красного цветов.
4.2 Опасные насекомые
Рассказать детям о том, что среди крошечных и безобидных насекомых, есть осы, оводы и. т., укусы которых очень болезненны и опасны. Рассматривание картинок про насекомых.
Объяснение, рассказ картинки
4.3 Ядовитые растения и грибы
Познакомить детей с растениями, которые приносят пользу человеку. Показать детям ядовитые растения, которыми можно обжечься или отравиться. Беседа, показ иллюстраций «Съедобные и несъедобные грибы»
«Растения, которые лечат».
Дидактические игры «По грибы».
картинки
4.4 Правила поведения при общении с животными
Закрепить знания о правильном поведения с животными, формировать правила осторожности и бережного обращения с ними. Беседа «Контакты с животными»,
«Какие животные могут жить рядом с человеком»
Дидактические игры
«Мы гуляем», «Найди такое же животное и назови».
Объяснения, рассказ. Картинки животных.
Литература.
1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет. 2010г.
2. Майорова Ю. М. Учимся, играя от 2 -3 лет, 3 – 4 лет, 4 – 5 лет, 5 -7 лет 2010г.
3. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. 2010г.
4. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. 2009г.
5. Голицина Н. С. ОБЖ для старших дошкольников. 2012г.
6. Голицина Н. С. ОБЖ для младших дошкольников. 2012г.
7. Грузова М. Ю., Майорова Ю. Смекалочка» 2010г.
8. «Если ты остался дома» ЗАО «Праздник» в ООО «Мега-Пак»
9. «Правила безопасности для детей «ЗАО «Праздник» в ООО «Мега-Пак».
10. Салмина Н. Учимся думать. Что это такое?.2008г.
11. Правила поведения при пожаре. ИПО «Л. Т.
12. Синицина Е. Умные пальчики. Москва. 1999
13. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения2 3-7 лет 2014г.
14. И. Ю. Бордачева Наглядно - дидактическое пособие «Дорожные знаки» 2014г.
15. Беседы о правилах пожарной безопасности» Т. А. Шорыгина 2013г.
.