ЛИЛИЯ ИВАНОВА
Программа по обучению якутским танцам (детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Хореограф МБДОУ детский сад № 95 «Зоренька» Иванова Лилия Ефимовна
Пояснительная записка
Хореография - это один из воспитывающих резервов искусства и значительная возможность приобщения детей к богатству танцевального творчества. Это формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики, приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа. В целях реализации данного положения необходимо в педагогической практике смелее использовать воспитывающие резервы искусства: хореографию, музыку на национальной основе – это значительная возможность для приобщения детей к богатству танцевального и музыкального творчества.
Публикация «Программа по обучению якутским танцам (детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет)» размещена в разделах
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Республика Саха. Якутия
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Основная цель обучения
Не профессиональная подготовка, а эстетическое воспитание средствами танца.
Цель занятий
Развитие танцевальных навыков, музыкально-ритмического воспитания.
Основная задача
Дать детям общее представление о танцевальном искусстве, а также развить общую пластическую культуру тела.
Критерии результативности обучения
После окончания обучения по хореографии ребенок должен уметь:
Старшая группа
Хорошо знать позиции рук и ног с I по III и с I по VI. Свободно двигаться в пространстве, знать ориентировку в зале. Четко выполнять танцевальные движения в сопровождении музыки. Уметь закрепить себе все движения поставленного танца. Уметь слушать музыку.
Подготовительная группа
Хорошо знать все позиции рук и ног с I по III и с I по VI. Свободно двигаться в пространстве, знать ориентировку в зале. Четко, эмоционально выполнять движения танца. Двигаться ритмично. Уметь закрепить себе все движения поставленного танца. Уметь слушать музыку.
Распределение практических занятий по возрастным особенностям
Раздел I :
1 год обучения : Старшая группа (с 5-6 лет)
Выразительные движения, передающую характерные особенность птиц, зверей, животных Движения, подражающие труд Танцевальные
движения Танцы
Езда верхом на коне. «Сбор ягод» «Поймай «Т анец с
бабочку» чоронами»
Шаги гусиные. «Подкрадывание к «Приготовление» «Танец с
махалкой»
Шаги утиные. дичу» кумыса» «Дети аласа»
Прыжки зайца. «Стрельба по «Проба «Якутский
дичу» кумыса» народный»
Полет орла. «Поглаживание «Окропление
меха» кумысом
травы»
«Шитье» «Приподнима
ние на
«Работа с полупальцах»
молотком»
«Сбор цветов»
Подготовительная группа (с 6-7 лет)
Выразительные движения, Движения, Танцевальные Танцы
передающие характерную подражающие движения
особенность птиц, зверей, труд
животных
Бой петухов «Сенокос» «Поклоны» «Северный»
Шаг быка «Шитье» «Кружания» «Приветственный»
Бодание быков «Работа с «Удары с «Стерхи»
Езда верхом на быке молотком» Противополож- «Посвящения в
Езда на лошади ными ногами» воины» «Осуохай»
«Приседания» «Якутский
«Удары по народный»
коленям»
«Удары пятками»
Раздел II :
1. Тренировочные упражнения
Разучивание упражнений предусматривается на середине:
- основное положение (основная стойка);
- положение рук (умению принимать исходное положение рук помогает правильное исполнение всех движений плечевого пояса);
- исходное положение ног;
- положение сидя со скрещенными ногами;
- движение головы (повороты направо, налево; поклоны вверх-вниз; вправо-влево с различной амплитудой); круговые движения, начиная направо или налево.
Упражнение для кистей рук:
а) сгибание кистей вниз и вверх;
б) отведение кистей вправо и влево;
в) кружение кистями наружу и внутрь;
г) постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей.
Все упражнения исполняются неторопливо, с максимальной амплитудой.
Развитие «мышечного чувства» :
а) расслабление мышц плечевого сустава;
б) расслабление и напряжение мышц корпуса;
в) поднимание и опускание плеч;
г) круговое движение плечами;
д) разведение рук в сторону с напряжением;
е) свободное круговое движение рук;
ж) свободное круговое движение рук с прыжком;
з) круговые махи одной рукой и двумя.
Упражнения для ступни:
Упражнения развивают подвижность коленного сустава, мышечного чувства детей, умение сохранять равновесие, укрепляют мышцы.
а) разгибание и сгибание ноги в подъеме, отводить приводить стопу наружу и внутрь (движение наружу делается большим усилием чем внутрь, так как у детей мышцы, отводящие стопу, развиты меньше, чем приводящие);
б) поднимаясь на полупальцах и ходы на полупальцах - упражнение укрепляют мышцы стопы, развивают умение держать равновесие;
в) перенесение тяжести корпуса тела с пяток на носки и обратно; с одной ноги на другую;
г) выпады вперед и назад с пружинным движением в колене;
д) сгибание вперед и разгибание корпуса (упражнение развивает мышцы корпуса и его подвижность);
е) повороты корпуса;
ж) разгибание и сгибание ноги в коленном суставе: резким, четким движением согнуть ногу в колене, оставляя подъем выпрямленным и после краткой выдержки выпрямить всю ногу. Так несколько раз подряд. (Движение исполняется сидя на полу или стоя);
з) большие махи одной ногой или двумя, движение исполняется сидя на полу.
Упражнение развивает подвижность в тазобедренных суставах:
и) шаги: бытовой, легкий шаг с носка (танцевальный, шаг на полупальцах, легкий шаг на полупальцах;
к) понятие о темпе и ритме в движении, умение слушать музыку, определять характер;
л) отражение в движении разнообразных оттенков характера, музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный и торжественный);
м) воспроизведение в движениях (хлопки, шаги, прыжки) ритмического построения музыкальной фразы, разнообразных ритмических рисунков.
Упражнения на ориентировку в пространстве:
а) повороты направо, налево;
б) построение в колонну по одному, по два в пары; построение в колонну по одному, в пары и в обратном порядке;
в) круг, сужение, и расширение круга;
г) змейка.
2. Основные положения, движения рук и расположение танцующих
Положения и движения рук, наиболее характерные для якутских танцев, могут быть различны и изменяться в зависимости от музыки и творческой индивидуальности. Руки соответствуют характеру танца, подчеркивают манеру танцевального движения, основного хода, помогают раскрытию художественного содержания танца. Если танец спокойный, плавный, то руки могут медленно подниматься вперед, в сторону, а в более быстрых якутских танцах руки могут быть разведены в стороны или переходить из одного положения в другое.
У мальчиков руки могут быть опущены вниз или лежат сбоку ниже талии, иногда раскрыты в сторону или в момент прыжка руки могут подниматься в III позицию, могут переходить из одного положения в другое. В массовых танцах (парных) мальчик находится с левой стороны от девочки. Правой рукой держит левую руку девочки или обе руки опущены вниз.
В традиционном танце «Осуохай» исполнители обычно держатся за руки или могут опустить их вниз или в сторону, положив руки на плечи друг друга.
В массовых танцах расположение танцующих и положение рук еще разнообразнее.
Литература:
1. Программа занятий «Якутский народный танец». Попова З. Н., Якутск-1990г.
2. Танцуй детство. М. Н. Румянцева, Якутск-1997г.