Елена Анатольевна Новикова
Упражнения по обучению плаванию на малой воде детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
пражнения выполняются как на суше, так и в воде.
Эти упражнения разделяются на :
1) общеразвивающие и специальные физические упражнения;
2) упражнения для освоения с водой;
3) прыжки в воду;
4) упражнения для изучения техники плавания.
5) игры и развлечения в воде;
Публикация «Упражнения по обучению плаванию на малой воде детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В зависимости от этапа обучения ребёнок выполняет упражнения той или иной группы. Соотношение упражнений из разных групп на каждом этапе обучения определяется условиями для занятий, возрастом и подготовленностью занимающихся.
Общеразвивающие и специальные физические упражнения.
Их необходимо выполнять за 1-1,5 месяца до начала обучения плаванию, а затем ежедневно на суше перед каждым занятием в воде. Еще лучше если дополнительно к этому комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений выполняется утром вместо зарядки. Это возможность новичку в привычных условиях на суше ознакомиться с движениями, характерными для техники плавания.
Общеразвивающие физические упражнения помогают повысить уровень развития таких качеств, как сила, координация движений, ловкость, гибкость, быстрота, что так же необходимо для успешного освоения техники плавания. Сюда относятся такие упражнения, как ходьба, прыжки, наклоны, приседания, отжимания, маховые движения руками и ногами и многие другие.
Специальные физические упражнения направлены на совершенствование подвижности суставов. В основном, эти упражнения, имитирующие движения рук кролем, круговые движения руками вперед и назад «мельница», круговые вращения стоп и другие.
Из этих упражнений составляется комплекс простых упражнений (обычно туда входит 10-12 упражнений).
Упражнения для освоения с водой.
Они широко применяются на первых этапах, помогая обучаемому, освоится в новой непривычной среде и подготовиться к изучению техники плавания. Все эти упражнения обязательно выполняются при задержке дыхания после вдоха. Как уже говорилось, это делается для того, чтобы улучшить плавучесть тела занимающегося, что особенно важно на первых шагах обучения. Упражнения для освоения с водой выполняются на мелком месте, доходящей до уровня пояса или груди. Упражнения для освоения с водой можно разделить на несколько подгрупп.
Упражнения для ознакомления с непривычными свойствами воды
помогают уверенно чувствовать себя в непривычных условиях водной среды, ознакомлению с плотностью, вязкостью, сопротивлением и температурой воды. К этим упражнениям относится разного вида ходьба в воде с различными положениями рук и ног.
Погружения под воду с головой.
Приучают новичков не боятся воды и брызг. Погружаться под воду на задержке дыхания. Умение открывать глаза в воде помогает лучше ориентироваться в водной среде. Упражнения этой группы входят различные погружения под воду с головой.
Всплывание и лежание на воде.
Помогают чувствовать непривычное, взвешенное состояние в воде и способствовать удерживаться у поверхности воды, не выполняя при этом никаких движений. Лежание в горизонтальном положении воспитывает у детей умение удерживать равновесие тела в воде.
В эту подгруппу упражнений входят широко известные: «поплавок», «звездочка», «медуза», и другие.
Скольжение.
Продвижения тела по поверхности воды на груди и на спине, с работой ног и без них, руки при этом принимают любую не подвижную позу. Выполнение скольжений помогает освоить равновесие тела во время движения в воде, научиться тянуться вперед, принимая наиболее обтекаемое положения тела. В эту подгруппу упражнений входят : «стрелочка», «торпеда» и другие.
Выдохи в воду.
Очень важны при освоении техники дыхания. Вдох над поверхностью воды и выдох в воду, многократно повторяющиеся во время плавания в ритме гребковых движений, выполняемых руками и ногами, являются обязательным элементом техники каждого способа плавания. «Научись дышать в воде, и ты научишься плавать» - это поговорка показывает, что дыхание – ключ к освоению техники плавания.
В эту группу упражнений входят однократные и многократные выдохи в воду, а также выдохи в воду с поворотом головы на вдох и выдохом как над водой так и в воду.
Прыжки в воду.
Они помогают быстрее освоиться с водой. Прыжки в воду воспитывают смелость, решительность, умение без страха погружаться на глубину и некоторое время находиться под водой. Выполнение прыжков в воду во время обучения плаванию доставляет занимающимся много радостных эмоций. Подбираются только такие прыжки, при выполнении которых исключается возможность удара о дно. Все зависит от глубины и ширины бассейна. Так в мало габаритных бассейнах можно только выполнять соскоки ногами вниз и соскальзывание в воду из положения сидя на бортике.
Упражнения для изучения техники плавания.
На начальном этапе упражнения выполняются со вспомогательными средствами.
Они выполняются по частям. Выполняя скольжение на груди и на спине, занимающие осваивают положение тела. Одновременно совершенствуется умение делать вдох над водой и выдох в воду. Затем изучаются движения ногами и руками. Подбор упражнений для рук носит индивидуальный характер. Так как обучаемый имеет порок развития правой руки, то гребок правой рукой будет короче. Акцент делается на левую руку. Правая выполняет имитацию гребка. И плыть он будет в основном за счёт работы ног. Разделение освоения техники плавания с помощью упражнений по элементам облегчает обучение и помогает избежать излишних ошибок. Как только занимающиеся научились лежать на воде и скользить, делать выдохи в воду, выполнять движения ногами, умеет согласовывать руки с дыханием, можно сразу же переходить к согласованию этих движений между собой, а затем и к плаванию в полной
координации. Согласование движений проводится
в таком порядке: движения ног с дыханием; движения рук с дыханием; плавание в полной координации на задержке дыхания; плавание в полной координации в сочетании с дыханием.
Как уже говорилось в начале, обучаемый плавает чаще всего с нврукавниками.
Игры и развлечения в воде.
При обучении плаванию детей и подростков обязательно проводятся игры и развлечения на воде. Они не заменимы на занятиях плаванием, делают обучение более эмоциональным, помогают детям полюбить плавание, стимулируют желание заниматься им систематически. Игры в воде способствуют физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию, а также воспитанию самостоятельности, инициативы, умению быстро принимать решения, взаимодействовать в коллективе. Выбор игры зависит от количества играющих, их возраста и подготовленности, глубины температуры воды. Как правило, в игре могут использоваться только те упражнения или движения, которые выполняются всеми участниками игры. Если вода прохладная, игра должна быть активна и проводиться в быстром темпе.
Инструктор по плаванию : ГБОУ СОШ № 1420 корпус 10
Новикова Елена Анатольевна.