Ольга Родионова
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина и я»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
" Моя Родина и я "
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 3-5 лет
Разработчик: Родионова Ольга Ивановна, воспитатель
1. Целевой раздел.
1.1. Введение.
1.2. Пояснительная записка.
1.3. Цель и задачи реализации программы.
1.4. Принципы формирования программы.
2. Планируемые результаты освоения программы.
2.1. Ожидаемый результат.
3. Содержательный раздел программы.
Публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию „Моя Родина и я“» размещена в разделах
3.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы.
3.2. Перспективный план работы в младшей группе
3.3. Перспективный план работы в средней группе.
4. План работы с родителями.
5. Список используемой литературы.
6. Приложения.
1. Целевой раздел
1.1. Введение.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
1.2. Пояснительная записка
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями и болеть ее горестями?
Судьбы Родины в руках человека. Родина, такова какой мы ее сами сделаем. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах и на благо семьи, детского сада, родного поселка, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Но невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Моя Родина и я», разработана в соответствии с ФГОС, «Гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, на основании программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
1.3. Цель и задачи реализации программы.
Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
• Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, поселку.
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
• Воспитывать уважение к труду.
• Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам.
• Расширять представлений о городах России, о главном городе – о Москве.
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
•Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
•Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
1.4. Принципы формирования программы.
Содержание рабочей образовательной программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивающее единство воспитательных и обучающих целей и задач.
Рабочая образовательная программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС ДО:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;
- принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач о, культурно-исторического, личностного подходов.
2. Планируемые результаты освоения.
2.1. Ожидаемый результат:
Младшая группа:
У детей появится чувство ответственности и гордости за свою Родину, за людей прославивших её, чувства сострадания, доброты к окружающим.
У детей сформируются: - первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - чувство гражданственности; -патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достижения, - чувство понимания того, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Средняя группа:
У детей сформируются: - чувства любви к родному краю, к Родине, уважение к защитникам отечества;
- представления о самых красивых местах родного поселка, его достопримечательностях; - представления о культурных явлениях (театре, цирке, зоопарке. вернисаже, их атрибутами связанными с ними профессиями, правилами поведения; - доступные представления о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.);
- представления о Российской армии.
3. Содержательный раздел программы.
3.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Национально региональный компонент реализовывается во всех видах деятельности детей, как часть ООД, а так же на практических видах деятельности, играх, беседах, чтении художественной литературы. Структура ООД позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные, помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
3.2. Перспективный план работы в младшей группе
Сентябрь
«Моя семья» Познакомить детей с понятие семья. Развивать речевые умения детей рассказывать о себе, своей семье. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, дому. Беседа «Я люблю папу и маму» Игра-драматизация «Петушок и его семья»;
Дидактическая игра «В гостях у куклы Машеньки» Сюжетно-ролевая игра:«Семья»
Октябрь
«Наш детский сад» Познакомить детей с понятие детский сад. Развивать речевые умения детей рассказывать о себе, своей семье. Воспитывать любовь и уважение к сотрудникам ДОУ. Беседа: «Знакомство детей с трудом работников ДОУ» Дидактическая игра: «Назови, кто это?» Сюжетно-ролевая игра: «Приготовим угощенье»
Ноябрь
«Мой поселок» Учить детей находить различия: в поселке многоэтажные и одноэтажные дома, разные улицы разнообразный транспорт. Познакомить с особенностями труда людей. Обогащение представлений детей о транспорте, его видах, значении для человека. Воспитывать любовь к поселку. Игра-путешествие: «Мой поселок»
Дидактическая игра : «Машины едут по поселку» Конструирование: «Мы построим новый дом». Сюжетно-ролевая игра: «Едем на машине»
Декабрь
«Новый год. Традиции русского народа» Познакомить детей с веселым праздником - Нового года. Дать понять, что Люди в домах наводят порядок, ходят в гости, дарят подарки, украшают елку игрушками и огоньками, водят хороводы. Воспитывать любовь и уважение к праздникам. Чтение стихов и сказок; «Новогодний праздник»
Сюжетно-ролевая игра: «В гости» Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие детей младшего дошкольного возраста»
Январь
«Наша Родина – Россия» Познакомить детей с понятием – Родина (где ты живешь с родителями) природой родного края ; развивать умение наблюдать и описывать увиденное, воспитывать любовь к своему родному краю. Беседы: «Моя малая Родина»; «Природа России» Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В. Степанова «Наша природа».
Февраль
«Наша армия» Познакомить детей с праздником пап. Рассказать, что воины охраняют границы Родины, что они сильные, смелые. Формировать чувство уважения к мужчинам – защитникам родины. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Беседа: «Наша армия сильна»
Дидактическая игра:«Сильные и ловкие» Сюжетно-ролевая игра: «Мы сильные и ловкие ребята»
Март
«Моя мама» Раскрыть детям многогранный образ мамы -труженицы, воспитывать любовь и уважение к своим мамам, доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей. Чтение стихов, пение песен о маме. Праздник: «Милой мамочке» Сюжетно-ролевая игра: " Семья»
Апрель
«Наши космонавты» Дать детям сведения о космосе, Луне, звездах, солнце. Воспитывать любовь к родной стране Беседа: «Что такое космос» Сюжетно-ролевая игра: «Летим в полет»
Май
«Правила, по которым мы живем» Учить детей общению и поведению в детском саду: умение общаться с детьми, использовать вежливые формы обращения, с уважением обращаться с просьбами, вопросами, попросить помощи.
3.3. Перспективный план работы в средней группе
Сентябрь
Первая неделя «Осень на улицах поселка» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, воспитывать умение наблюдать за ней, сформировать представления об осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе. Проект: «Растительный мир нашего края»
Вторая неделя «Улицы моего поселка» Продолжать знакомить детей с улицами поселка, строениям, природе; развивать умение наблюдать и описывать увиденное, воспитывать любовь к своему родному краю. Конструктивная деятельность: «Загородки и заборы» Рисование: «Красивые флажки на улице» Дидактическая игра: «Кто на чем ездит»
Третья неделя «Моя родная природа» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, животным, дарам осени: цветы, овощи, фрукты, грибы, ягоды. Организованная образовательная деятельность: «Моя семья» Рисование: «Цветные шары для семьи» Дидактическая игра «Кто где живет?» Чтение художественной литературы: «Бабушкин садик» Сюжетно-ролевая игра: «Семья. Варим обед из овощей»
Октябрь
Первая неделя «Золотая осень» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте осени, воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления об осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе. Организованная образовательная деятельность «Развитие речи» : Чтение стихов об осени: «Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин, «Осенние листья» Н. И. Майков Аппликация: «Лодки плывут по реке Нерской Чтение художественной литературы: «Улицей гуляем» С. А. Дрожжин. Сюжетно-ролевая игра» Транспорт (Автобус)» Дидактическая игра: «Кто на чем ездит»
Третья неделя «Мои домашние животные» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к домашним животным, умению за ними ухаживать, воспитывать любовь к окружающему миру, своей семье и домашним обитателям.
Ноябрь
Первая неделя «Родная страна, нет тебя дороже» Закрепить название родного поселка, страны, в которой дети живут, развивать патриотические чувства, воспитывать у детей чувство любви к своему родному краю. Беседа: «А где же я живу?» Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника», «Магазин» Дидактическая игра: «Кто где работает?» Чтение стихов о Родине.
Вторая неделя «Поздняя осень» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте поздней осени, воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления об русской осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе. Чтение художественной литературы: «Первый снег» Я. В. Аким Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Осенние посиделки» Рисование: «Корзина с дарами осени»,
Третья неделя «Как дикие животные готовятся к зиме» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, животным, которые готовятся к зиме. Закрепить название жилищ диких животных. Воспитывать любовь к своему родному краю, животным, чувство сострадания.
Декабрь
Первая неделя «Здравствуй, зимушка, зима» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы, воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления о русской зиме, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Стайка снегирей на ветках» Чтение русской народной сказки: «Зимовье зверей». Рисование : «Кто в зимнем домике живет?» Дидактическая игра: «Зима или весна?». Театральная деятельность: «Зимушка-зима»
Вторая неделя «Зимние русские забавы» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы. Развивать умение называть зимние игры, забавы, название улиц поселка. Воспитывать любовь к родному краю.
Третья неделя «Приметы зимы, зима в родном поселке» Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, приспособлении человека к жизни зимой. Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы на улицах поселка. Беседа: «Зима в родном поселке» Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
Четвертая неделя «Новогодний праздник. Рождество» Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.
Январь
Первая и вторая неделя «Зима в лесу» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы в лесу, углубить знания о зимовье зверей, птиц, растений. Воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления о русской зиме, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе. Беседа: «Покормите птиц зимой» Организованная образовательная деятельность «Стайка снегирей на ветках рябины» Рисование: «Маленькой елочке, холодно зимой».
Третья неделя «Народные игрушки. Народно - прикладное искусство» Формировать знания детей о русской народной игрушке, предметам народно – прикладного искусства
Воспитывать уважение к русскому ремеслу. Беседа: «Русские народные игрушки» Организованная образовательная деятельность: «Декоративное рисование - украсим платочек», аппликация: «Тележка с игрушками» Сюжетно ролевая игра: «Семья. Мои игрушки Экскурсия в музей: «Русская изба»
Четвертая неделя «Профессии взрослых» Формировать знания детей о профессиях людей, работающих в поселке.
Февраль
Первая неделя «Мои друзья и я. Доброта». Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Инсценировка русской народной сказки: «Кот, петух, лиса»
Вторая неделя «Любимые сказки» Формировать знания детей о сказках, их значении для людей. Продолжать знакомить с русскими народными сказками
Третья неделя «Наша армия» Познакомить детей с Российской армией – надёжной защитницей нашей Родины. Рассказать детям о людях, прославивших нашу страну в годы войны и в наше время. Беседа: «Российская Армия»
Март
Первая неделя «Мамочка моя, любимая» Раскрыть детям многогранный образ мамы -труженицы, воспитывать любовь и уважение к своим мамам, доброе, заботливое отношение к женщинам, стремление помогать им. Беседа: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны". Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Готовимся встречать 8 марта».
Третья неделя «Весна» Формировать у детей знания весне. Устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями весной. Углублять представления об условиях жизни растений и животных. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. Воспитывать любовь к родной природе. Беседа: «Весна» Организованная образовательная деятельность: «В гости к хозяйке луга» Дидактическая игра: «Признаки весны?» Театральная деятельность: «В гости к нам весна пришла» Праздник фольклорный: «Проводы русской зимы»
Четвертая неделя «Из чего что сделано» Совершенствовать умение самостоятельно определять материалы: стекло, металл, пластмасса, фарфор, фаянс, полиэтилен, ткань и их свойства и качества. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их назначению и или определенным признакам. Развивать умение определять предметы сделанные руками человека. Воспитывать любовь к родине, людям – труда Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «В мире пластмассы» Дидактическая игра: «Что за материал?» Сюжетно-ролевая игра: «Магазин. Одежда и обувь». Конструктивная деятельность: «Домики и сарайчики»
Апрель
Первая неделя «Весна и природа» Продолжать формировать у детей знания весне, об изменениях в родной природе, на улицах поселка. Устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями весной. Углублять представления об условиях жизни растений и животных. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. Воспитывать любовь к родной природе. Беседа: «Береги природу» Организованная образовательная деятельность по развитию речи: «Рассказывание по картине: «Весна в лесу», «Экологическая тропа весной. Опыты» Рисование: «Весна в лесу». Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
Вторая неделя "Родная страна. Космос»» Расширять знания о родной стране, о государственных и народных праздниках. Дать сведения о космосе, луне, звездах, солнце. Развивать у детей умение называть героев космонавтов. Воспитывать любовь к родной стране и праздникам. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Праздники страны. День космонавтики» аппликация: «Полет на луну» Конструктивная деятельность: «Ракета» Развлечение: «День земли»
Третья неделя «Предметы и народные игрушки. Забавы» Формировать представление у детей об окружающих предметах их назначение: мебель, бытовые, одежда, посуда, игрушки, о истории их появления. Развивать умение определять качество материалов, классифицировать. Воспитывать у детей любовь и уважение к игрушкам, предметам и забавам русского народа. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Путешествие в прошлое» Рисование: «Моя любимая народная игрушка» Дидактическая игра: «Одежда», «Мебель», «Посуда» Экскурсия в музей: «Русская изба. Утварь» Развлечение: «Русские народные игры и забавы»
Май
Первая неделя «День Победы» Познакомить детей с историей начала Великой Отечественной войны. Весь народ поднялся на защиту Родины : героический вклад в победу над врагом армии, в тылу, взрослыми и детьми. Традиция- празднование Победы русским народом. Воспитывать уважение и память о погибших защитниках Родины. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «День победы» Развлечение: «День победы» Сюжетно-ролевая игра: «Самолет» Дидактическая игра: «Моряки»
Вторая неделя «Правила, по которым мы живем»!» Приобщать детей к коммуникативному общению и нравственным нормам : умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, установить контакт с помощью вербальных и невербальных (мимика, пантомима) средств, тактично.
4. План работы с родителями.
Взаимодействие с родителями
1. Консультации, рекомендации, беседы и т. д.
2. Анкетирование, тестирование.
3. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.
Изобразительная деятельность
1. Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники». «С кем я живу», «Портреты членов семьи».
2. Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад», генеалогическое древо семьи.
Трудовая деятельность
1. Посильная трудовая деятельность в ДОУ, акции: " Посади свое дерево", " Лучший участок", " Лучший Цветник"
Образовательная деятельность.
1. Ориентирование: составление плана квартиры, комнаты,
Социальное развитие
1. Выпуски семейной газеты «Патриотическое воспитание детей в семье», " Семейные традиции".
2. Создание альбомов, газет, портфолио.
Здоровье и физическое развитие
1. Составление правил безопасного поведения на улице, дома.
Музыка.
1. Проведение праздников: " Рождество Христово", " Масленица", «Мамин день», «День Защитников Отечества», "День Победы " .
2. Разучивание песен, стихов: о детском саде, доме, о маме, России, природе, защитников Родины.
Работа с родителями.
Младшая группа
Месяц Содержание работы
Сентябрь Консультация: " Предметно -развивающая среда в ДОУ, как средство нравственно-патриотического развития ребенка" Ширма: " Как преодолеть трудности в общении у детей "
Октябрь Семейная ассамблея: «Растим детей добрыми и отзывчивыми» Беседа: «Как быть добрым в окружающем его мире»
Ноябрь Беседа: «Культура поведения вашего ребенка в окружающем мире» Рекомендации: " Устное народное творчество в нравственном воспитании ребенка»
Памятка: " С чего начинается Родина"
Декабрь Семейная ассамблея: «Правила взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми» Рекомендации:" Зимние народные забавы детей"
Январь Акция: " Поможем птицам зимой!" Родительское собрание : " Культура поведения детей 3-4 лет. "
Февраль Консультация: «Растим будущих защитников родины. Патриотическое воспитание детей 3-4 лет"
Рекомендации:" Воспитание у детей духовно- нравственных качеств"
Март Консультация: «Воспитание у детей младшего возраста любви и уважения к взрослым и их труду"
Семейный календарь: " Игры - драматизации в развитии нравственных качеств у дошкольников" Ширма: " Трудовые поручения младших дошкольников в ДОУ и дома"
Апрель Семейная ассамблея: «Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников» Ширма: "Художественно - эстетическая деятельность дошкольников"
Май Консультация: «Воспитываем детей добрыми и отзывчивыми по отношению к окружающему миру"
Рекомендации:" Экологическое воспитание детей. Меры осторожности в природе"
Работа с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию
Средняя группа
Месяц Содержание работы
Сентябрь Семейный календарь: "Ознакомление дошкольников с миром природы. Экологическое воспитание " Беседа: "Воспитание у детей доброжелательного отношения к сверстникам и окружающему миру".
Октябрь Консультация: "Значение художественной литературы в развитии познавательных способностей детей» Рекомендации: " Как знакомить детей с миром природы в семье"
Ноябрь Семейная ассамблея: "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Знакомство детей с государственной символикой России". Беседа:«Труд детей дома. Кормушки для птиц и как их сделать.» Рекомендации: " Дети - друзья природы. " Влияние домашних животных на развитие ребенка"
Декабрь Консультация:"Наши привычки – привычки наших детей"
Семейная ассамблея: "Трудовое воспитание в семье и ДОУ и его влияние на воспитание детей"
Январь Беседы: «Как отвечать на детские вопросы об окружающем мире» Родительское собрание : «Воспитание у детей дошкольников любви и бережного отношения к природе.
Февраль Консультация: «Социально - коммуникативное развитие детей 4-5 лет».
Рекомендации"Растим будущего мужчину"
Март Консультация: «Роль дидактических игр на познавательное развитие» Фото- конкурс: "Я и мой питомец"
Апрель Консультация: " Художественно - эстетическое развитие детей 4-5 лет Беседа: «Книги, которые вы читаете дома детям». Рекомендации:"Правила общения с птицами".
Май Консультация: "Нравственно -патриотическое воспитание подрастающего поколения" Это интересно знать:" Влияние природы на познавательное развитие детей" Конкурс чтецов: День Победы
Работа с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию
5. Используемая литература:
1.. Н. Г. Зеленова, Л. Н. Осипова «Мы живем в России» Москва 2008г.
2. М. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва 2008г.
3. Е. А. Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Москва 2003г.
4. О. С. Зверева, Т. С. Кротова «Родительские собрания в ДОУ 2007г.
Журнал «Дошкольное воспитание №12 – 2007г., №2 – 2008г.
5. Е. И. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» 1976г. ;