Екатерина Зайцева
Программа по изобразительной деятельности для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Творческая мастерская» для детей 4-5 лет
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Публикация «Программа по изобразительной деятельности для средней группы» размещена в разделах
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка. Также для развития воображения, творческого мышления и творческой активности дошкольников в данной рабочей дополнительной образовательной программе используются элементы нетрадиционных техник рисования, которые демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования, а также возможность самовыражения. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Отличительные особенности программы
Программа имеет художественную направленность. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире и в этом нам помогают традиционные и нетрадиционные техники рисования.
Отличительной особенностью программ по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Адресат программы. Возрастные особенности детей 4-5 лет
Значительное развитие детей среднего дошкольного возраста получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей
Цель и задачи программы
Цель: формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
обучающие:
• Обучить детей нетрадиционной технике рисования.
• Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования.
• Обучать приемам рисования и способам изображения.
• Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
развивающие:
• Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
• Развивать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, репродукций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов, цветовую палитру, восприятие тёплых и холодных красок.
• Развивать творческие способности детей.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Условия реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Совместная деятельность педагога с детьми в форме кружковой работы с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 20 минут. Занятия начинаются с октября и заканчиваются в апреле.
Форма организации детей на занятии – групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа).
Условиями для реализация дополнительной общеобразовательная общеразвивающей программы является наличие группы дошкольников не более 15 человек.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие форма и методы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет, чтение, рассказ, пояснение, объяснение, словесная инструкция).
- наглядные (наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом).
-практические (упражнения для отработки необходимых навыков).
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Материально-техническое оснащение для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№ п/п Содержание
1 Помещение для занятий: групповая комната.
2 Уголок художественного творчества в группе.
3 Технические средства : CD и аудио материал, ноутбук для демонстраций презентаций.
4 Инструменты и приспособления: цветной картон формата А4, бумага для рисования «Вулканический песок», крафт-бумага для творчества формата А 4 и А3, цветной картон формата А3, кисти (плоские, круглые, веерные, краски гуашь, влажные салфетки, фартуки с нарукавниками, палитра для смешивания красок, стаканы для воды, подставки для кистей.
5 Наглядный материал: презентации; дидактические игры, педагогические эскизы.
Планируемые результаты
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дети создают оригинальные образы (композиции) изобразительно – выразительными средствами;
Экспериментируют с изобразительными материалами;
Проявляют фантазию художественного творчества;
Свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков;
Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа;
Владеть первичными навыками дизайнерского искусства;
А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием в нетрадиционных техниках.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
I. Учебный план работы по программе.
№ п/п Название темы
Количество занятий Формы контроля
Всего Теория Практика
1 Диагностика
«Банка с соленьями» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
2 «Мой друг, Крошик» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
3 «Улитка» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
4 «Домик для гномика» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
5 «Вини-Пух» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
6 «Чайник-дом» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
7 «Чайник-дом» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
8 «Милая овечка» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
9 «Милая овечка» 1 0.5 0.5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
10 «Муха-Цокотуха» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
11 «Кот в свитере» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
12 «Кот в свитере» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
13 «Лев Гоша» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
14 «Елочные игрушки» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
15 «Царевна – лягушка» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
16 «Царевна – лягушка» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
17 «Лисичка и Снежинка» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
18 «Сорока-белобока» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
19 «Краб по имени Мак» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
20 «Корабль в бутылке»
(подарок для папы)» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
21 «Сказочные цветы»
(гуашь + фон в технике дудлинг) 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
22 «Сказочные цветы»
(гуашь + фон в технике дудлинг) 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
23 «Ежик в ромашках» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
24 «Ежик в ромашках» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
25 «Клоун» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
26 «Морковка» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
27 «Крутой ананас» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия
28 «Майский жук» 1 0,5 0,5 Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия