Татьяна Блинова
Программа по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель, принципы, структура Программы 5
1.3. Планируемые результаты освоения Программы 6
1.4 Условия реализации программы 7
2. Содержательный раздел 8
2.1. Содержание образования 8
2.1.1. Перспективное планирование 8
3. Организационный раздел 12
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы 12
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 14
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Программа по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными
понятиями и явлениями детей дошкольного возраста?
Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценност-
ное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-эко-
номическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать
и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п., о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги»
и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость трудолюбие.
К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.
Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из опреде-
ляющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой
сложной области человеческой деятельности, как экономика.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно»,
«выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить
ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.
При этом экономическое воспитание способно обогатить социально – коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена —«детского бартера» : ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля. Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возмож
ность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др., когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные, зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т. д. — представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним.
В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают,
получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудо-
вого и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже
должна быть эта взаимосвязь.
Программа экономического воспитания дошкольников (далее — Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым.
Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования, а также материалов книги А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику»_2015.
_
1.2. Цель, принципы, структура программы :
Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти
в социально-экономическую жизнь, способствовать
формированию основ финансовой грамотности у детей
данного возраста.
Основные задачи Программы
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рацио
нальность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.
Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(далее — ФГОС ДО). Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.
Реклама: правда
и ложь, разум
и чувства, желания
эПрограмма состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием:
1. «Труд и продукт (товар)»,
2. «Деньги и цена (стоимость)»,
3. «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», 4.«Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию
у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаи-
модействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков
самопознания, самооценки.
1.3 Планируемые результаты освоения программы :
В процессе нравственно-трудового и экономического
воспитания дети начинают осознавать смысл таких
базисных качеств экономической деятельности людей,
как экономность, бережливость, рациональность,
деловитость, трудолюбие.
В результате освоения Программы дети :
1. адекватно употребляют в играх,
занятиях, общении со сверстниками
и взрослыми знакомые экономические
понятия (в соответствии
с используемой Программой);
2. знают и называют разные места
и учреждения торговли: рынок,
магазин, ярмарка, супермаркет,
интернет-магазин;
3. знают российские деньги, некоторые
названия валют ближнего и дальнего
зарубежья;
4. понимают суть процесса обмена
валюты (например, в путешествии);
5. знают несколько современных
профессий, содержание
их деятельности (например,
предприниматель, фермер,
программист, модельер и др.);
6. знают и называют разные виды
рекламы, ее назначение, способы
воздействия;
7. адекватно ведут себя в окружающем
предметном, вещном мире,
в природном окружении;
8. в случаях поломки, порчи вещей,
игрушек, игр проявляют заботу,
пытаются исправить свою
или чужую оплошность;
9. любят трудиться, делать полезные
предметы для себя и радовать других;
10. бережно, рационально, экономно
используют расходные материалы
для игр и занятий (бумагу, карандаши,
краски, материю и др.);
11. следуют правилу: ничего
не выбрасывай зря, если можно
продлить жизнь вещи, лучше отдай,
подари, порадуй другого, если она
тебе не нужна;
12. с удовольствием делают подарки
другим и испытывают от этого радость;
13. проявляют интерес к экономической
деятельности взрослых (кем работают
родители, как ведут хозяйство и т. д.);
14. замечают и ценят заботу о себе,
радуются новым покупкам;
15. объясняют различие понятий
благополучия, счастья и достатка;
16. проявляют сочувствие к другим
в сложных ситуациях;
17 переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
18. с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
1.4. Условия реализации программы
Данная рабочая программа является парциальной
по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.
Содержание рассчитано на детей от 6 – 7 лет
Данная работа организуется в подготовительной группе с сентября по май учебного года включительно в форме совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности ребенка, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Познание».
Работа проводится 2 раза в месяц во второй половине дня в виде свободной от занятий деятельности, 18- раз в год длительность занятий:
от 6-7 лет 25-30 минут.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образования
Перспективный план образовательной деятельности в подготовительной группе (6-7 лет).
2.1.1 Перспективное планирование по экономическому воспитанию
детей подготовительной группы
месяц блок Тема работы цели Форма работы
1. сентябрь Деньги и цена (стоимость) Купюры и монеты Познакомить детей с различными достоинствами купюр и монет С. Р. игра «магазин»
2. сентябрь Труд и продукт труда Моя мама на работе Познакомить детей с различными профессиями, объяснить значение трудовой деятельности Чтение рассказа С. Михалкова
«А что у вас?»
3. октябрь Деньги и цена (стоимость) (бюджет) В гостях у экономистов Что такое бюджет, из чего он складывается понятие доходы и расходы Игра – занятие
4. октябрь Реклама (правда и ложь) Как мужик корову продавал Объяснить детям о значении рекламы, дать ей определение. Театр – инсценировка
5. ноябрь Труд и продукт Заплатка Учить детей уважать свой и чужой труд, поощрять желание трудиться Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» беседа и раскрашивание раскрасок по произведению
6. ноябрь Полезные привычки и навыки в быту Подарок лучшей подруге Дать детям представление о своем и чужом. Какими вещами может распоряжаться ребенок самостоятельно Беседа и обсуждение
7. декабрь Труд и продукт Заводы и фабрики нашего города Дать детям представление о заводах, как о месте изготовления выпускаемой продукции Рассматривание сюжетных картинок беседа по теме.
8. декабрь Полезные экономические привычки и навыки в быту Мастерская по лечению книг Воспитывать уважение и бережное отношение не только к своим вещам и вещам товарищей Навести порядок на книжных полках, заклеить и подделать книги, которые в этом нуждаются
9. январь Деньги (цена и стоимость) Зарплата Дать детям представления о том, что деньги просто так не даются, они зарабатываются
(Зарплата, пенсия, стипенция) С. Р. игра «Моя семья»
10. январь Реклама (правда и ложь) Реклама, реклама Рассказать детям о том, что реклама – двигатель торговли. Помочь в создании рекламы на собственном примере Создание детьми собственной рекламы в форме рисунков, текстов,игр, стихов и пр.
11. февраль Труд и продукт Колосок На примере сказки показать о пользе и значении труда, учить уважать людей умеющих и желающих трудиться Чтение русской народной сказки, беседы и обсуждения
12. февраль Деньги и цена (стоимость) Муха - цокотуха Дать представление о покупательской способности денег, как средстве платежа и накоплений Чтение сказки К. Чуковского беседа и обсуждение. Игра – инсценировка.
13. март Полезные экономические привычки и навыки в быту Экономия и экономика Объяснить детям значение экономии воды, света, тепла. Почему экономить и беречь – хорошо, а жадничать плохо Решение ситуативных задач
14. март Реклама (правда и ложь) Путешествие в страну игрушек Учить детей правильно определять свои возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется Игра – инсценировка
15. апрель Труд и продукт Бабушка - загадушка Формировать и закреплять представления о труде и лени
Загадки о труде и профессиях
16. апрель Деньги и цена (стоимость) Валюта Дать детям представление о денежных знаках других стран Беседа – обсуждение, просмотр презентации
17. май Деньги и цена (стоимость) Работник банка Производство денег, почему нельзя напечатать денег столько, сколько хочешь С. Р. игра
18. май Включить все четыре блока Итоговое мероприятие Закрепить полученные в ходе учебного года знания, придумать денежную банкноту нашей группы Игра -викторина, художественное творчество
3. Организационный раздел
3.1 Материально – техническое обеспечение реализации программы
Организация, реализующая Программу, должна обеспечить материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенных ею целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч. :
осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей, педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
использовать в образовательном процессе современные образовательные тех
нологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
—— обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей, с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
—— обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
—— обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе,
должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения
Программы;
2) выполнение организацией требований:
—— санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
• к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
• оборудованию и содержанию территории;
• помещениям, их оборудованию и содержанию;
• естественному и искусственному освещению помещений;
• отоплению и вентиляции;
• водоснабжению и канализации;
• организации питания;
• медицинскому обеспечению;
• приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятель-
ность;
• организации режима дня;
• организации физического воспитания;
• личной гигиене персонала;
— пожарной безопасности и электробезопасности;
— по охране здоровья воспитанников и охране труда работников организации;
3) возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организация должна иметь все необходимое для образовательной деятельности воспитанников :
1. Учебно – методический комплект программы
2. Помещение для занятий и проектов, обеспечивающих образование детей, через игру, общение и другие формы активности ребенка.
3. Оснащение предметно – развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.
4. Мебель, техническое оборудование, спортивный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.
3.2 Рекомендуемая литература
1. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова;
М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
2. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию, 2012. 104 с.
3. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336с.
4. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8.
С. 349–351.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Модель организации образовательного процесса
в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
6. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41.
7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
8. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. : «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество
России, 2005. 256 с.
10. Занимательные финансы, Азы финансовой грамотности для дошкольников