Приложение МААМ

Программа по дополнительному образованию «Математические ступеньки» в средней группе

Оксана Шанина
Программа по дополнительному образованию «Математические ступеньки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Программа по дополнительному образованию в средней группе

1.1 Пояснительная записка.

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Публикация «Программа по дополнительному образованию „Математические ступеньки“ в средней группе» размещена в разделах

В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.

Организация кружка «Математические ступеньки» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во второй половине дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления. Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений является:

• федеральным закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ;

• закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

• гражданским кодекс Российской Федерации;

• постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706;

• приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Формы организации ООД

В процессе ООД используются различные формы:

• традиционные;

• комбинированные;

• практические;

• игры, конкурсы.

Методы:

• словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения);

• игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

• практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

• наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий);

• показ мультимедийных материалов.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы :

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.

Задачи программы :

1. Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей.

2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции.

3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.

5. Воспитывать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки.

1.3 Учебно-тематический план

№ п/п Тема занятия Количество

1 Один – много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой и маленький. Круг. 1

2 Сравнение чисел 3 и 4. Счет по образцу. Загадки. Времена года. Осень. Слева, справа. 1

3 Установление соответствий между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. 1

4 Счет по образцу, сравнение чисел 4 и 5. Части суток. Слева, посередине, справа. 1

5 Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге и квадрате. 1

6 Закрепить знания о цифре1. Большой, поменьше, маленький. Одинакового размера. Треугольник. 1

7 Ознакомление с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. 1

8 Закрепить знания о цифре 2. Короткий-длинный. Овал. 1

9 Ознакомление с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. Осень. 1

10 Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Развитие внимания. 1

11 Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3 и 4. Широкий, узкий. Прямоугольник. 1

12 Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу. Сравнение смежных чисел. Установление равенства. 1

13 Ознакомление с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Развитие внимания. 1

14 Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3,4. Влево, вправо. 1

15 Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3,4. Счет по образцу. Сравнение чисел3 и 4. Далеко, близко. 1

16 Вверху, внизу. Слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. 1

17 Ознакомление с цифрой 5. Слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей. 1

18 Закрепить знания о цифре 5. Сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро, медленно. 1

19 Ознакомление с порядковыми числительными. Верхний правый угол. Нижний правый угол. Левый верхний угол. Нижний левый угол. Середина. 1

20 Закрепить знания о порядковом счете. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький, установление последовательности событий. 1

21 Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Закрепление понятий «широкий, поуже, еще уже, самый узкий». Установление последовательности событий. Части суток. 1

22 Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр. 1

23 Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. 1

24 Установление соответствий между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине и справа. Развитие внимания. 1

25 Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо. Установление последовательности событий. 1

26 Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера, развитие внимания. 1

27 Закрепление знаний о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Развитие внимания. 1

28 Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Развитие внимания. 1

29 Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счет. Слева, справа., вверху, внизу. Развитие внимания. 1

30 Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. 1

31 Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года. 1

32 Итоговое занятие «Путешествие в мир цифр». 1

1.4 Содержание образовательной программы

Все ООД проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность ООД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе ООД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.

ООД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям.

Программа рассчитана на 1 год на детей 4 – 5 лет. Кружок работает 1 раз в неделю по 20 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.

Основными принципами программы математического кружка являются :

- принцип наглядности: предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности : иллюстрации, образцы, схемы;

- принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно;

- принцип занимательности : изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;

- принцип личностно-ориентированного общения: предполагает, что в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Количество и счет

Закрепить умение:

— считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние числительных по порядку с указанием на предметы, расположенные в ряд; согласование в роде, числе и падеже числительного с существительным; отнесение последнего числительного ко всей группе).

Цель:

Познакомить:

— с цифрами от 1 до 5;

— стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.

Учить:

— писать цифры по точкам;

— соотносить цифры с количеством предметов;

— понимать отношения между числами в пределах пяти;

— отгадывать математические загадки;

— различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы Сколько? Который? Какой по счету?;

— устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению.

Величина

Цель: Учить:

— сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять размеров);

— употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький);

— выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Геометрические фигуры

Закрепить знания:

— о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

— геометрических телах (шар, куб, цилиндр).

Учить:

— представлению о том, что фигуры могут быть разного размера; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.

Ориентировка во времени

Закрепить умения:

— различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь);

— различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).

Учить:

— отгадывать загадки о частях суток, временах года;

— различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;

— различать понятия быстро, медленно.

Ориентировка в пространстве

Продолжать учить:

— различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева - направо;

— обозначать словами положение предмета относительно себя.

Учить:

— ориентироваться на листе бумаги.

Логические задачи

Продолжать учить:

— решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

1. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение. Программа имеет необходимую для работы материально-техническую базу, состоящую из перечисленного ниже оборудования:

№ Оборудование Кол-во

1 столы 10

2 стулья 20

3 стол воспитателя 1

4 доска 1

5 компьютер для педагога 1

6 телевизор 1

7 мультимедийное оборудование 1

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы :

1 Наглядно-демонстрационный

2 Набор геометрических плоскостных и объемных фигур

3 Презентации и учебные фильмы (по темам занятий)

4 Раздаточный и счетный материал

5 Учебное пособие

2.2 Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети должны:

• считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;

• называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;

• понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;

• отгадывать математические загадки;

• различать количественный, порядковый счет;

• устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;

• находить заданные геометрические фигуры среди множества других;

• сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;

• выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;

• отгадывать загадки о временах года;

• различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно-,

• уметь ориентироваться на листе бумаги;

• решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

• понимать задание и выполнять его самостоятельно;

• проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Каждое занятие, предложенное в книге, соответствует федеральным государственным требованиям к структуре обязательной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как построено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными воз-можностями и особенностями воспитанников.

2.3 Формы аттестации

Для оценки уровня освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы «Математические ступеньки» используются различные способы и формы выявления, фиксации и предъявления результатов.

Формы выявления результатов: журнал посещаемости, беседа, опрос, наблюдение, мониторинг, итоговое занятие «Путешествие в страну цифр», диагностические игры.

Формы фиксации результатов: фиксация результатов мониторинга, готовые работы детей (фотоматериалы с занятий, отзывы (детей и родителей)

Формы предъявления результатов: итоговое занятие «Путешествие в страну цифр», открытые занятия и мероприятия, приглашение родителей ; (размещение фото на сайтах, видео.)

Виды контроля включают:

1. входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведётся для выявления у обучаемых имеющихся знаний, умений, навыков;

2. итоговый контроль (май, проводится в конце освоения Программы, оценить результативность работы педагога за учебный год.

2.4 Оценочные материалы.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в выполнении практических заданий и в играх:

- низкий уровень развития - ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого;

- средний уровень - ребенок выполняет задание, допуская ошибку, неточность, при помощи взрослого исправляет ошибку;

- высокий уровень - ребенок без затруднений, самостоятельно выполняет задания.

Мониторинг оценки результатов освоения программы «Математические ступеньки».

№ п/п Фамилия, имя ребенка Ориентируется в пространстве Называет части суток, их особенности, последовательность. Сравнивает количество предметов в группе, на основе счета. Различает геометрические фигуры Пользуется порядковыми и количественными числительными Умеет группировать, сравнивать предметы по цвету, размеру, форме Умеет решать логические задачи. Итог

2.5 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

№ п/п Название раздела Форма занятий Организация учебно-воспитательного

процесса Форма подведения итогов

1 Количество и счет Беседа, дидактическая игра Наборы наглядного, демонстрационного

и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки,

набор карточек с цифрами от 0 до 20 Опрос, беседа

2 Геометричес кие фигуры Беседа, дидактическая игра Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур Конкурс

3 Величина Беседа, дидактическая игра Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек. Беседа, игра- эксперимент.

4 Ориентировка во времени Беседа, дидактическая игра Модель часов, иллюстрации времен года, месяцев,

дней недели, художественная литература по теме. Викторина

5 Ориентировка в пространств е Беседа, дидактическая игра Карты, планы, схемы. Наборы игрушек, дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы. Дидактич. игра,практи ческое занятие.

6 Логические задачи Беседа, дидактическая игра Наглядный материал, предметные картинки, развивающие игры «Магический квадрат»,пазлы Математичес кий

конкурс.

2.6 Список используемой литературы

1. Парциальная программа Е. В. Колесникова

2. Демонстрационный материал : Математика для детей 4-5 М. : ТЦ Сфера, 2015.

3. Математика для детей 4-5 : Метод, пособие. М. : ТЦ Сфера, 2015.

4. Рабочая тетрадь для детей 4-5 М. :ТЦ Сфера, 2015.

5. Математика для детей 4-5 : Методическое пособие к рабочей тетради. — М. : ТЦ Сфера, 2015 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия по дополнительному образованию детского объединения «Танцевально-игровая ритмическая гимнастика» "Урок дружбы" Цель занятия: Формирование у детей доброжелательного отношения друг с другом с помощью музыкально – ритмических игр. Интеграция.

«Создаем мультфильм по сказке «Теремок». Конспект занятия по дополнительному образованию (подготовительная группа) Видео«Создаем мультфильм по сказке «Теремок». Конспект занятия по дополнительному образованию (подготовительная группа) Видео Конспект занятия по дополнительному образованию. Подготовительная группа. "Создаем мультфильм по сказке "Теремок" Цель: Совершенствование.

Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» (подготовительная к школе группа) за 2016 - 2017 учебный год В этом году.

Презентация-фотоотчет о работе по дополнительному образованию экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет Экология является неотъемлемой частью нашей жизни. Именного с раннего детства, с дошкольного возраста необходимо прививать детям любовь.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по дополнительному образованию «Математические ступеньки» в средней группе
Опубликовано: 12 апреля 2022 в 08:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по дополнительному образованию «Математические ступеньки» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Шанина (УИ 1012762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД