Оксана Шанина
Программа по дополнительному образованию «Математические ступеньки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по дополнительному образованию в средней группе
1.1 Пояснительная записка.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Публикация «Программа по дополнительному образованию „Математические ступеньки“ в средней группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.
Организация кружка «Математические ступеньки» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во второй половине дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления. Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений является:
• федеральным закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ;
• закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
• гражданским кодекс Российской Федерации;
• постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706;
• приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Формы организации ООД
В процессе ООД используются различные формы:
• традиционные;
• комбинированные;
• практические;
• игры, конкурсы.
Методы:
• словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения);
• игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
• практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
• наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
• показ мультимедийных материалов.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы :
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.
Задачи программы :
1. Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей.
2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции.
3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
5. Воспитывать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки.
1.3 Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятия Количество
1 Один – много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой и маленький. Круг. 1
2 Сравнение чисел 3 и 4. Счет по образцу. Загадки. Времена года. Осень. Слева, справа. 1
3 Установление соответствий между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. 1
4 Счет по образцу, сравнение чисел 4 и 5. Части суток. Слева, посередине, справа. 1
5 Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге и квадрате. 1
6 Закрепить знания о цифре1. Большой, поменьше, маленький. Одинакового размера. Треугольник. 1
7 Ознакомление с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. 1
8 Закрепить знания о цифре 2. Короткий-длинный. Овал. 1
9 Ознакомление с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. Осень. 1
10 Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Развитие внимания. 1
11 Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3 и 4. Широкий, узкий. Прямоугольник. 1
12 Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу. Сравнение смежных чисел. Установление равенства. 1
13 Ознакомление с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Развитие внимания. 1
14 Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3,4. Влево, вправо. 1
15 Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3,4. Счет по образцу. Сравнение чисел3 и 4. Далеко, близко. 1
16 Вверху, внизу. Слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. 1
17 Ознакомление с цифрой 5. Слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей. 1
18 Закрепить знания о цифре 5. Сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро, медленно. 1
19 Ознакомление с порядковыми числительными. Верхний правый угол. Нижний правый угол. Левый верхний угол. Нижний левый угол. Середина. 1
20 Закрепить знания о порядковом счете. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький, установление последовательности событий. 1
21 Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Закрепление понятий «широкий, поуже, еще уже, самый узкий». Установление последовательности событий. Части суток. 1
22 Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр. 1
23 Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. 1
24 Установление соответствий между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине и справа. Развитие внимания. 1
25 Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо. Установление последовательности событий. 1
26 Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера, развитие внимания. 1
27 Закрепление знаний о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Развитие внимания. 1
28 Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Развитие внимания. 1
29 Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счет. Слева, справа., вверху, внизу. Развитие внимания. 1
30 Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. 1
31 Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года. 1
32 Итоговое занятие «Путешествие в мир цифр». 1
1.4 Содержание образовательной программы
Все ООД проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность ООД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе ООД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.
ООД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям.
Программа рассчитана на 1 год на детей 4 – 5 лет. Кружок работает 1 раз в неделю по 20 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Основными принципами программы математического кружка являются :
- принцип наглядности: предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности : иллюстрации, образцы, схемы;
- принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно;
- принцип занимательности : изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;
- принцип личностно-ориентированного общения: предполагает, что в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Количество и счет
Закрепить умение:
— считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние числительных по порядку с указанием на предметы, расположенные в ряд; согласование в роде, числе и падеже числительного с существительным; отнесение последнего числительного ко всей группе).
Цель:
Познакомить:
— с цифрами от 1 до 5;
— стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
Учить:
— писать цифры по точкам;
— соотносить цифры с количеством предметов;
— понимать отношения между числами в пределах пяти;
— отгадывать математические загадки;
— различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы Сколько? Который? Какой по счету?;
— устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме, расположению.
Величина
Цель: Учить:
— сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять размеров);
— употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький);
— выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Геометрические фигуры
Закрепить знания:
— о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
— геометрических телах (шар, куб, цилиндр).
Учить:
— представлению о том, что фигуры могут быть разного размера; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.
Ориентировка во времени
Закрепить умения:
— различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь);
— различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето).
Учить:
— отгадывать загадки о частях суток, временах года;
— различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;
— различать понятия быстро, медленно.
Ориентировка в пространстве
Продолжать учить:
— различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева - направо;
— обозначать словами положение предмета относительно себя.
Учить:
— ориентироваться на листе бумаги.
Логические задачи
Продолжать учить:
— решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
1. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение. Программа имеет необходимую для работы материально-техническую базу, состоящую из перечисленного ниже оборудования:
№ Оборудование Кол-во
1 столы 10
2 стулья 20
3 стол воспитателя 1
4 доска 1
5 компьютер для педагога 1
6 телевизор 1
7 мультимедийное оборудование 1
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы :
1 Наглядно-демонстрационный
2 Набор геометрических плоскостных и объемных фигур
3 Презентации и учебные фильмы (по темам занятий)
4 Раздаточный и счетный материал
5 Учебное пособие
2.2 Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети должны:
• считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
• называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;
• понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;
• отгадывать математические загадки;
• различать количественный, порядковый счет;
• устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
• находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
• сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;
• выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;
• отгадывать загадки о временах года;
• различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно-,
• уметь ориентироваться на листе бумаги;
• решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
• понимать задание и выполнять его самостоятельно;
• проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Каждое занятие, предложенное в книге, соответствует федеральным государственным требованиям к структуре обязательной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как построено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными воз-можностями и особенностями воспитанников.
2.3 Формы аттестации
Для оценки уровня освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы «Математические ступеньки» используются различные способы и формы выявления, фиксации и предъявления результатов.
Формы выявления результатов: журнал посещаемости, беседа, опрос, наблюдение, мониторинг, итоговое занятие «Путешествие в страну цифр», диагностические игры.
Формы фиксации результатов: фиксация результатов мониторинга, готовые работы детей (фотоматериалы с занятий, отзывы (детей и родителей)
Формы предъявления результатов: итоговое занятие «Путешествие в страну цифр», открытые занятия и мероприятия, приглашение родителей ; (размещение фото на сайтах, видео.)
Виды контроля включают:
1. входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведётся для выявления у обучаемых имеющихся знаний, умений, навыков;
2. итоговый контроль (май, проводится в конце освоения Программы, оценить результативность работы педагога за учебный год.
2.4 Оценочные материалы.
Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в выполнении практических заданий и в играх:
- низкий уровень развития - ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого;
- средний уровень - ребенок выполняет задание, допуская ошибку, неточность, при помощи взрослого исправляет ошибку;
- высокий уровень - ребенок без затруднений, самостоятельно выполняет задания.
Мониторинг оценки результатов освоения программы «Математические ступеньки».
№ п/п Фамилия, имя ребенка Ориентируется в пространстве Называет части суток, их особенности, последовательность. Сравнивает количество предметов в группе, на основе счета. Различает геометрические фигуры Пользуется порядковыми и количественными числительными Умеет группировать, сравнивать предметы по цвету, размеру, форме Умеет решать логические задачи. Итог
2.5 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
№ п/п Название раздела Форма занятий Организация учебно-воспитательного
процесса Форма подведения итогов
1 Количество и счет Беседа, дидактическая игра Наборы наглядного, демонстрационного
и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки,
набор карточек с цифрами от 0 до 20 Опрос, беседа
2 Геометричес кие фигуры Беседа, дидактическая игра Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур Конкурс
3 Величина Беседа, дидактическая игра Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек. Беседа, игра- эксперимент.
4 Ориентировка во времени Беседа, дидактическая игра Модель часов, иллюстрации времен года, месяцев,
дней недели, художественная литература по теме. Викторина
5 Ориентировка в пространств е Беседа, дидактическая игра Карты, планы, схемы. Наборы игрушек, дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы. Дидактич. игра,практи ческое занятие.
6 Логические задачи Беседа, дидактическая игра Наглядный материал, предметные картинки, развивающие игры «Магический квадрат»,пазлы Математичес кий
конкурс.
2.6 Список используемой литературы
1. Парциальная программа Е. В. Колесникова
2. Демонстрационный материал : Математика для детей 4-5 М. : ТЦ Сфера, 2015.
3. Математика для детей 4-5 : Метод, пособие. М. : ТЦ Сфера, 2015.
4. Рабочая тетрадь для детей 4-5 М. :ТЦ Сфера, 2015.
5. Математика для детей 4-5 : Методическое пособие к рабочей тетради. — М. : ТЦ Сфера, 2015 г.