Надежда Мережко
Программа по дополнительному образованию детей «Ловкие ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по дополнительному образованию детей «Ловкие ручки».
Составитель:
Воспитатель Мережко Н. Н.
с. Тоцкое
2019г.
1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Программа по дополнительному образованию детей „Ловкие ручки“» размещена в разделах
Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса, направленная на формирование у дошкольников интереса к профессиям различного рода, а также к истории народного творчества, знакомящая их с народными промыслами и воспитывающая уважение к физическому труду. Занятия в кружке «Ловкие ручки» имеют художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Специфику лепки определяет материал. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Тесто доступный всем, дешевый и легкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней.
1.2. Целии задачи реализации программы :
Цели:
Задачи:
Обучающие: – познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями; – научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из солёного теста; – обучить технологии изготовления различных изделий из солёного теста; – начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Развивающие: – развивать мелкую моторику рук; – развивать речь; – расширять словарный запас; – расширять кругозор; – развивать наблюдательность; – развивать эстетический вкус; – развивать образное и логическое мышление; – содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные: – воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца; – воспитывать у ребёнка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе; – воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы обучения :
Принципы программы :
1. Учет возрастных особенностей воспитанников. В связи с возрастными особенностями воспитанников - отсутствие устойчивого внимания, усидчивости, быстрой утомляемости рекомендуется изготовление простых поделок, не требующих длительных усилий. В процессе обучения идет усложнение изделий и повышение требований к качеству. Уровень подготовки детей посещающих занятия различен, поэтому наиболее продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку добиваться положительного результата.
2. Принцип наглядности. Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который входят книги и журналы с образцами изделий, стенды с готовыми изделиями, иллюстрации из газет и журналов позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о каком-либо образце, и способствует более прочному усвоению материала. Они дают точное представлении о размере, форме, объеме изделий. Наглядным пособием служит и различный иллюстрационный материал, которым обычно сопровождается рассказ или беседа.
3. Принцип доступности. Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желанию учится выбранному виду творчества, стремлению к успешному выполнению практических заданий.
4. Принцип единства обучения и воспитания. В процессе изготовления сложных поделок, требующих сосредоточенности, усидчивости, развитие мелкой моторики рук, осуществляется формирование таких качеств личности, как терпение и трудолюбие. Дети учатся работать аккуратно, планомерно, стремятся к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая усилия.
1.4. Целевые ориентиры освоения программы
Формирование творческой личности является одной из актуальных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми по данной программе способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии, но в то же время, лепка в большей мере, чем рисование 5 или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с деятельностью по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Для положительного результата при организации кружковой работы используются: Использование игровой деятельности; Воспроизведение музыкальных композиций; Чтение художественной литературы; Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя; Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявления интереса). Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребенка осуществляется посредствам: Создания благоприятной эмоциональной сферы; Внедрение активных методов работы с детьми; Предпочтения и интерес детей; Проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления; Создание рабочего места, решающего потребности ребёнка в творчестве.
Ожидаемые результаты обучения.
должны знать: -историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста; -приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание; – инструменты и приспособления для лепки; – правила техники безопасности при работе с инструментами и красками; – правила оборудования рабочего места; – правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста; – понятие теплого и холодного цвета; должны уметь: – отламывать от большого куска теста небольшие кусочки; – скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики; – раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски; – последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы; –пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста; – соблюдать технику безопасности; – оценивать свою работу и работы своих товарищей; – работать в коллективе.
2. Содержательный раздел программы
2.1. Направление образовательной работы по тестопластике
Программа «Тестопластика» включает занятия по лепке из соленого теста, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Соленое тесто - один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства и научиться работать с ним. Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки - оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость. Занятия лепкой являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения, на занятиях лепкой, в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, упорство, аккуратность и др. Особая ценность занятий заключается в том, что имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. В отличие от типовой программы, настоящая программа и оригинальна тем, что затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с народным творчеством. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок из теста делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.
2.2. Перспективное планирование работы кружка
по тестопластике
№п/п
дата Тема и цель занятия
Ноябрь
1.
7. 11 Тема: Знакомство с солёным тестом.
Цель: Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке, материалами и способами замешивания. Показать готовые работы – образцы. Этапы изготовления изделий из солёного теста.
2.
14. 11 Тема: Секреты работы с солёным тестом.
Цель: Познакомить детей с оборудованием рабочего стола, материалами и инструментами, необходимые для занятий тестопластикой и правила пользования ими. Раскрыть секреты приготовления солёного теста.
3
21. 11 Тема: «Яблоки и груши» (игра в «магазин»)
Цель:Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре «Магазин».
Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.
4
28. 11 Тема: Раскрашивание красками яблок и груш.
ЦЕЛЬ: Учить раскрашивать изделия после просушки.
Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.
Декабрь
1
5. 12 Тема: «Снеговики».
Цель: Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.
2
12. 12 Тема: Раскрашивание красками «Снеговики».
Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы.
3
19. 12 Тема: «Нарядная ёлочка»
Цель: Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.
4
26. 12 Тема: Раскрашивание красками «Нарядная ёлочка».
Цель: Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы
Январь
1
9. 01 Тема: «Дед Мороз».
Цель: Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды. Развлечь детей.
2
16.01
Тема: Раскрашивание красками «Дед Мороз».
Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда.
3
23.01
Тема: «Пингвины на льдине».
Цель: Учить лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность.
4
30. 01 Тема: Раскрашивание красками «Пингвин на льдине».
Цель: Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию.
Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.
Февраль
1
6.02
Тема: «Кружка для папы».
Цель: Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края.
Лепить начальную букву имени для украшения.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.
2
13. 02 Тема: Раскрашивание красками кружки для папы.
Цель: Продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.
3
20.02
Тема: «Собачка Жучка».
Цель: Продолжать учить детей лепить животных, используя трафарет, чесночницу для выдавливания теста для шерсти. Воспитывать интерес к работе, творческое воображение. Дополнять работу, угощая собачку косточкой.
4
27.02
Тема: «Рамка для собачки».
Цель: Учить детей обмазывать рамку из толстого картона солёным тестом, обрезать излишки теста стекой, заравнивать края рамки кисточкой с водой. Дополнять работу косточками для собачки, располагая их по краям рамки. Прививать любовь животным, желание помогать им.
Март
1
5.03
Тема: «Корзина с цветами».
Цель: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим.
2
12.03
Тема: Раскрашивание красками корзинки и цветов.
Цель: Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком (баллончик). Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия,
3
19.03
Тема: «Мышки на сыре».
Цель: Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе.
4
26.03
Тема: Раскрашивание красками «Мышки на сыре».
Цель: Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы.
Апрель
1
02.04
Тема: Медвежонок.
Цель: Учить составлять фигурку медвежонка из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать зубочистки для скрепления деталей.
Уметь применять навыки и умения, полученные ранее.
2
09.04
Тема: Раскрашивание медвежонка.
Цель: Учить смешивать краски для получения нужного оттенка.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
3
16.04
Тема: Подсвечник «Осьминог».
Цель: Лепить осьминога, используя приём раскатывания, передавая пропорции, характерные особенности. Воспитывать интерес к творчеству. Учить радоваться результатам своего труда.
4
23.04
Тема: Раскрашивание подсвечника «Осьминог».
Цель: закрепить умение раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способы работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда
Май
1
30.04
Тема: «Подковка на счастье».
Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.
Закрепить умение, из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.
2
07.05
Тема: Раскрашивание красками подковки, цветов.
Цель: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
3
14.05
Тема: Кулон именной.
Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе.
4
21.05
Тема: Раскрашивание кулона.
Цель: Продолжать учить ловко действовать кистью, развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
5
28.05 Итог проделанной работы-выставка «Чудеса из солёного теста»
3. Организационный раздел программы
3.1. Режим работы:
День недели: Четверг
Время: 17:20 (длительность занятия 20-30 минут)
3.2. Список детей
3.3. Список использованной литературы
1. Антипова М. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н/ Д: Владис: М. : Рипол классик, 2016.
2. Занятия старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений / сост. В. В. Москаленко. – Волгоград: Учитель, 2017.
3. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М. : Издательский Дом МСП, 2016.
4. Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки / сост. С. Ю. Ращупкина. – М. : Рипол классик, 2016.
5. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки / сост. К. Силаева – М. : Изд-во Эксмо, 2017.
6. Фирсова А. Чудеса из солёного теста М. : Айрис-Пресс, 2017.
Приложение
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
1. МУКА. Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов.
2. СОЛЬ. Соль лучше всего использовать мелкую, «экстра». Крупную соль использовать не следует, так как тесто может рваться при лепке, а при просушивании – трескаться.
3. ВОДА. Воду добавляют только холодной, можно из-под крана.
4. КЛЕЙ. Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Более всего подходит сухой обойный клей, который перед добавлением в замешиваемое тесто разводят в чуть теплой воде (2 ст. л. клея на небольшое количество воды).
5. КРАСКИ. Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Для раскрашивания готовых изделий используют гуашь или акварельные краски.
6. ЛАК. Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобится прозрачный лак.
7. ИНСТРУМЕНТЫ
деревянная скалка или резиновый валик
стеки, вилка, расческа
формочки для выпечки печенья или из игр
чесночница
ситечко
зубочистки
кисточки
пробки с резьбой
стакан с водой (для склеивания деталей между собой)
пуговицы, бусины, тесьма и др. вещицы
Рецепты солё ного теста:
Первый вариант: универсальное тесто
1 стакан соли
1 стакан пшеничной муки
1 ст. л. растительного масла
полстакана воды
В большую миску всыпаем стакан соли и стакан муки. Перемешиваем ложкой. Вливаем полстакана воды и столовую ложку растительного масла. Перемешиваем ложкой и вымешиваем руками до однородного состояния, как и обычное тесто. Чтобы масса получилась более пластичной, воду заменяем киселем из крахмала. Для приготовления киселя столовую ложку крахмала растворяем в 1/2 стакана холодной воды. В маленькой кастрюльке еще один стакан воды доводим до кипения. Помешивая, вливаем в кипящую воду раствор крахмала. Когда содержимое кастрюльки станет прозрачным и загустеет, выключаем огонь, даем киселю остыть, а затем вместо воды добавляем его к смеси муки с солью. Если тесто получится слишком мягким, на дне миски смешиваем столовую ложку соли со столовой ложкой муки. Прижимаем ком теста к смеси и замешиваем. При необходимости повторяем процедуру.
Второй вариант: соленое тесто для простых моделей
200 грамм муки
200 грамм соли
125 миллилитров воды
2 столовые ложки клея для простых обоев (прежде чем добавить в тесто, клей необходимо развести в теплой воде до консистенции сметаны)
Третий вариант: крепкое соленое тесто для плиток и плат
200 грамм муки
400 грамм соли
125 миллилитров воды
2 столовые ложки клея для простых обоев
Пятый вариант: соленое тесто для тонких работ
300 грамм муки
200 грамм соли
2 столовые ложки клея для простых обоев
4 столовые ложки глицерина
С тестом можно работать несколькими способами. Во-первых, можно раскатать пласт теста, вырезать из него разнообразные плоские фигурки, а затем составить из них композицию. Однако чтобы получилось объемное изделие, отдельные детали лучше вылепить, а затем соединить их в задуманную композицию. Места стыка смачиваем с помощью кисточки и аккуратно прижимаем пальцем. Присоединить голову к туловищу поможет зубочистка.
Чтобы создать картину или табличку на основе платы, сначала раскатываем тесто толщиной один - полтора сантиметра, вырезаем из него нужную форму, даем ей несколько дней подсохнуть и лишь после этого наносим остальные детали, в качестве клея используем то же самое соленое тесто, разведенное до кашеобразного состояния. Свежие детали скрепляются с помощью кисточки и воды.
При работе с объемными вертикальными фигурами следует использовать проволочный каркас. Внутрь больших объемных изделий можно вкладывать плотно сформированные шарики из фольги для выпечки, коробочки или баночки, тщательно затянутые тестом, чтобы не осталось дыр и трещин. В этом случае для изготовления изделия потребуется меньше материала, при сушке оно не будет деформироваться и значительно быстрее высохнет.
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА
1. ЗАМЕШИВАНИЕ ТЕСТА
2. ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА
3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ
4. СУШКА ИЗДЕЛИЙ
5. РАСКРАШИВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
6. ЛАКИРОВАНИЕ
ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА
Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Чтобы добиться нужного оттенка, следует исходить из следующих расчетов:
• для голубого теста: 2 капли голубого красителя – на 100 г теста;
• для розового теста: 5 капель красного красителя – на 100 г теста;
• для желтого теста: 2 капли желтого красителя – на 100 г теста;
• для зеленого теста: 2 капли зеленого красителя – на 100 г теста;
• для лилового теста: 3 капли красного красителя и 1 капля голубого – на 100 г теста.
В тех случаях, когда хотят придать тесту более интенсивный теплый естественный оттенок, используют натуральные красители, например какао-порошок. Перед добавлением в тесто его разводят в небольшом количестве теплой воды.
СПОСОБЫ СУШКИ
Изделия из теста сушат либо в духовке, либо на воздухе.
• Сушка в духовке электроплиты: изделие из теста толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа при t – 75, затем 30 минут при t – 100, 30 минут при t – 125 и 1 час при t – 150.
• Сушка в духовке газовой плиты: она происходит таким же образом, что и в электроплите, только требует вдвое больше времени. Если по изделию видно, что температура еще велика, ее можно отрегулировать, оставляя дверцу духовки приоткрытой на определенную ширину.
• Воздушная сушка: этот способ сушки самый экономичный, но и самый длительный. За 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Зимой на батарею изделия ни в коем случае класть нельзя!
• Комбинированная сушка: она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделие несколько дней выдерживают на солнце, затем досушивают в духовке.
РАСКРАШИВАНИЕ ТЕСТА
Изделия из белого соленого теста раскрашивают. Делают это водорастворимыми красками – гуашью или акварельными красками.
Приступая к окрашиванию, надо подумать, какие цвета будут использоваться. Неудачно раскрашенное изделие теряет свою оригинальность.
ЛАКИРОВАНИЕ
После того, как изделие уже полностью готово, его покрывают лаком. Лак не только придает блеск и законченность изделию, он предохраняет его от воздействия влаги и крошения. Для лакирования изделий используют прозрачный лак. Обязательно надо лакировать раскрашенные изделия – под защитным слоем лака краски не будут обсыпаться, крошиться, марать руки и выцветать.