Олеся Безызвестных
Программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основании основной образовательной программы ДОУ, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2015г, требований нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13. Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами. Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н. М. Аксарина, Г. В. Гриднева, Л. Г. Голубева, К. Л. Печора, С. Аврамова, Л. В. Вершинина)
Публикация «Программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь могли бы предоставить педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями.
Актуальность:
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно- ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Цели: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи: Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ.
Принципы построения программы :
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Сроки реализации : 1 год
Ожидаемый результат:
Оптимальный уровень адаптации детей.
Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
Активное участие родителей в дальнейшей проектной творческой деятельности, создание детско – родительского клуба «Мы вместе»
Особенности адаптационного периода
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс)
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса : острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода : легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.
Этапы адаптационного периода :
За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни Л. В. Белкиной
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада
Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д.
В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления
2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.
Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т. д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже
одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме.
Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.
Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
3 этап – постепенное привыкание.
Постепенная адаптация может включать несколько периодов.
Первый период: “мы играем только вместе”. На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.
Второй период: “я играю сам, но ты будь рядом”. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры.
Третий период: “иди, я немножко поиграю один”. Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы.
Четвертый период: “мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя”. И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.
Организация работы по адаптации :
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста используются разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, игры- занятия (см приложение
дидактические игры, подвижные игры (приложение 2, способствующие возникновению
положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Перспективный план работы:
Период Содержание работы Ответственные
Сентябрь Заключение договора с родителями;
Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
Организационное родительское собрание;
Индивидуальная карта адаптации;
Памятка для родителей «Первый раз в детский сад»;
Памятка для родителей
«Первые дни пребывания в детском саду»;
Занятие «Божья коровка»
Игровая деятельность: «Ласковое имя»;
«Сороконожка» Воспитатель
Октябрь Консультация «Растим малыша здоровым»;
Мини-лекция «Детская истерика»;
Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;
Занятие «Мячик»
Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ
«Считалка для мышки»; пальчиковая игра
«Пальчики» инструктор по ФИЗО
воспитатель
муз. Руководитель
Ноябрь Консультация «Где моя большая ложка?»
Занятие «Мыльные пузыри»
Занятие «Непослушные мышата»
Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш» Мед. работник Воспитатель
Декабрь - Консультация «В царстве упрямства и капризов.
Кризис трех лет.»; Воспитатель
Игровая деятельность: «Солнышко»,
«Колокольчик»;
Занятие «Зайка»
Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!»
Мониторинг.
Примерное перспективное планирование на адаптационный период
I неделя «Мы знакомимся»
Понедельн ик Вторник Среда Четверг Пятница
Утренний прием Встреча вновь поступающ их детей с яркой игрушкой – создание психологи- ческого комфорта Прием детей в группу.
Внести новую игрушку-
«Зайчик», показать детям, как можно с ней играть.
Вызвать радость от встречи игрушкой Прием детей в группу.
Внести новую мягкую игрушку. Попросить погладить, поздоровать ся с ней.
Предложить покатать её в коляске и т. д. Прием детей в группу.
Внести в группу мячик.
Предложить детям покидать мячик: Рассказать о мяче: круглый, прыгает, катится Прием детей в группу.
Привлечь внимание детей к игрушкам. Учить укладывать игрушки в
«домики».
Игры с воспитателем «Дай ручку» - развитие эмоционал ьного общения ребёнка со взрослым «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоциональ ного общения ребёнка со взрослым. Игра – занятие
«Божья коровка» «Привет! Пока!» - развитие эмоциональ ного общения ребёнка со взрослым «Хлопаем в ладоши» - развитие эмоциональ ного общения ребёнка со взрослым «Привет! Пока!» - развитие эмоциональ ного общения ребёнка со взрослым
Ознакомление с окружающим
–ориентация в пространстве Знакомство детей с приёмной –
«Мой шкафчик» Знакомство с группой –
«Развивающ ие зоны» - спортивный уголок Знакомство с туалетной комнатой –
«Раковина для мытья рук, горшечная, шкафчики с полотенцем Продолжаем знакомство с группой –
«Развивающ ие зоны»- знакомство со строи- тельным материалом Знакомство со спальной
- «Вот твоя кроватка»
Общение Ситуация Ситуация Ситуация Ситуация Ситуация
«Домик для моей одежды» «Игрушки, которые живут в нашей группе» «Для чего нужны горшочки, мыло, полотенца…
» «Как дети играют в кубики» «Кроватка ждёт тебя, Малыш!»
Подвижные «Шарик» - «Зайка» - «Догоню- «Лови «Шли-шли,
игры, развитие развитие догоню!» мячик!» - что-то
хороводы эмоционал эмоциональ (игра с развитие нашли» -
ьного ного игрушкой)- эмоциональ продолжать
общения общения развитие ного знакомить с
ребёнка со ребёнка со эмоциональ общения группой,
взрослым взрослым ного ребёнка со расширение
общения взрослым, ориентировк
ребёнка со расширение и, развитие
взрослым ориентировк движений
и, развитие
движений
Пальчиковые «Пальчик- «Этот «Сорока, «Этот «Сорока,
игры мальчик», пальчик сорока, пальчик сорока,
(развитие «Ладушки, дедушка», кашку дедушка», кашку
речевых ладушки… «Пальчик- варила», «Пальчик- варила»,
навыков)» - мальчик», «Ладушки, мальчик», «Ладушки,
народные «Ладушки, ладушки…» «Ладушки, адушки…» -
песенки ладушки…» - народные ладушки…» народные
- народные песенки - народные песенки
песенки песенки
Фольклор, Потешка Потешка на умывание:
«Теплою водою руки чисто мою.» Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка.» Потешка на обед:
«Это - ложка, это - чашка.» Потешка на Потешка для Потешка на мывание:
«Теплою водою руки чисто мою.» Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка.» Потешка на обед:
«Это - ложка, это - чашка.»
художественна для умывание новичков:
я новичков: «Ай, лады- «Кто из нас
Литература «Кто из нас лады-лады, хороший»,
хороший», Не боимся Потешка на
Потешка мы воды…» умывание:
на Потешка на «Водичка,
умывание: одевание: водичка,
«Водичка, «Вот они, умой мое
водичка, сапожки…» личико»
умой мое Потешка для Потешка на
личико» новичков: обед: «Утка-
Потешка «Кто из нас утенка,
на обед: хороший», Кошка –
«Утка- котенка…»
утенка,
Кошка –
котенка…»
Индивидуальна Формирова По развитию Формирован Развитие Формирован
Я работа ние движений ие речи ие
культурно- Игры с культурно- Рассматрива культурно-
гигиеничес модулями: гигиеническ ние гигиеническ
ких навыков: Учить находить свой шкафчик, складывать туда одежду. перелезание, подлезание, присаживан ие их навыков: Учить стягивать колготки и трусики перед тем, как сесть на горшок. иллюстраци й в книгах Упражнения на звукоподраж ание (пи-пи, мяу, ко-ко, ква-ква, ку- ка-ре-ку) их навыков: Учить последовате льности при мытье рук. Учить пить из чашки, есть ложкой.
Освоение социальных норм и правил Не разбрасыва ть одежду. Складыват ь в свой шкафчик. Убираем игрушки на место (в свой домик). Пользуемся своим полотенцем. Не отбираем игрушки друг у друга. Правила очерёдности игры с
игрушкой. Здороваться при входе в детский сад.
Прогулки Приучать детей гулять только на площадке. Разнообразить их двигательную активность. Ритуальные прогулки по участку (рассматриваем цветы и деревья на участке). Цель: ориентация в пространстве, обогащение словаря.
Учить делать куличики из песка, рисовать палочкой на песке. Игровые упражнения – «Догони мяч» - бег в правильном направлении. «Зайка, прыг» - подскоки. Катание игрушек на машинах, колясках.
Наблюдения за явлениями природы: - светит солнце (высоко – не достать, светит, с ним весело, радостно – обогащение словаря) Прочитать стихотворение:
«Светит солнышко в окошко, смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши, Очень рады солнышку»
Дать детям первичные представления о растительном мире: -
рассматривание листочков на дереве и на земле.
Подвижная игра «Прячем игрушку (мишку, зайку, Куклу)». Цель: ориентация в пространстве, учить детей двигаться за воспитателем, вызывать чувство радости оттого, что нашли игрушку.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, используются разные направления работы с детьми:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно
приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т. е. правильно организовать предметно- развивающую среду
В процессе адаптации ребенка используются такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению, песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком.
Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным.
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Охрана и укрепление здоровья детей.
Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены по ФГОС в образовательную область физическое развитие.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Работа с родителями
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью в программе представлен перспективный план по работе с родителями, представлены консультации, памятки (см. приложение 6)
Перспективный план работы с родителями на адаптационный период
Название мероприятия Цель проведения мероприятия
Презентация детского сада Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада.
Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей.
Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду
Анкетирование «Давайте познакомимся» Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье
Консультация «Первый раз в детский сад» Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду.
Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей
Консультирование родителей на темы : режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к одежде; формирование кгн.
Консультация «Все о детском питании» Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома
Родительское собрание Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год.
Выборы родительского комитета группы
Мониторинг:
Оценка эффективности данной программы проходит по трем направлениям:
характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета)
оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада ( первоначальное обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях: эмоциональная сфера, игровая деятельность.
заполнение индивидуальной карты адаптации ребенка
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико- психолого-педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят методист, педагог- психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.