Гладких Ирина
Программа «Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
30 декабря 2021 года Указом №745 Президента Российской Федерации В. В. Путина «В целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации», 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России.
А в конце сентября 2022 года Владимир Владимирович Путин провел встречу с представителями Совета Безопасности РФ, где обсудил вопросы организации патриотического и нравственного воспитания в учебных заведениях страны.
Публикация «Программа „Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин“» размещена в разделах
- Богатыри
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
С сентября 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном». Усилению патриотического воспитания будет также способствовать введение начальной военной подготовки в школе и профтехучилищах с нового учебного года.
В дошкольных образовательных учреждениях проводят тематические мероприятия, беседы, разучивают пословицы, стихи и песни о Родине.
В процессе реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников, в нашем детском саду мною была разработана и реализована воспитательно-образовательная программа, направленная на повышение уровня развития речи и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2, 3, 4, 5 слайды
На данных слайдах вы видите содержание и нормативно-правовое обеспечение Программы.
6 слайд
Целью этой программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств и становление основ гражданственности в процессе ознакомления с русским народным эпосом.
7, 8, 9 слайды
На данных слайдах вы видите задачи программы «Патриотического воспитания и развития речи детей старшего дошкольного возраста на материале русского народного былинного эпоса».
Образовательные:
- знакомить детей с героическим былинным прошлым нашего Отечества, с историей города Курска и его достопримечательностями;
Развивающие :
- развивать связную речь детей в процессе общения с окружающими путем овладения родным литературным языком;
- развивать словарный запас детей, грамматический строй речи и звуковую культуру речи;
- развивать элементарное осознание явлений языка и речи, культуру слушания художественной литературы, поощрять детское словотворчество, поддерживать активное общение со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные :
- воспитывать любовь и интерес к художественному слову;
- способствовать проявлению у детей сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам;
- воспитывать гражданина и патриота своей страны на основе ярких впечатлений, вызванных при прослушивании русских народных былин;
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитывать общечеловеческие нравственные качества личности: толерантность, чувство уважения к другим народам и их традициям;
- осуществлять взаимодействие с родителями в процессе пробуждения у детей чувств любви к семье, родному городу, к природным т культурным ценностям своей Родины.
10 слайд
Для изучения предлагаются былины в обработке И. В. Карнауховой и А. Н. Нечаева:
«Вольга Всеславьевич»,
«Микула Селянинович»,
«Святогор-богатырь»,
«Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»,
«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»,
«Как Илья Муромец богатырём стал»,
«Болезнь и исцеление Ильи»,
«Добрыня, посол князя Владимира»,
«Василиса Микулична»,
«Бой с бусурманской ратью под Киевом»,
«Садко»,
«Михайло Данилович» и др.
11 слайд
Методы и приемы работы пересказа былинных текстов необходимо подбирать с учётом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста в виде как групповой, так и индивидуальной работы.
- Мотивация к чтению, слушанию былин (прослушивание аудиозаписей, пение былин, рассказ о гуслях, о нашем земляке, гусляре 20 века Владимире Ивановиче Поветкине; просмотр мультфильма по былине).
- Беседа по произведению. Этот методический прием является обязательным в процессе подготовления детей к пересказу. Педагог в этот момент может рассказать детям о содержании произведения, обсудить с воспитанниками некоторые моменты, которые они не поняли, уточнить и систематизировать ряд событий, описываемых в былине, а также сделать несколько важных указаний для облегчения обучения пересказу детей-дошкольников.
- Совместный пересказ. Активно используется с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими какие-либо проблемы в развитии связной монологической речи, робкими, не умеющими рассказывать, не владеющими умением держать в голове четкую сюжетную линию произведения.
- Отраженный пересказ. Используя этот прием, воспитатель стремиться к тому, чтобы ребенок самостоятельно мог вставить в его речь свои собственные реплики, поправки, комментарии, а также мог повторить за педагогом целые фразы.
- Подсказка слова или фразы. Со старшими дошкольниками воспитатель может уже не использовать наводящие вопросы, а контролировать внимание ребенка и плавность пересказа своей позой, мимикой, одобрительным жестом. Непосредственно подсказка слова может быть использована только в случае затруднения выбора ребенком более подходящего для изложения слова, а также при допущении им грамматических или смысловых ошибок.
- Вопросы. Этим приемом можно пользоваться на разных этапах обучения дошкольников пересказу былинных текстов. Главное требование к данному приему – вопрос, задаваемый ребенку, должен быть конкретным, наводящим дошкольника на правильную мысль.
- Поощрение. Довольно продуктивно работает с детьми, которые еще слабо владеют техникой пересказа былинных текстов, требуют постоянного контроля и положительной оценки со стороны взрослого. Воспитатель для поощрения может использовать мимику, жесты: кивок головой, улыбку, сигнал большого пальца, поднятого вверх.
- Пересказ былины по частям. Необязательно всю былину должен рассказывать один ребенок. Если в группе много детей, а времени на пересказ отведено мало, то можно использовать метод поточного пересказа по частям. Один ребенок начинает, другой – продолжает и т. д. Следует учесть, что данный метод лучше использовать тогда, когда былина дошкольникам достаточно знакома и не вызывает больших трудностей при ее пересказе.
- Пересказ по ролям. Для данного приема необходима предварительная работа воспитателя по разъяснению детям характера былинных героев, их выразительности речи и манеры общения друг с другом. Только в этом случае данный прием будет продуктивным. Активно используется пересказ по ролям (лицам) с детьми замкнутыми, робкими, так как помогает им раскрепоститься путем произношения коротких реплик персонажей.
- Игра-драматизация. Следует отметить, что данный прием может сопровождаться использованием различных жестов, движений, имитирующих повадки или поведение как животных, так и людей. При этом совершенно не обязательно наличие каких-либо костюмов, декораций и музыкального сопровождения. Как правило, за автора (сказителя) тут говорит воспитатель, за былинного персонажа – ребенок.
- Пересказ с использованием наглядных пособий (мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки).
- Диалог искусств (тексты былин сравниваются с репродукциями картин известных художников, музыкальными произведениями) (рассматривание репродукций картин Васнецова В. М. «Витязь на распутье» (1882, «Богатыри» (1898, «Крещение Руси» (1896, «Гусляры» (1899, «Прощание Олега с конём» (1899, «Богатырский скок» (1914, «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, «Встреча Олега с кудесником» (1899, «Бой скифов со славянами» (1881, а также Васнецова А. М. : «Московский Кремль при Иване III» (1921, «Вероятный вид белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Конец XIV века» (1922, «Двор удельного князя» (1920, «Московский Кремль при Дмитрии Донском» (1922); прослушивание Бородин А. П. «Богатырская симфония», опера «Богатыри», Мусоргский М. П. пьеса «Богатырские ворота», Римский-Корсаков Н. А. опера «Садко», Глинка М. И. «Руслан и Людмила»).
- Изопересказ. Воспитатель с детьми в процессе прослушивания былины вылепливает ее персонажей, а после – предлагает детям пересказать былину с использованием элементов театрализации. Так же можно использовать зарисовку былинных текстов, после которой дети пересказывают былину по выполненному рисунку.
- Прием восстановления «деформированного» текста с последующим его пересказом. Этот прием заключается в подстановке в текст былин пропущенных слов (словосочетаний) или в восстановлении правильной последовательности действий.
12 слайд
Для реализации поставленных задач по развитию речи и патриотическому воспитанию старших дошкольников на материале былинных текстов, я использовала следующие формы работы:
- систематическое чтение-слушание былинных текстов и коллективное обсуждение прочитанного;
- пересказ как форма развития речи и закрепления материала;
- беседа с детьми с целью оценки героев и их поступков;
- беседы о борьбе добра и зла на основе былинного героического эпоса;
- ознакомление с традициями русского народа, бытом и культурным наследием;
- изобразительная, конструктивная, познавательная деятельности дошкольников, работающие комплексно;
- игра-драматизация, театральная деятельность.
13 слайд
В плане работы по программе я предлагаю такие формы работы с родителями:
- семейное посещение краеведческого музея;
- подборка былинных текстов в пересказе Карнауховой И. В., Нечаева А. Н., Самоделовой Е. А. для чтения родителями детям;
- консультация по теме: «Русские богатыри в современной мультипликации – супергерои или защитники?»;
- рекомендации для родителей по развитию речи и патриотическому воспитанию старших дошкольников на основе былинного эпоса.
14 слайд
Программа рассчитана на 1 учебный год (с октября по апрель). В сентябре и мае рекомендуется провести диагностическое исследование. В середине учебного года можно провести промежуточную диагностику.
15, 16, 17, 18 слайды
Сравнительный анализ результатов исходной и итоговой диагностик выявил положительную динамику качественных и количественных показателей уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста при пересказе былинных текстов.
19, 20, 21 слайды
В программе представлены диагностические занятия, а также примерные занятия для работы с детьми по обучению пересказу на материале былинного эпоса и развития у дошкольников патриотических чувств.
22 слайд.
Спасибо за внимание.