МААМ-картинки

Программа «Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин»

Гладких Ирина
Программа «Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин»

1 слайд

30 декабря 2021 года Указом №745 Президента Российской Федерации В. В. Путина «В целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации», 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России.

А в конце сентября 2022 года Владимир Владимирович Путин провел встречу с представителями Совета Безопасности РФ, где обсудил вопросы организации патриотического и нравственного воспитания в учебных заведениях страны.

Публикация «Программа „Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин“» размещена в разделах

С сентября 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном». Усилению патриотического воспитания будет также способствовать введение начальной военной подготовки в школе и профтехучилищах с нового учебного года.

В дошкольных образовательных учреждениях проводят тематические мероприятия, беседы, разучивают пословицы, стихи и песни о Родине.

В процессе реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников, в нашем детском саду мною была разработана и реализована воспитательно-образовательная программа, направленная на повышение уровня развития речи и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2, 3, 4, 5 слайды

На данных слайдах вы видите содержание и нормативно-правовое обеспечение Программы.

6 слайд

Целью этой программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств и становление основ гражданственности в процессе ознакомления с русским народным эпосом.

7, 8, 9 слайды

На данных слайдах вы видите задачи программы «Патриотического воспитания и развития речи детей старшего дошкольного возраста на материале русского народного былинного эпоса».

Образовательные:

- знакомить детей с героическим былинным прошлым нашего Отечества, с историей города Курска и его достопримечательностями;

Развивающие :

- развивать связную речь детей в процессе общения с окружающими путем овладения родным литературным языком;

- развивать словарный запас детей, грамматический строй речи и звуковую культуру речи;

- развивать элементарное осознание явлений языка и речи, культуру слушания художественной литературы, поощрять детское словотворчество, поддерживать активное общение со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные :

- воспитывать любовь и интерес к художественному слову;

- способствовать проявлению у детей сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам;

- воспитывать гражданина и патриота своей страны на основе ярких впечатлений, вызванных при прослушивании русских народных былин;

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему живому;

- воспитывать общечеловеческие нравственные качества личности: толерантность, чувство уважения к другим народам и их традициям;

- осуществлять взаимодействие с родителями в процессе пробуждения у детей чувств любви к семье, родному городу, к природным т культурным ценностям своей Родины.

10 слайд

Для изучения предлагаются былины в обработке И. В. Карнауховой и А. Н. Нечаева:

«Вольга Всеславьевич»,

«Микула Селянинович»,

«Святогор-богатырь»,

«Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»,

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»,

«Как Илья Муромец богатырём стал»,

«Болезнь и исцеление Ильи»,

«Добрыня, посол князя Владимира»,

«Василиса Микулична»,

«Бой с бусурманской ратью под Киевом»,

«Садко»,

«Михайло Данилович» и др.

11 слайд

Методы и приемы работы пересказа былинных текстов необходимо подбирать с учётом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста в виде как групповой, так и индивидуальной работы.

- Мотивация к чтению, слушанию былин (прослушивание аудиозаписей, пение былин, рассказ о гуслях, о нашем земляке, гусляре 20 века Владимире Ивановиче Поветкине; просмотр мультфильма по былине).

- Беседа по произведению. Этот методический прием является обязательным в процессе подготовления детей к пересказу. Педагог в этот момент может рассказать детям о содержании произведения, обсудить с воспитанниками некоторые моменты, которые они не поняли, уточнить и систематизировать ряд событий, описываемых в былине, а также сделать несколько важных указаний для облегчения обучения пересказу детей-дошкольников.

- Совместный пересказ. Активно используется с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими какие-либо проблемы в развитии связной монологической речи, робкими, не умеющими рассказывать, не владеющими умением держать в голове четкую сюжетную линию произведения.

- Отраженный пересказ. Используя этот прием, воспитатель стремиться к тому, чтобы ребенок самостоятельно мог вставить в его речь свои собственные реплики, поправки, комментарии, а также мог повторить за педагогом целые фразы.

- Подсказка слова или фразы. Со старшими дошкольниками воспитатель может уже не использовать наводящие вопросы, а контролировать внимание ребенка и плавность пересказа своей позой, мимикой, одобрительным жестом. Непосредственно подсказка слова может быть использована только в случае затруднения выбора ребенком более подходящего для изложения слова, а также при допущении им грамматических или смысловых ошибок.

- Вопросы. Этим приемом можно пользоваться на разных этапах обучения дошкольников пересказу былинных текстов. Главное требование к данному приему – вопрос, задаваемый ребенку, должен быть конкретным, наводящим дошкольника на правильную мысль.

- Поощрение. Довольно продуктивно работает с детьми, которые еще слабо владеют техникой пересказа былинных текстов, требуют постоянного контроля и положительной оценки со стороны взрослого. Воспитатель для поощрения может использовать мимику, жесты: кивок головой, улыбку, сигнал большого пальца, поднятого вверх.

- Пересказ былины по частям. Необязательно всю былину должен рассказывать один ребенок. Если в группе много детей, а времени на пересказ отведено мало, то можно использовать метод поточного пересказа по частям. Один ребенок начинает, другой – продолжает и т. д. Следует учесть, что данный метод лучше использовать тогда, когда былина дошкольникам достаточно знакома и не вызывает больших трудностей при ее пересказе.

- Пересказ по ролям. Для данного приема необходима предварительная работа воспитателя по разъяснению детям характера былинных героев, их выразительности речи и манеры общения друг с другом. Только в этом случае данный прием будет продуктивным. Активно используется пересказ по ролям (лицам) с детьми замкнутыми, робкими, так как помогает им раскрепоститься путем произношения коротких реплик персонажей.

- Игра-драматизация. Следует отметить, что данный прием может сопровождаться использованием различных жестов, движений, имитирующих повадки или поведение как животных, так и людей. При этом совершенно не обязательно наличие каких-либо костюмов, декораций и музыкального сопровождения. Как правило, за автора (сказителя) тут говорит воспитатель, за былинного персонажа – ребенок.

- Пересказ с использованием наглядных пособий (мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки).

- Диалог искусств (тексты былин сравниваются с репродукциями картин известных художников, музыкальными произведениями) (рассматривание репродукций картин Васнецова В. М. «Витязь на распутье» (1882, «Богатыри» (1898, «Крещение Руси» (1896, «Гусляры» (1899, «Прощание Олега с конём» (1899, «Богатырский скок» (1914, «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, «Встреча Олега с кудесником» (1899, «Бой скифов со славянами» (1881, а также Васнецова А. М. : «Московский Кремль при Иване III» (1921, «Вероятный вид белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Конец XIV века» (1922, «Двор удельного князя» (1920, «Московский Кремль при Дмитрии Донском» (1922); прослушивание Бородин А. П. «Богатырская симфония», опера «Богатыри», Мусоргский М. П. пьеса «Богатырские ворота», Римский-Корсаков Н. А. опера «Садко», Глинка М. И. «Руслан и Людмила»).

- Изопересказ. Воспитатель с детьми в процессе прослушивания былины вылепливает ее персонажей, а после – предлагает детям пересказать былину с использованием элементов театрализации. Так же можно использовать зарисовку былинных текстов, после которой дети пересказывают былину по выполненному рисунку.

- Прием восстановления «деформированного» текста с последующим его пересказом. Этот прием заключается в подстановке в текст былин пропущенных слов (словосочетаний) или в восстановлении правильной последовательности действий.

12 слайд

Для реализации поставленных задач по развитию речи и патриотическому воспитанию старших дошкольников на материале былинных текстов, я использовала следующие формы работы:

- систематическое чтение-слушание былинных текстов и коллективное обсуждение прочитанного;

- пересказ как форма развития речи и закрепления материала;

- беседа с детьми с целью оценки героев и их поступков;

- беседы о борьбе добра и зла на основе былинного героического эпоса;

- ознакомление с традициями русского народа, бытом и культурным наследием;

- изобразительная, конструктивная, познавательная деятельности дошкольников, работающие комплексно;

- игра-драматизация, театральная деятельность.

13 слайд

В плане работы по программе я предлагаю такие формы работы с родителями:

- семейное посещение краеведческого музея;

- подборка былинных текстов в пересказе Карнауховой И. В., Нечаева А. Н., Самоделовой Е. А. для чтения родителями детям;

- консультация по теме: «Русские богатыри в современной мультипликации – супергерои или защитники?»;

- рекомендации для родителей по развитию речи и патриотическому воспитанию старших дошкольников на основе былинного эпоса.

14 слайд

Программа рассчитана на 1 учебный год (с октября по апрель). В сентябре и мае рекомендуется провести диагностическое исследование. В середине учебного года можно провести промежуточную диагностику.

15, 16, 17, 18 слайды

Сравнительный анализ результатов исходной и итоговой диагностик выявил положительную динамику качественных и количественных показателей уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста при пересказе былинных текстов.

19, 20, 21 слайды

В программе представлены диагностические занятия, а также примерные занятия для работы с детьми по обучению пересказу на материале былинного эпоса и развития у дошкольников патриотических чувств.

22 слайд.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Задачи: - повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания; - способствовать приобретению опыта коллективной.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древаПатриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древа Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: уточнение и закрепление знаний участников семинара-практикума.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин»
Опубликовано: 20 октября 2023 в 20:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Патриотическое воспитание и развитие речи детей старшего дошкольного возраста на материале былин»» (включая файлы) размещена пользователем Гладких Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. Передвижка «Как говорить с...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом Наши дети видят новости о терактах, обсуждают это с ровесниками и задают вопросы взрослым. Как рассказать им о терроризме, как сделать это...

2 сентября. День напоминания правил Детского сада. Передвижка

Начинается новый учебный год и пришла пора напомнить родителям правила посещения детьми детского сада.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД