Любовь Терентьева
Программа оздоровления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете «Создание условий для оздоровительной
работы с детьми» по Программе М. Ю. Картушиной «Зелёныё огонёк здоровья» с позиций медицинской экологии.
Экология-наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой. Медицинская экология рассматривает проблемы влияния факторов внешней среды на здоровье человека,
поэтому в ДОУ создаются комфортные условия для детей с учётом положительного воздействия на здоровье цвета, света, растений, развивающей среды.
Светотерапия
Публикация «Программа оздоровления дошкольников» размещена в разделах
Правильно подобранный световой климат ДОУ оказывает положительное воздействие на детей, сохраняет зрение, выявляет художественную выразительность интерьера. Очень важно достаточное освещение помещений. Искусственно меняя биологические ритмы света, можно улучшить свойства естественного, обеспечив его в полной мере. Желательно, чтобы в ДОУ преобладающими были так называемые «лампы дневного света»-галогенные,люминесцентные. Исследования, проведённые американскими учёными, показали, что только за один м-ц работы под полноспектровым освещением у детей заметно снизились раздражительность, гиперактивность и усталость.
Цветотерапия
Цвет-важнейший элемент интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребёнка обстановке лежит в основе его комфортного существования. В. М. Бехтерев писал, что «умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Тёплые цвета (от красного до жёлтого) повышают давление, мускульное напряжение, учащают пульс, дыхание, увеличивают скорость движения, учащают пульс, дыхание, вызывают беспокойство. Холодные цвета (спектор от фиолетового до сине-зелёного) понижают давление, уменьшают частоту дыхания, снимают напряжение, при длительном воздействии вызывают печаль, усталость, утомление. Статичные цвета (спектр зелёный, жёлто-зелёный, оливковый) уравновешивают, способствуют релаксации, благоприятствуют
концентрации внимания. Пастельные тона (малонасыщенные-салатный, серо-голубой, лиловый) стремяться к стабильности и гармонии. Чёрный цвет подавляет, вызывает тоску, страх, угрюмость. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли это сам человек. Цветовая окраска стен и мебели зависит от естественной и искусственной освещённости помещения. В помещениях групп, обращённых на север, стены должны быть окрашены в тёплые тона., конпенсирующие недостаток света: жёлтый, бежевый, салатный). В комнатах, ориентированных на юг или юго-восток. Желательно использовать более насыщенные цвета, которые смягчают избыток света, утомительно действующего на глаза: голубой, светло-зелёный. Белый цвет потолков делает помещение зрительно более высоким. Следует помнить, что в интерьере одного помещения не должны присутствовать цвета разных гамм (тёплой и холодной,- они плохо сочетаются. По исследованиям психологов,
дошкольники любят яркие цвета : красный, оранжевый, жёлтый. И комфортнее чувствуют себя при тёплых тонах окраски. Стены групповой комнаты можно окрасить в цвета слоновой кости, светло-персиковые, светло-бежевые, нежно-розовые, светло-зелёные. Можно покрасить две стены разными, но не контрасными, близкими по тону, цветами. Обязательно в интерьере должны присутствовать яркие световые пятна. Но яркие краски следует использовать в меру, чтобы дети не уставали от избытка насыщенных тонов. В спортивном зале стены рекомендуется окрашивать в голубой цвет,чтобы не ощущать жара во время физкультурных занятий. В длинных коридорах и на лестничных клетках использовать ритмическое чередование цвета, что разнообразит цветовую гамму и снижает напряжённость В музыкальном зале должны преобладать светлые и тёплые цвета (от белого до мягких оттенков жёлтой или красной гаммы). В спальне рекомендуются
мягкие и умиротворяющие оттенки, способствующие созданию аимосферы
безмятежного спокойствия - персиковые, бледно-розовые, белые с оттенком зелёного тона, бело-лиловые цвета. В театральной студии должны преобладать цвета, благотворно воздействующие на замкнутых и недоверчивых детей, помогающих им раскрыться - оранжевый и мягко - персиковый. В кабинете псхологической разгрузки могут преобладать сине-голубой (цвет неба) или зелёный (цвет листвы, способствующие возникновению состояния покоя, умиротворения, расслабления.
Для мебели лучше подбирать те же цвета, что и для стен, только более
насыщенные. В группах нежелательна однотонная мебель сочного красного, яркого оранжевого или холодного синего цвета.
Для занятий и сна подбирается мебель спокойных, неярких тонов.
Оздоровление воздушной среды
«Пастбищем жизни» называл воздух древнегреческий врач Гиппократ.
Техносистема, порождённая современной цивилизацией, является источником загрязнения окружающей среды. Древесно-стружечные,
фанера, отделочные материалы, из которых сделана мебель, ковровые покрытия, обивочные материалы, некоторые клеи лаки,водоотталкивающие
средства, хлорированная вода, пыль-всё это негативно воздействует на неокрепший организм детей и отрицательно сказывается в первую очередь на работе органов дыхания.
Комнатные растения являются хорошим резервом для оздоровления
окружающей среды. В ДОУ фитодизайн помогает сохранить здоровье детей.
Фитодизайн-научно обоснованное введение растений в интерьеры с учётом их биологической совместимости с условиями среды и положительного влияния на здоровье людей. Комнатные растения способны активно удалять
Из атмосферы замкнутых пространств летучие органические соединения,
Вредные для человека-формальдегид, бензол, трихлорэтилен. Кроме того,растения выделяют кислород и повышают влажность воздуха, что особенно важно во время отопительного сезона.
В качестве живого фильтра наиболее эффективны следующие растения
Хлорофитум, филодендрон, сансевиера, рапис, драцента, хризалидокарпус, финик, шеффлера, фикус, плющ,хамедорея, традесканция.
К растениям, подавляющим патогенный стафилококк, относятся аглаонема изменчивая, акалифа Уилкса, антуриум величественный, аукуба японская, пеперомия туполистная, санхезия благородная, хибискус.
Антимикробной активностью обладают алоэ, каланхоэ, молочай, толстянки. Китайская роза, сансевиера, комнатный виноград за 3 недели способны полностью очистить воздух в помещении. Пахучие эфирные масла,исходящие от герани, отпугивают некоторых насекомых (мух,комаров, моль).
Создавая в группе фитоинтерьер, следует помнить следующие правила:
-не затенять помещение;
-ставить на подоконники цветы (не более 15 см.)
Для оздоровления воздушной среды используются также ежедневное сквозное проветривание помещение во время прогулки детей, кварцевание в период эпидемий, озонирование воздуха с помощью люстры Чижевского (после проветривания помещения в течение 1,5-2 ч.).
Музыкотерапия
Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу человека.
В каждой группе должна быть фонотека с разнообразными произведениями классической, народной и детской музыки. Тогда в-ль может подобрать музыкальное сопровождение в соответствии с данной ситуацией и поставленными задачами. При использовании музыки следует помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей:
-громкая музыка приводит к разбалансированности ЦНС;
-возбуждённые дети нуждаются в периодическом звучании успокаивающей музыки с умеренным, медленным и очень медленным темпом. С негромкой динамикой; такая музыка снимает гипервозбуждение коры головного мозга;
-заторможенные дети нуждаются в стимулирующей музыке с подвижным темпом и не очень громким звучанием;
-дети дистонического типа (когда состояние НС меняется в течение дня несколько раз) нуждаются в умеренной музыке с одним уровнем звучания и темпа.
При применении музыкальных стимулов в работе с детьми используют пассивные и активные формы музыкотерапии.
Пассивные формы помогают установить контакт с детьми (коммуникативная музыкотерапия, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Для этого включают клсссическую или релаксационныю музыку на фоне звуков природы перед сном или во время пробуждения, приёма пищи и игровой деятельности.
Создание микроклимата
Создание комфортного психологического микроклимата является одним из главных направлений в работе с детьми. Каждый педагог должен включать в свою работу игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы и игры тренинги на подавление отрицательных эмоций.
В-ль использует забавные стихи, приговорки, пальчиковые игры для создания игровых ситуаций при проведении режимных процессов.
Психолог проводит специальные занятия по коррекции поведения детей, используя сказко-,улыбко-, пескотерапию, двигательный коррекционный тренинг (совместно с муз. руководителем, изотерапию.
Желательно создать кабинет психологической разгрузки со светильниками-аквариумами, точечными лампами, цветомузыкальной приставкой, мягкими удобными креслами и большим ковром. Дети в этом кабинете могут послушать музыку и сказки, посмотреть мультипликационные или детские фильмы.
Одна из форм работы по психологической коррекции-театротерапия.
Главным в деятельности педагога всегда должно быть благополучие ребёнка, а не абстрактные художественные ценности. Театральные игры развивают умение действовать согласованно, помогают приобретать навыки общения, пробуждают активность и находчивость.
Для младших дошкольников театр просто необходим, так как он даёт им возможность пережить яркие запоминающиеся впечатления.
Организация развивающей среды
В каждой группе создаётся Уголок здоровья, в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом : самодельные тренажёры для коррекции зрения и развития дыхания, «дорожки здоровья»,
Игры по закреплению знаний о строении человеческого тела и ОБЖ.
В музыкальном уголке помимо музыкально-дидактических игр и детских музыкальных инструментов находится ярко иллюстрированный альбом с текстами песен, хороводов и игр. В театральном уголке представлены разнообразные куклы-игрушки (из пальчикового, перчаточного театров, театров игрушек, коробочек, масок и. т. д., детская ширма, фланелеграф.
Для оздоровления воздушной среды используются люстра (лампа) Чижевского, лампа для кварцевания. Мебель подбирают по росту детей.
Она должна быть многофункциональной и состоять из блоков, которые можно легко компоновать, или мягких модулей-трансформеров ярких цветов, из которых составляют различные игровые комбинации. С помощью набора модулей можно в игровой форме развивать у ребёнка воображение, логику и координацию движений.