Иванова Марина
Программа «От ритмики к танцу»
▼ Скачать + Заказать документы
1.10 Целевые ориентиры.
К концу первого этапа обучения дети должны:
1. Освоить азы ритмики «от простого хлопка – к притопу» : точное «прохлопывание» основного метроритмического рисунка музыки с последующим «протанцовыванием» этого рисунка притопами.
2. Освоить основные упражнения игровой партерной гимнастики (подъём стопы, выворотность, шаг, гибкость спины (всех отделов позвоночника, эластичность мышц и связок суставно-связочного аппарата).
Темочки:
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
3. Познакомиться и освоить «программный» объём движений народ-но-сценического танца (основные шаги, ходы и бег русского танца, переступания, притопы, выносы ног на каблук, «ковырялочки», галоп, шаг-подскок).
4. Освоить элементарный хореографический репертуар.
5. Частично освоить пространство репетиционного и сценического зала (1-8 точки, линейное, круговое построение, основные фигуры-ри-сунки танца, положения в парах и в народно-массовых коллективных но-мерах.
6. Создавать (по выбору) свой пластический образ животного, составлять небольшой фрагмент из 2-3 движений (под руководством педагога, опираясь на базовый лексический материал.
7. Определять характер музыки, менять характер движений в со-ответствии со сменами музыкальных частей (простая двухчастная форма).
8. Использовать сюжетные и драматургические элементы в инсцени-ровках песен, хороводов (совместно с педагогом).
9. Уметь выделять характерные признаки предметов и живых объ-ектов, сравнивать и группировать их по общим признакам; быть наблю-дательным, внимательным, любознательным.
10. Иметь задатки самостоятельности, силы воли, развивать их; уметь доводить начатое до конца; осознавать значение результатов своего творческого поиска.
11. Адекватно оценивать свои действия и поступки, чутко относиться к партнёру в танце, к творческим поискам сверстников.
К концу второго этапа обучения дети должны:
1. Научиться самостоятельно определять основной метроритмический рисунок популярных мелодий, песен и адекватно воспроизводить его в танцевальной форме (хлопками, притопами, элементарными движениями народно-сценической хореографии).
2. Уверенно выполнять основные элементы и упражнения партерной гимнастики с усложненной координацией движений.
3. Чётко и выразительно выполнять программные движения народно-сценического танца в различных музыкальных размерах 2/4, 3/4, 4/4.
4. Успешно освоить и выразительно танцевать репертуарную программу, опирающуюся на синтез народного танца и образно-тематической свободной пластики, пантомимы, гротеска, публично ап-робировав её перед зрителем на сценической площадке.
5. Ориентироваться в репетиционном, сценическом ограниченном пространстве в основных танцевальных рисунках-фигурах, ракурсах-эпольманах корпуса, уметь двигаться в танце по ходу часовой стрелки, по линии танца.
6. Уверенно определять характер и жанр (марш, танец, песня) музыкального произведения, его форму, построение (вступление, основная часть, заключение); различать тембры музыкальных инструментов; эмоционально откликаться на настроения музыки, выразительно передавать музыкальный характер в танце-импровизации.
7. Иметь широкий кругозор, уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений;
8. Быть работоспособным, готовым к физическим нагрузкам,
волевой личностью.
К концу третьего этапа обучения дети должны:
1. Адекватно воспроизводить метроритмический узор народной му-зыки средствами народно-сценического танца (длительности с точками, паузы, сильные и слабые доли, синкопы в различных сочетаниях).
2. Освоить расширенный комплекс упражнений партерной гимнастики с усложнённой координацией движений.
3. Развивать свои физические и хореографические данные (подъём стопы, выворотность, шаг, гибкость спины, эластичность мышц и связок, силу и высоту прыжка, мышечный "корсет").
4. Грамотно исполнять основные элементы классического танца (экзерсис на середине, сохраняя при этом устойчивость корпуса.
5. Пластически выразительно и эмоционально исполнять музыкаль-но-хореографические этюды и танцы на основе выученных ранее про-граммных движений народной хореографии (шаги, ходы, беги, переступания, подскоки, прыжки, присядки, хлопушки, повороты и т. д., а также простейшие виды хореографической техники.
6. Освоить сценическое пространство (авансцену, задник, 1-3 пла-ны, орнаментальные фигуры плясовых хороводов, уметь держать интервалы, дистанцию в парно-массовых номерах, эпольманы ракурсы, максимально использовать пространство при выполнении хореографи-ческих па.
7. Самостоятельно выстраивать комбинации, фрагменты, этюды на основе ранее полученных хореографических знаний, навыков, умений.
8. Уметь слушать и слышать музыку, осознанно воспринимать музыкальную драматургию, простые музыкальные формы, музыкальные жанры и стили, характер музыки. Уметь передавать в мимике, жестах, движениях стиль определенной исторической эпохи, а также им-провизировать на предложенную педагогом музыкальную тему.
9. Быть готовым к обучению в школе – уметь наглядно-образно и действенно-образно мыслить в танце, рассуждать и делать самостоятель-ные выводы, фантазировать в танцевальных играх-импровизациях, сочинять фрагменты танца. Уметь управлять произвольным вниманием, памятью, ощущениями и восприятием.
10. Иметь развитую волю, чувство коллективного «сотворчества»,
уметь трудиться, быть коммуникабельным.
11. Иметь широкий кругозор, общую культуру, уровень интеллектуального и эстетического развития, соответствующий данному возрасту.
2 Содержательный раздел
2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п Наименование тем Общее
кол-во часов
1 Вводное занятие.
«Радостные» поклоны.
Техника безопасности в занимательной форме 2
2 Знакомство с азбукой ритмики «От простого хлопка - к притопу» в игровых задачах-упражнениях 4
3 Основы образно-игровой партерной гимнастики на середине зала 2
4 Первое знакомство.
Основы русского народного танца 4
5 Продолжение знакомства с танцующей Россией.
Образное богатство (фольклорные и народно-сценические формы позиций и положений рук) 2
6 Танцевальные игры.
Образное воплощение разнообразных тем в музы-кально-пластических игровых задачах: «Рассыпуха», «В мире животных», «Гуси у бабуси», «Волшебный остров», «Гусеница», «Лесной оркестр», «Антошка» 7
7 Первая концертная программа.
Танцы-«Бусинки» («Буратино», «Лучики», «Светофор», «Часики Московии», «Каблучок», «Песенка-чудесенка») 9
8 Знакомство с танцующими человечками-эмоциями.
Пиктограммы «Эстафета эмоций».
«Актёрская пятиминутка» 1
9 Пространство и мы.
«Красно-синие точки зала».
«Здравствуй, сцена!».
«Рисуем собой танец-узор» 2
10 Музыка и танец.
Основы метроритмических движений.
Музыкальные инструменты.
Прослушивание музыки 1
11 Закрепление и повторение пройденного материала.
Первый концертный показ 2
Итого: 36
2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п Наименование тем Общее
кол-во часов
1 Вводное занятие.
«Радостные» поклоны.
Вариации национальных поклонов: педагогу, партнёру, танец-поклон "Улыбка" (муз. В. Шаинского). 1
2 Разнообразие метроритмических рисунков.
«Ритмическая мозаика» на основе народного танца. 5
3 Усложненные формы партерной гимнастики на середине зала (растяжки, наклоны, слитные движения) 4
4 Академические основы освоения национальной хореографии.
Основные базисные движения 3
5 Образная пластика рук в народных танцах.
Основы танцевальной импровизации 2
6 Музыкально-танцевальные (дидактические) игры второго уровня.
Самостоятельное сочинение сюжета («Шторм», «Сыщики», «Гномики», «Тучка», «Клоуны», «Лешачки») 5
7 Освоение танцевального репертуара на основе народной хореографии с элементами свободной образно-тематической пластики, пантомимы и гротеска 8
8 Освоение ограниченного сценического пространства, простых хореографических рисунков-фигур.
Эпольманы-развороты корпуса 3
9 Элементарная хореографическая импровизация «Слушаем музыку и фантазируем».
Самостоятельное сочинение на предлагаемый педагогом музыкальный материал. 2
10 Эмоции в танце.
Этюды на заданную эмоцию.
Утренний туалет актера, «актерская пятиминутка» 1
11 Музыка и танец.
Музыкальная викторина.
Музыкальная лесенка.
Нюансировка хореографического па 1
12 3аключительный раздел.
Закрепление и повторение пройденного материала.
Итоговые показы. 1
Итого: 36
2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п Наименование тем Общее
кол-во часов
1 Вводное занятие.
«Радостные» земные, поясные, головные (мужские и женские) поклоны.
Многовариантность поклонов.
Самостоятельное сочинение-показ 1,5
2 Ритмика в танцевальных фрагментах как «вход» в народную хореографию.
Основные метроритмические рисунки-аналоги в системе «музыка-танец» 3
3 Расширение и усложнение упражнений-задач партерной гимнастики на середине зала 2
4 Элементарные основы классического танца на середине зала.
Продолжение обучения академическим основам народно-сценической хореографии 4,5
5 Знакомство с простейшими элементами исполнительской техники для мальчиков, для девочек. 1
6 Освоение хореографического репертуара.
«От игровых этюдов – к танцам с игровыми элементами».
Пластические темы: «Летели 2 птички», «Лешачки», «Зимние потешки», «Коляда», «Лоботрясы», «Весёлый муравейник», «Тучка», «Клоуны», «Геологи», «Финская полька» 9
7 Музыкально-танцевальные (дидактические) игры.
Самостоятельное сочинение и досочинение сюжета («Олимпийцы», «Оранжевое небо») 3
8 Освоение ограниченного кулисами пространства.
Орнаментальные образные фигуры-рисунки. Эпольман 1
9 Самостоятельное сочинение танцев, фрагментов и этюдов.
Хореографическая импровизация (блоки-«заготовки») 4
10 Слушаем и слышим музыку.
Жанры музыки, её формы, стилевые особенности, сочинение на предлагаемую тему.
Мышление и воображение 1
11 Эмоциональная сфера танца и развитие актёрской выразительности исполнителя 2
12 История возникновения и развития хореографического искусства.
Краткий курс в образах 2
13 Как мы готовы к школе?
Наглядно-образное и действенно-образное мышление в танце.
Предпосылки для формирования логической формы мышления 1
14 Закрепление и повторение пройденного материала по тематическим разделам-блокам.
Итоговые показы в группах.
Концерты.
Диагностика конечных результатов 1
Итого: 36