Оксана Петрова
Программа «Оригами для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; развитии творческих способностей детей. Эти задачи реализуются и на занятиях оригами.
Публикация «Программа „Оригами для малышей“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Темочки
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и художественном конструировании.
Самое главное достоинство оригами заключается в том, что из простого квадрата бумаги можно складывать буквально все, что захотите. А тот человек, который складывает, превращается в творца, волшебника, кудесника. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, оформлении уголка или подарены к празднику своим родителям, воспитателям. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, а так же в развитии мелкой моторики рук.
Значение оригами для развития ребенка:
1. Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
2. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
3. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
4. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
5. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
6. Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.
7. Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
2
8. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
9. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
10. Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Пояснительная записка.
Характеристика особенностей программы.
Программа по оригами ориентирована на детей старшего дошкольного возраста с учетом их психологического и физического развития, предусматривает проведение 72 занятий, частотой 1 раз в неделю, и рассчитана на 2 года обучения. Занятия планируются проводить с элементами игры, так как дети быстро утомляются, и удерживать их внимание достаточно сложно. В зависимости от интересов детей педагог может вносить в программу изменения : сокращать материал по одной теме или вносить новые.
Основными задачами, решаемыми в процессе реализации данной программы, являются: совершенствование мелкой моторики; развитие глазомера; развитие конструктивного мышления, знакомство и повторение основных геометрических понятий; развитие пространственных представлений.
На первом этапе обучения рекомендуется выполнять следующие приемы складывания; сложить квадрат по диагонали; сложить квадрат пополам по средней линии; загнуть углы квадрата к середине. Необходимо отработать эти самые простые приемы складывания, научить детей аккуратно складывать, точно совмещать углы и стороны, работать только на столе. Затем планируется научить складывать различные базовые формы: «треугольник», «воздушный змей», «конверт», «двойной треугольник» и др.
Упражнения в складывании необходимо сочетать со словесными комментариями, наводящими вопросами. Практические действия, дополнительные объяснения, способствуют более эффективному усвоению приемов складывания.
Лучшие работы обучающихих представляются на различные выставки. Практически все выставочные работы детей отмечаются грамотами. Все работы детей представляются на постоянно действующей выставке для родителей.
Цели программы : Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, и повышение эффективности их обучения.
3
Задачи программы :
Обучающие
• Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
• Обучение различным приемам работы с бумагой.
• Применение знаний, полученных на занятиях труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
• Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
• Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
• Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
• Воспитание интереса к искусству оригами.
• Расширение коммуникативных способностей детей.
• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Достаточно новый предмет «оригами» предполагает не только знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят занятия с целью развития у них целого комплекса умений и навыков:
• Способности работать руками, умения выполнять пальцами точные движения;
• Пространственного воображения (умения представлять изделия в объеме)
• Знакомство с основными геометрическими понятиями;
• Уверенности в своих силах и способностях;
• Стимулирует развитие памяти;
• Соблюдение последовательности приемов изготовления изделий.
Во время занятий оригами педагог должен стремиться, не только научить детей работать с бумагой, но и учить удерживать внимание на предмете работы достаточно длительное время; развивать устную речь; использовать поученные фигурки в играх, инсценировках. Занятия оригами способствуют развитию у детей творческих способностей (многие ребята становятся авторами собственных изобретений, коммуникативных способностей.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
4
Программа построена на принципах: принцип природосообраз-ности, принцип гуманизации, принцип последовательности и системнос-ти, принцип доступности, наглядности, принцип увлекательности и творчества, принцип заинтересованности, принцип коллективности.
Методы, применяемые в ходе реализации программы.
Объяснительно-иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).
Наглядный метод ( наглядные материалы: таблицы, рисунки, схемы, модели и др.)
Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).
Словесный метод (рассказ, объяснение, беседа).
Репродуктивный метод (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Фронтальный метод (одновременная работа со всеми учащимися).
Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
Групповой (организация работы в группах).
Формы организации занятий:
Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся должны :
– научиться различным приемам работы с бумагой;
– знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научиться следовать устным инструкциям;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– развить внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомиться с искусством оригами;
– овладеть навыками культуры труда;
– улучшить свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы и формы подведения результатов деятельности.
• Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы»
• Проведение выставок работ учащихся в группе
• Участие в ежегодной районной выставке
детского прикладного и технического творчества.
• Участие в районных и городских выставках.
5
Примерный тематический план занятий 1 года обучения.
№ тема изделия часы
Т Пр. всего
1.
2.
3.
4.
5. Веселый квадратик.
Базовая форма «треугольник».
Сказка «теремок».
Домашние животные.
Верные друзья.
Предметы вокруг нас.
Базовая форма «воздушный змей».
Водоплавающие птицы.
Базовая форма «двойной треугольник».
Любимые игрушки.
В подарок папе.
В подарок маме.
Базовая форма «дверь».
Дом
Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Кот, собака, поросенок, баран.
Скользящий мальчик, ворона, муха.
Стакан, совок, кошелек.
Гномик, тополь, парусник, восьми-конечная звезда, аленький цветок, кролик.
Утка, пингвин.
Ходячий гномик, прыгающая лягушка, елочка.
Рыбки в аквариуме (колл. Раб., ракета.
Букет лилий (колл. Раб., летающие бабочки (колл. Раб.,
Гриб, поросенок, волшебный ромбик. 1
4
1
2
1
12
7
6
2 1
16
8
8
3
Итого:
9 27 36
6
Содержание программы 1 года обучения.
1. Веселый квадратик.
Что такое оригами? «Оригами» с японского – сложенная бумага. Краткие сведения из истории развития оригами. Демонстрация изделий, выполненных в технике оригами (кораблик, самолетик, лягушка и т. д.). Квадрат (веселый квадратик) – основная геометрическая фигура для изготовления поделок. Знакомство с «веселым квадратиком». Безопасность труда и правила личной гигиены. Правила поведения в кружке.
Практическая работа. Изготовление поделки – дом.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, изготовленные педагогом дополнительного образования.
2. Базовая форма «треугольник».
Знакомство с такими понятиями и операциями как: «базовая форма», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вставить одну деталь в другую», «отрезать», «надрезать». Знакомство с базовой формой «треугольник» и способом ее изготовления. В процессе изготовления поделок педагог должен обращать внимание детей на геометрические фигуры и геометрические понятия (угол, сторона и др., которые получаются при складывании. Создание фигурок животных, птиц, различных предметов и применение изделий в игре, украшении помещений, подарков. Обращать внимание детей на красоту природы, разнообразные движения животных, красоту и уют украшенного помещения.
Практическая работа. Изготовление поделок. Инсценировка сказки теремок.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, схема изготовления базовой формы.
3. Базовая форма «воздушный змей».
Знакомство с базовой формой «воздушный змей» и способом ее изготовления. Создание фигурок животных, птиц, растений и применение изделий в игре, украшении помещений, подарков. При изготовлении цветов педагог может рассказать легенду названий цветка, о празднике цветов. В процессе изготовления поделок педагог должен обращать внимание детей на геометрические фигуры и геометрические понятия (угол, сторона и др., которые получаются при складывании. Обращать внимание детей на красоту природы, разнообразные движения животных, красоту и уют украшенного помещения.
Практическая работа. Изготовление поделок.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, схема изготовления базовой формы.
4. Базовая форма «двойной треугольник».
Знакомство с базовой формой «двойной треугольник» и способом ее изготовления. Знакомство с новым понятием и операцией как:
7
«развернуть». Создание фигурок насекомых, рыб, растений и применение изделий в игре, украшении помещений, подарков. В процессе изготовления поделок педагог должен обращать внимание детей на геометрические фигуры и геометрические понятия (угол, сторона и др., которые получаются при складывании. Обращать внимание детей на красоту природы, разнообразные движения животных, красоту и уют украшенного помещения.
Практическая работа. Изготовление поделок.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, схема изготовления базовой формы.
5. Базовая форма «дверь».
Знакомство с базовой формой «дверь» и способом ее изготовления. В процессе изготовления поделок педагог должен обращать внимание детей на геометрические фигуры и геометрические понятия (угол, сторона и др., которые получаются при складывании.
Практическая работа. Изготовление поделок.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, схема изготовления базовой формы.
8
Примерный тематический план занятий 2 года обучения.
№ тема изделия часы
Т Пр. всего
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Веселый квадратик вернулся.
Базовая форма «треугольник».
Верные друзья.
Головные уборы.
Базовая форма «воздушный змей».
Птицы.
Базовая форма «блин».
Базовая форма «двойной треугольник».
Любимые игрушки.
В подарок папе.
В подарок маме.
Прием сгибания складкой.
Птицы.
Базовая форма «книжка».
Модели на основе прямоугольников. Хлопушка.
Черепашка, золотая рыбка, почтовый голубь, лягушонок, голубь мира, почтовый голубь.
Маскарадный шлем «Викинг», колпак Петрушки, пилотка, Самурайский шлем.
Голубка на гнезде, воробей, лебедь, пингвин, водоплавающая птица.
Игрушка-шутка, коробочка.
Летучая мышь, жук.
Пароходы (колл. раб., бомба, водяная бомба.
Коробочка, сердечко, тюльпаны (колл. раб. ,
Снегирь, голубь, синичка, ворона, лебедь, чайка.
Подушечка, кимоно, коробочка, лодка.
Хлопушка, письмо, бантик-бабочка, самолетик. 1
1
1
1
1
1
1
1
7
4
1
7
5
2
2
1
8
5
2
8
6
3
3
Итого:
8 28 36
9
Содержание программы 2 года обучения.
1. Веселый квадратик вернулся.
Вспоминаем что такое оригами? «Оригами» с японского – сложенная бумага. Какие поделки можно выполнить в стиле оригами? Демонстрация новых изделий, выполненных в технике оригами. Квадрат (веселый квадратик) – основная геометрическая фигура для изготовления поделок. Встреча с «веселым квадратиком». Безопасность труда и правила личной гигиены. Правила поведения в кружке.
Практическая работа. Изготовление поделки – хлопушка.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, изготовленные педагогом дополнительного образования.
2. Базовая форма «треугольник».
Вспоминаем понятия и операции такие как: «базовая форма», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вставить одну деталь в другую», «отрезать», «надрезать». Встреча с базовой формой «треугольник» и способом ее изготовления. Создание фигурок животных, птиц, головных уборов и применение изделий в игре, украшении помещений, подарков. В процессе изготовления поделок педагог должен обращать внимание детей на геометрические фигуры и геометрические понятия (угол, сторона и др., которые получаются при складывании. Обращать внимание детей на красоту природы, разнообразные движения животных, красоту и уют украшенного помещения.
Практическая работа. Изготовление поделок. Инсценировка сказки теремок.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, схема изготовления базовой формы.
3. Базовая форма «воздушный змей».
Вспоминаем базовую форму «воздушный змей» и способ ее изготовления. Создание фигурок птиц и применение изделий в игре, украшении помещений, подарков. В процессе изготовления поделок педагог должен обращать внимание детей на геометрические фигуры и геометрические понятия (угол, сторона и др., которые получаются при складывании. Обращать внимание детей на красоту природы, разнообразные движения животных, красоту и уют украшенного помещения.
Практическая работа. Изготовление поделок.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, схема изготовления базовой формы.
4. Базовая форма «блин».
Знакомство с базовой формой «блин» и способом ее изготовления. Создание изделий применяемых в игре.
Практическая работа. Изготовление поделок.
10
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, схема изготовления базовой формы.
5. Базовая форма «двойной треугольник».
Вспоминаем базовую форму «двойной треугольник» и способ ее изготовления. Знакомство с новыми понятиями и операциями как: «надуть», «развернуть». Создание фигурок насекомых, растений, различных предметов и применение изделий в игре, украшении помещений, подарков. В процессе изготовления поделок педагог должен обращать внимание детей на геометрические фигуры и геометрические понятия (угол, сторона и др., которые получаются при складывании. Обращать внимание детей на
красоту природы, разнообразные движения животных, красоту и уют украшенного помещения.
Практическая работа. Изготовление поделок.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, схема изготовления базовой формы.
6. Прием сгибания складкой.
Знакомство с новыми понятиями и операциями как: «вогнуть», «выгнуть», «раскрыть», «складка». Создание фигурок птиц и применение изделий в игре, украшении помещений, подарков. В процессе изготовления поделок педагог должен обращать внимание детей на геометрические фигуры и геометрические понятия (угол, сторона и др., которые получаются при складывании. Обращать внимание детей на красоту природы, разнообразные птиц, красоту и уют украшенного помещения.
Практическая работа. Изготовление поделок.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, схема изготовления «сгиб складка».
7. Базовая форма «книжка».
Знакомство с базовой формой «книжка» и способом ее изготовления. Создание различных предметов обихода. В процессе изготовления поделок педагог должен обращать внимание детей на геометрические фигуры и геометрические понятия (угол, сторона и др., которые получаются при складывании. Обращать внимание детей на красоту и уют украшенного помещения.
Практическая работа. Изготовление поделок.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, схема изготовления базовой формы.
8. Модели на основе прямоугольников.
Обратить внимание детей, что некоторые поделки в «оригами» можно складывать не из квадрата, а из прямоугольника. Напоминаем детям как выглядит прямоугольник. В процессе изготовления поделок педагог должен обращать внимание детей на геометрические фигуры и геометрические понятия (угол, сторона и др., которые получаются при
11
складывании.
Практическая работа. Изготовление поделок.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий.
Управление программой, контроль и результативность.
В образовательной программе «оригами» диагностика результатов проводится в конце изучения разделов программы. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ обучающихся. Для большинства обучающихся основным результатом является произведение собственных рук, а так же объем знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе освоения данной программы.
Следует иметь ввиду принцип постоянного продвижения в развитии личности. При этом успехи, достижение ребенка сравниваются не со стандартами, а с исходными возможностями. Для определения возможностей и умений ребенка на первом занятии выявляется исходный уровень владения умениями и навыками. Дальнейшее отслеживание результатов проводится по контрольным занятиям и итоговому в конце учебного года.
Условия реализации программы.
1. Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях:
1) образцы, изготовленные педагогом дополнительного образования;
2) схемы изготовления базовых форм;
3) иллюстрации с работами мастеров;
4) иллюстрации детских творческих работ.
2. Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации программы.
Картон, клей ПВА, кисточки для клея, цветная и белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, ватман, ножницы.
12
Литература.
1. Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами», М. ,2006г.
2. З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги», М. «просвещение», 1992г.
3. Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги», Ярославль: «Академия развития», 1999г.
4. Е. А. Ступак «Оригами. Подарки к праздникам», М. : Айрис-пресс, 2007г.
5. В. Н. Иванченко «Занятия в системе дополнительного образования детей», «Учитель», 2007г.
6. С. В. Кульневич, В. Н. Иванченко «Дополнительное образование детей. Методическая служба», «Учитель»,2005г.
7. В. П. Пудова, Л. В. Лежнева «Легенды о звездах и цветах. Оригами», М. «Аким», 2001г.
8. В. И. Волынкин «Художественно эстетическое воспитание и развитие дошкольников», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2007г.
9. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», ООО «Витязь-М»,2008г.
10. Гришин Д. М «Эстетическое воспитание», М., 1983г.