Епанчинцева Ирина Александровна
Программа образовательной деятельности по интеллектуальному развитию с использованием игрового пособия «Нумикон»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Нумикон» построена с учетом возрастных особенностей детей в освоении образовательной программы и с некоторыми проблемами.
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Темочки:
- Нумикон. Игровое пособие
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Что же стоит в основе развития элементарных математических представлений? Это длительная и постепенная работа над гармоничным развитием всех психических процессов, которые формируют личность, закладывая базу для успешного вхождения в мир знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения.
Мышление, является самым важным процессом познания. В отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце - к словесно-логическому мышлению, когда результатом является мысль, выраженная в словах, когда мы приходим к способности свободно оперировать полученными знаниями. Мыслительный процесс выстраивается благодаря таким операциям, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Все они безусловно связаны между собой и их освоение является базой в процессе знакомства с основными математическим представлениям, с представлениями о предметах окружающей среды, об их функциональном предназначении, о мире в целом.
В дошкольном детстве развитие ребёнка строится на бесценном сенсорном (чувственном) опыте. Опыт предметно-практической игры, насыщенной богатством свойств и качеств предметов – фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение ребёнка. Поэтому очень важно соблюсти последовательность развития мыслительных процессов, чтобы постепенно перейти о наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
Бесценным помощником в этом деле является уникальное мульти-сенсорное пособие Нумикон, которое было разработано в Англии для детей с трудностями в обучении математике. Уникальность его в том, что использовать его можно на протяжении всего дошкольного детства, а включать в занятия – на любом из этапов развития ребёнка.
НУМИКОН – программа для обучения математическим навыкам детей дошкольного и школьного возраста, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные наборы наглядно-практического материала. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает.
Когда при обучении используется только письменное обозначение чисел, добиться этого гораздо труднее. В процессе осуществления детьми различных действий с шаблонами у них формируется собственное представление о числах и величинах. Тот факт, что многие дети с синдромом Дауна хорошо оперируют со зрительными образами, делает «Нумикон» эффективным пособием в обучении этих детей основам арифметики.
На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким способом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях. Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам «Нумикона».
«Нумикон» помогает наглядно усвоить сложение и вычитание, поразрядное представление чисел, удвоение и деление пополам, приблизительное оценивание, деление, умножение и многое другое, в том числе проценты, дроби, десятичные числа. Детям нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикона», будь то индивидуально или в группах.
Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, используемые «Нумиконом», подходят для разнообразных форм обучения. Дети составляют из шаблонов разнообразные сооружения и конструкции, играют в игры с использованием специального мешочка, в котором фигурки можно распознать только на ощупь. При этом как глаза, так и руки помогают понять, как разные числа соотносятся друг с другом. Кроме того, в процессе таких занятий формируются яркие образы, которые могут стать подспорьем для ребенка, имеющего трудности в освоении школьной программы по математике. При этом возраст ребенка не имеет значения.
«Нумикон» является частью стандартной программы обучения математике общеобразовательной школы, утвержденной Правительством Великобритании, и используется уже 5000 школами по всей стране. Программа «Нумикон» разрабатывалась авторами при ежедневном взаимодействии с детьми и педагогами-практиками. Задания к программе записаны на специальных иллюстрированных картах.
Эффективность использования программы «Нумикон» в обучении детей с синдромом Дауна математическим навыкам была доказана в ходе исследований, проводившихся на базе университета и ряде школ в г. Портсмуте в начале 2000-х гг. «Нумикон» является частью национальной британской программы «Научим каждого ребенка считать», нацеленной на обучение математике детей с трудностями в освоении программы, а также нарушениями интеллекта.
Цель программы :
- научить детей арифметическим действиям с числами в пределах 10.
Задачи программы :
- развивать математический образ мышления
- формировать представления и понятия о размерах объектов
- развивать пространственные представления
- развивать временные представления
- учить математическим операциям над числами
Сроки реализации : 1 год
Занятия проводятся один раз в неделю по 25-30 минут.
Всего 32 занятия.
Формы занятий: занимательные игры-занятия (игры-путешествия, игры- соревнования,дидактические, развивающие игры, игры-эксперименты. Для эффективности работы кружка организованы занятия в микрогруппе и индивидуальные.
Прогнозируемый результат :
В результате освоения программы предполагается, что дети будут свободно манипулировать с формами Нумикона для конструирования и выполнения арифметических действий в пределах 10.
Формы подведения итогов:
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с детьми, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется, таким образом, метод личной диагностики результатов. Этот метод – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.