цепелева наталья
Программа по нравственному воспитанию дошкольников 5–7 дет «Мой родной посёлок»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение.
2. Пояснительная записка.
3. Возрастные особенности детей 5 – 7 лет.
4. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению вариативной программы дошкольного образования «Мой родной посёлок» :
• Цель и задачи программы.
• Формы организации детей.
5. Перспективно – тематическое планирование по вариативной программе «М гілік ел»
6. Ожидаемый результат.
1. Введение.
Публикация «Программа по нравственному воспитанию дошкольников 5–7 дет „Мой родной посёлок“» размещена в разделах
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас – воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, посёлку, городу, району. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.
Недаром поэт К. Симонов говорил об этом стихами:
Ты вспоминаешь
Не страну большую,
Какую ты изъездил
И узнал.
Ты вспоминаешь
Родину такою,
Какой ее ты
В детстве увидал…
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Реализация данной программы предполагает :
• формирование ведущих интегративных качеств личности;
• практическую деятельность;
• оптимальное сочетание индивидуального воспитания и воспитания в коллективе;
• неразрывную связь с воспитательными факторами среды : родителями, производственными и обслуживающими объектами посёлка и района.
2. Пояснительная записка.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному аулу (городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим аулом (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.
Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в аулах и поселках показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.
Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
Актуальность темы.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «М гілік ел», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан Казахстана. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федеральных государственных образовательных требований у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социум» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
• Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного аула, района, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Содержание программы социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей.
3. Возрастные особенности детей 5- 7 лет
Дети 5-7 года жизни уже могут распределять роли до начала игры, строить своё поведение, придерживаясь роли, начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому, игровое пространство усложняется (в нем может быть несколько центров). Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Образы из окружающей жизни и литературных произведений становятся сложнее. Они приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию, передавать статичные и динамичные отношения, приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и продумывать собственные. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природных материалов. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты выступают во взаимодействие и т. д. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые формы монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
4. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению вариативной программы дошкольного образования «М гілік Ел»,
Цели программы : социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по рабочей программе «М гілік Ел»,
формирование основ гражданственности и патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).
Задачи программы :
• Формирование любви к родному краю, интереса к его прошлому и настоящему.
• Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, детскому саду, краю, стране.
• Воспитание чувства гордости за своих земляков.
• Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
• Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству казахского народа и своего региона.
Формы организации образовательного процесса. Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
• совместной деятельности взрослого и детей
• самостоятельной деятельности детей ( формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Музыкальная
• Изобразительная (можно включить разделы по изо)
• Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
• Конструктивная
• Самообслуживание и элементарный бытовой труд
• Двигательная
Методы и приемы:
• целевые прогулки и экскурсии;
• наблюдения;
• рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
• беседы с детьми;
• игры-головоломки;
• использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
• использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
• разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
• приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», «День города» и т. д.).
5. Перспективно - тематическое планирование.
Сентябрь.
Тема: «Мой дом – моя семья».
• Беседа «Моя семья».
Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.
• Целевая прогулка «Дом, в котором я живу».
Цель: рассмотреть близлежащие дома.
• Сюжетно-ролевая игра «В кругу семьи».
Цель: умение распределять обязанности по дому: убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. д.
Октябрь.
Тема: «Мой детский сад».
• Прогулка «По территории детского сада».
Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.
• Вечер воспоминаний «История детского сада».
Цель: познакомить детей с историей детского сада.
• Художественный труд. Тема: «Подарки сотрудникам детского сада».
Цель: закреплять умение создавать из бумаги объёмные открытки-сувениры для сотрудников детского сада.
Ноябрь.
Тема: «Мой родной край».
• Беседа «Из истории края».
Цель: познакомить детей с историей города, его названия; вызвать интерес к своим родным местам, прививать чувство гордости за него.
• Музыкально-тематический досуг «Наш город» с презентацией.
Цель: развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Декабрь.
Тема: «Мой край».
• Беседа «Мой край родной».
Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.
• Рассматривание фотоальбома «Предприятия края».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
• Презентация «Символика страны, района, области».
Цель: знакомить детей с символами Московской области, города Серпухова и своего родного посёлка : флаг, герб, гимн; формировать элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орёл, всадник, историей их происхождения, значением в современной жизни.
Январь.
Тема: «Город и аул» (сравнение).
• Беседа «Город Алматы».
Цель: закрепить знания о различиях между городом и аулом.
• Выставка фотографий города и аула.
Цель: привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и воспитателем по организации фотовыставки.
Февраль.
Тема: «Архитектура города».
• Презентация альбома «Что я знаю об архитектуре?».
Цель: закрепить представления детей о современных и исторических архитектурных сооружениях города, обратить особое внимание на главный памятник архитектуры.
Март.
Тема: «Достопримечательности родного края».
• Презентация «Знакомимся с достопримечательностями города».
Цель: закреплять и пополнять знания детей о достопримечательностях родного города (памятники, стадион, храмы, фабрика, дом культуры, спортивный центр и др.).
• Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство».
Цель: продолжать учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
Апрель.
Тема: «Мастера художественного промысла».
• Образовательная деятельность. Рисование. Тема: «Любимые узоры».
Цель: закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, познакомить с казахским орнаментом (украшаем ковёр). Наурыз.
Май.
Тема: «Этот День Победы!».
• Образовательная деятельность. Тема: «Ваш подвиг будет жить в веках!».
Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
• Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам в ВОВ.
Цель: рассказать детям о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину.
6. Ожидаемый результат.
Развитие интегративных качеств соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе» :
• Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
• Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
• Место проживания: аул, район, город, область; предприятия родного города и их значимость; символику Страны, достопримечательности; крупные города, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
• Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины –Астана (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте Казахстана, флаг, герб, гимн);
• Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
• Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
• Название планеты, на которой мы живем.