Вероника Гришина
«Поволжье — наш край родной».
▼ Скачать + Заказать документы
«Поволжье – наш край родной».
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.
Возраст детей: средняя группа.
Место проведения: музыкальный зал.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
- Закрепить знания о быте, одежде народов Поволжья.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к своей нации;
Публикация «„Поволжье — наш край родной“,» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
-понимание и принятие национальных особенностей народов Поволжья.
Интеграция образовательных областей:
- Социализация – воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
- Музыка – знакомить детей с песнями о родине.
- Чтение художественной литературы – знакомить детей с загадками, частушками, поговорками народов Поволжья.
- Коммуникация – введение в словарь новых слов.
Оборудование:
- Карта России.
- Куклы в национальных костюмах.
- Предметы национального быта (фотографии с изображениями костюмов, предметов этнической и исторической принадлежности).
- Аудиозаписи песен, музыки.
- Художественно-изобразительные средства.
Предварительная работа:
- Чтение народных сказок, былин, песенок.
- Заучивание стихов, частушек, загадок.
- Слушание песен, музыки.
- Сбор, рассматривание предметов быта.
- Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.
Содержание непосредственной деятельности:
Звучит песня о России (Н. Сорокиной «Милая Россия») (Ведущий в русском национальном костюме)
- Ребята мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?
«Жить - Родине служить».
«На родной стороне и ворона родная».
«В родном краю как в раю».
«На родной стороне и камушек знаком».
- А как называется наша страна? Да правильно Россия. Как называется город, в котором мы живем? Правильно Самара.
- Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река, которая протекает вдоль Самары? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушка, кормилицей родной».
- А как вы считаете, почему нас называют Волжанами? Конечно, потому что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют Волжанами.
- Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
(русские, татары, башкиры, чуваши, мордва)
- Да в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. А вам интересно было бы узнать об их быте, обычаях, культуре? Мне тоже очень хотелось бы многое узнать и увидеть.
- Ребята, как вы думаете, где раньше собирались люди со всей округи? (на днях рождения, на свадьбах, на ярмарках) Верно, на ярмарку съезжался народ со всей округи, продать и купить товар, попеть песни, поплясать, показать свои наряды, поесть вкусные блюда, поиграть в игры. Вот на такую ярмарку мы сейчас с вами отправимся, ведь там мы сможем все увидеть, обо всем узнать.
1 ребенок:
На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости давно вас ждут, друзья!
2 ребенок:
Что душа твоя желает – все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает, без покупки не уйдешь!
3 ребенок:
Эй, Не стойте у дверей, заходите к нам скорей!
Народ собирается – наша ярмарка открывается!
4 ребенок:
Эй, публика любезная, хлопай веселей!
А мы на празднике порадуем гостей!
- Что же ребята, милости прошу на нашу ярмарку.
Звучит чувашская народная мелодия.
Дети подходят к лоткам с товаром, знакомятся с экспонатами. Рассматривают одежду, обувь, предметы домашнего обихода. (тухья – шапочка, ама – украшение из монет, щапата – лапти, сара – поясная подвеска, кепе – платье).
Ведущий рассказывает об обычаях традициях чувашского народа:
Чуваши – один из наиболее крупных народов Поволжья. Они относятся к тюркоязычным народам. Заметное влияние на культуру чувашей оказало давнее соседство, как со славянами, так и племенем кочевников и булгар. Один из главных праздников чувашей, праздник сева, называется Акатуй. Это название состоит из двух слов: «ака» - «сев» и «туй» - «свадьба». Героями этого праздника была соха и земля. В этот день угощались кашей и вареными яйцами. Яйца зарывали на засеянном поле, чтобы осенью был богатый урожай. Взрослые и дети состязались в беге, устраивали скачки на лошадях.
- Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру: «Бег в мешке» Или в другую игру «Паренге» :
- в Поволжье еще живут марийцы. Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Паренге». Это игра с картошкой внимательно слушайте правила. Нам надо разделиться на пары каждая пара зажимает между лбами одну картофелину и пляшет под музыку, парам нельзя трогать картошку руками. Тот, у кого она падает, выходит из игры. Побеждает пара, которая танцует дольше всех.
Проводится игра, затем под веселую татарскую мелодию дети переходят к следующему торговому ряду.
- Ребята, предлагаю вам посмотреть, какие товары нам предложат в татарской лавке.
Дети рассматривают предметы обихода.
- Дети, а кто-нибудь знает, как по-татарски называются эти предметы? ( Ответы детей: уклау – скалка, достыган – ковш, чынаян – чашка, таба – сковорода, тюбетейка – головной убор татарских мужчин).
- Татары второй по численности и самый крупный из тюркских народов России. Весну встречали праздником, который называли Сабантуй (свадьба плуга). Этот праздник и по сей день остается самым любимым татарским праздником, правда теперь его отмечают летом. Широкое распространение получили состязания во время Сабантуя: популярные перетягивание каната, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого повешен приз.
- Давайте поиграем в игру: «Перетягивание каната».(Проводится игра)
Ведущий:
- Ой, музыка слышится. Вы узнаете эту мелодию? Да это русская народная песня.
Ведущий приглашает детей на русский народный танец под мелодию «Во поле береза стояла».
- Ребята, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать и найти эти товары в русской лавке:
«В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется». (Топор)
«Утка в море, а хвост на заборе». (Ковш)
«Четыре ноги, два уха.
Один нос, да брюхо». (Самовар)
- А что же еще здесь у нас есть, (сарафан, кокошник, рубаха).
- Молодцы ребятки! А еще я слышала, что на гуляниях, русский народ всегда частушки поет. А вы, ребята, знаете частушки?
Дети исполняют частушки:
«На окошке два цветочка
Голубой, да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький».
«Ахи – ахи – ахоньки.
Наши парни махоньки
Из-за кочек, из-за пней,
Не видать наших парней».
- Какие веселые частушки вы пропели. И, конечно же, на Руси любили поиграть. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеек». Вот и закончилась веселая ярмарка, нам пора возвращаться.
- Ну, а какая же ярмарка проходит без угощений. Вот у нас с вами накрыт богатый стол, а на нем угощение из национальных сладостей. А ароматный чай мы будем пить из русского самовара. Милости прошу к столу.
Дети пьют чай с печеными сладостями.