Ирина Стретенцева
Программа наставничества «Учитель — Учитель»
▼ Скачать
Программа наставничества ""Учитель - Учитель"
Стретенцева Ирина Юрьевна,
учитель биологии
МБОУ «Красноярская СОШ»,
Большереченский МР
«Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно не закончил
педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте,
никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А. С. Макаренко
Публикация «Программа наставничества „Учитель — Учитель“» размещена в разделах
Одной из проблем сельских школ является отсутствие кадров, особенно по биологии, химии, то есть по тем предметам, где не каждый педагог сможет заменить коллегу. Молодые педагоги, пришедшие в школу, испытывают трудности в методических вопросах. В последние годы наблюдается отток квалифицированных кадров в другие регионы практически по всем предметам или уход из профессии по различным причинам.
На V съезде учителей сельских школ министр просвещения России Сергей Кравцов сказал: «У нас много деревень, сёл, аулов и других небольших населённых пунктов, в которых ежедневно работают около полумиллиона педагогов, охватывая более 22 тысяч школ. Труд каждого из этих учителей, каждого из вас, крайне важен для повышения качества образования в стране».
Обеспечение поддержки учителей в решении всех профессиональных вопросов возложено на профессиональные сообщества, которые имеют большие возможности для развития профессионально - педагогической компетентности, профессионализма, педагогического мастерства.
От того, насколько хорошо педагоги сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности к условиям жизни, зависит качество образования.
В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, совершенствуются подходы и к организации методической работы.
В нашем районе действуют ассоциации учителей предметников, в которых создаются условия для решения этих проблем.
Ежегодный приток молодых кадров поставил ассоциацию перед необходимостью создания условий для их успешной социализации, полноценной самореализации и закреплению в образовательных организациях муниципалитета. Одним из таких условий является наставничество, как эффективная форма профессиональной адаптации молодых педагогов, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки. Наставник – человек, осуществляющий наставничество.
Таким образом, возникла необходимость создания программы наставничества на уровне ассоциации.
Программа рассчитана на 1 год. Участники реализации практики: молодые педагоги, педагоги, имеющие большой педагогический стаж и профессиональный опыт.
Предлагаемая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами.
Цель программы наставничества – оказание помощи молодым и прибывшим педагогам в их профессиональном становлении.
Задачи программы наставничества :
- привить молодым и прибывшим педагогам интерес к педагогической деятельности;
- ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
-ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
- содействовать в профессиональном росте с учетом индивидуальных наклонностей молодого педагога и закреплении его в образовательной организации.
Документы, необходимые для работы наставника :
1. Положение о наставничестве
2. План работы с молодыми и прибывшими педагогами
3. Методические рекомендации наставнику
4. Аналитическая документация контроля адаптации молодого и прибывшего педагога.
Отчеты наставника о проделанной работе представляются на заседаниях ассоциации.
Предполагаемый результат: высокий уровень включенности молодых и прибывших педагогов в педагогическую работу, повышение уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Наставляемые педагоги получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Индикаторы оценки практики наставничества :
1. Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
2. Рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога
3. Качественный рост успеваемости;
4. Рост числа собственных профессиональных работ, участия в конкурсах профессионального мастерства различного уровня (статей, исследований, методических практик и т. д.).
Риски Программы наставничества :
1. Недостаточная компетентность наставника в решении проблем молодого специалиста.
2. Неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника.
Портрет участников
Наставник : предметник — опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.
Наставляемый : Молодой специалист, имеющий малый опыт работы — от 0 до 3 лет, испытывающий трудности в организации учебного процесса, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации; прибывшие педагоги из других школ и регионов.
Этапы работы с молодым педагогом
1 этап – адаптационный
2 этап - основной проектировочный
3 этап - контрольно-оценочный
1-й этап – адаптационный. Педагог-наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
Задача педагога-наставника – обеспечить поддержку молодым и прибывшим педагогам в области:
• практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
• разработки программы собственного ИППР; выбора приоритетной методической темы для самообразования; подготовки к первичному повышению квалификации;
• освоения инновационных направлений в педагогике;
• подготовки к предстоящей аттестации
2-й этап – основной (проектировочный). Педагог-наставник вместе с молодым педагогом разрабатывает и реализует индивидуальный план профессионального развития молодого педагога. Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы и методы работы ассоциации: творческие лаборатории, деловые игры, круглые столы совместно с педагогами ассоциации, разработка и презентация моделей уроков и т. д.
3-й этап – контрольно-оценочный. Педагог-наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Данная программа дает возможность :
• повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
• развивать творческий потенциал молодого педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога;
• создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого педагога.
Список наставников и молодых специалистов
Молодые специалисты:
Арнаутова Наталья Владимировна Наставники : Стретенцева Ирина Юрьевна
Бородина Ирина Владимировна Тарасова Светлана Анатольевна
План работы с молодыми педагогами на --- учебный год
сроки Содержание деятельности Ответственный
Август Собеседование с молодыми специалистами руководитель ассоциации (в рамках заседания ассоциации)
Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами. руководитель ассоциации,
наставник
Сентябрь Практикум по разработке рабочих программ по предмету, составлению календарно-тематического планирования наставник
Разработка методических рекомендаций «В помощь молодому учителю»
руководитель ассоциации
наставник
Составление личного перспективного плана работы наставник
октябрь Практикум по темам "Разработка поурочных планов
Выбор методической темы руководитель ассоциации
наставник
Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам наставник
ноябрь Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков наставник (в рамках заседания ассоциации)
декабрь Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока" руководитель ассоциации
наставник
январь Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых специалистов наставник
(в рамках заседания ассоциации)
март Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков наставник
(в рамках заседания ассоциации)
Отчеты наставников о работе с молодыми педагогами. руководитель ассоциации
наставник
Анализ работы руководитель ассоциации
наставник
Результативность профессиональной деятельности молодого педагога
Бородина Ирина Владимировна учитель биологии
МБОУ «Такмыкская СОШ» Большереченскиго МР
№ п/п Наименование конкурса Результат Дата участия
1 Представление лучших практик реализации регионального проекта «Будущий учитель — учитель будущего» (ИРООО) Сертификат участника Май 2022
2 Муниципальный конкурс лучшего видео-урока в рамках районного мероприятия «День образовательного комплекса» Сертификат участника Март 2022
3 Муниципальный конкурс представления лучших практик ЕМД-2 в рамках районного мероприятия «День образовательного комплекса» Сертификат участника Март 2022
4 Всероссийский дистанционный конкурс для учителей естественно-научной направленности на лучший дидактический материал к уроку Сертификат участника Декабрь 2021
5 Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Нескучный урок» Сертификат участника Март 2022
6 Думай глобально — действуй локально 2022 Сертификат участника Апрель 2021
7 Всероссийский конкурс для педагогов на лучший конспект мероприятия «Образовательная викторина» Сертификат участника Декабрь 2021
Выводы:
1. Правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому педагогу достичь больших успехов, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии.
2. Деятельность ассоциации способствует успешной социально - педагогической и личной адаптации молодых педагогов, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить уровень своей профессиональной компетентности.
Приложение 1
Анкета для молодого педагога
Уважаемый педагог! С целью изучения проблем, возникающих на начальном этапе профессиональной деятельности начинающего педагога, просим Вас ответить на предложенные вопросы анкеты. Выберите тот вариант ответа, который соответствует именно Вам. Ф. И. О___
1. Какие чувства Вы испытываете в период адаптации?
• Тревожность, неуверенность в своих силах
• Пессимизм, чувство собственной неполноценности
• Повышенная утомляемость, снижение работоспособности
• Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки
2. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?
• Да, изменилось в лучшую сторону
• Да, изменилось в худшую сторону
• Нет, осталось прежним
3. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?
• Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности
• Нет, трудностей практически не возникает
4. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности ___
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы предпочтение :
• cамообразованию
• семинарам-практикумам курсам повышения квалификации
• мастер-классам
• творческим лабораториям
• индивидуальной помощи со стороны наставника.
подготовки, убедиться в правильности выбора профессии, почувствовать себя настоящим учителем.