Наталья Петровна Танина
Программа наставничества по работе с молодыми педагогами дошкольного образования «Ступеньки мастерства»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности: новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление; различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние; необходимое взаимодействие семьи и дошкольной организации требует специальной подготовки молодых педагогов к работе с родителями.
Публикация «Программа наставничества по работе с молодыми педагогами дошкольного образования „Ступеньки мастерства“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наставничество. Работа наставника
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
С первого дня работы в образовательной организации молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а обучающиеся и их родители, администрация ДОО ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Между тем, молодой специалист требует к себе особого внимания со стороны администрации, коллектива образовательной организации, методической службы. Очень многое в становлении педагога зависит от того, как примет его коллектив, как равноправного коллегу или малоопытного новичка, кто протянет руку помощи и станет наставником, поможет раскрыться его творческим способностям и поведет за собой. Педагоги, не получившие должной поддержки и внимания от коллег, администрации, чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, испытывают много профессиональных и психологических затруднений, приобретают комплекс несостоявшегося специалиста в своей профессии и нередко принимают решение завершить педагогическую деятельность и попробовать свои силы в других сферах трудовой деятельности.
Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Педагогическое наставничество обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и обучающегося, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого педагога, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.
Становление молодого специалиста, его активной позиции - это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Молодым педагогам, прежде всего, нужны опытные наставники. Грамотные и терпеливые. Крайне необходима молодому специалисту помощь со стороны администрации, педагогов учреждения, методической службы при подготовке к учебному занятию, при организации мероприятий, при работе с документацией. Немаловажна и социализация педагога, его участие в работе различных педагогических сообществ. Через педагогическое общение происходит процесс профессионального становления молодого педагога.
2. Цель и задачи наставничества
Цель наставничества : создание эффективной системы методического сопровождения молодых педагогов в условиях образовательного пространства.
Задачи наставничества :
- помочь молодому педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации;
- создать условия для профессионального становления и самореализации молодого педагога через публикации, конкурсную и научно-исследовательскую деятельность, участие в работе профессиональных объединений; - оказать методическую помощь молодому педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- сформировать у молодого педагога потребность в непрерывном самообразовании.
3. Планируемые результаты
1) Адаптация молодых педагогов в образовательной организации. 2) Активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков работы.
3) Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии. 4) Совершенствование приемов, методов работы. 5) Использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий. 6) Активизация деятельности молодых педагогов в части участия в работе сетевых сообществ педагогов города, в создании и реализации творческих проектов, в конкурсах профессионального мастерства.
4. Методологическая основа Программы
Профессиональному становлению как педагогической проблеме большое внимание уделяют ученые С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, А. И. Щербаков, Ю. И. Турчанинова. Психологическим закономерностям профессионального развития личности посвящены работы Б. Г. Ананьева, Л. М. Митиной, А. К. Марковой, А. Маслоу; анализу деятельности молодого педагога в процессе его социально-профессионального становления – работы Т. А. Аксаковой, Г. В. Кондратьевой, Т. С. Поляковой. Многообразие факторов, влияющих на развитие личностной и профессиональной сфер молодого педагога в процессе его профессионального становления, исследуют А. Л. Мацкевич, Л. М. Митина, И. А. Хоменко, Е. И. Рогов.
5. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 1 год. Решение о продлении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.
6. Содержание программы
6.1. Система работы с молодыми специалистами
Система работы с молодым педагогом начинается при трудоустройстве и начале его профессиональной деятельности.
При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трё х субъектов взаимодействия:
Субъекты взаимодействия Содержание взаимодействия
Опытный педагог –
молодой педагог 1. Создание условий для адаптации педагога на работе.
2. Знакомство с нормативными и локальными актами.
3. Обеспечение необходимыми методическими материалами, литературой.
Молодой педагог –
Обучающиеся – родители (законные представители)
1. Формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и родителей (законных представителей).
Молодой педагог – коллеги 1. Оказание поддержки со стороны коллег.
6.2. Этапы реализации программы
Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы :
1 этап. Диагностический
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами.
Содержание этапа:
Педагог-наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям :
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:
1) педагоги, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;
2) педагоги с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
3) педагоги со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог-наставник определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение занятий молодого педагога.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся.
6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными педагогами.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:
• успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
• активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков обучения;
• повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
• обеспечение непрерывного совершенствования качества обучения;
• совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
• использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
• умение проектировать воспитательную систему, работать с детьми на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом- наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
2 этап. Практический.
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов, взаимоподдержка и взаимопомощь.
Координация действий педагогов в соответствии с задачами воспитания и обучения детей.
Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС и задачами реализуемых программ.
Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим.
Помощь по подбору и использованию методический пособий.
Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап. Аналитический
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
Анализ результатов работы молодого педагога с обучающимися.
Динамика профессионального роста молодого педагога.
Рейтинг молодого педагога среди коллег.
Самоанализ деятельности за прошедший год.
Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами.
Подведение итогов, выводы.
6.3. Формы работы педагога- наставника с наставляемым молодым педагогом
Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.
Формы работы с молодыми педагогами
1. Курсы повышения квалификации.
2. Районные методические объединения.
3. Городские и региональные семинары, конференции.
4. Вебинары.
5. Конкурсы профессионального мастерства.
6. Общение, обмен опытом в профессиональных интернет-сообществах.
1. Диалог, беседа.
2. Индивидуальная, групповая консультация.
3. Самоанализ собственной деятельности.
4. Обучающие семинары.
5. Практикумы.
6. Анкетирование, опрос.
7. Мастер-класс педагога- наставника.
8. Взаимопосещения, открытые просмотры.
9. Анализ педагогических ситуаций.
10. Диссеминация опыта.
11. Деловая игра.
12. Круглый стол.
13. Конкурс профессионального мастерства.
14. Аттестация
Литература
1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М. 2007.
2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004
3. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. М. 1990
4. Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М. 2004.
5. Журналы «Управление ДОУ» № 1, 4,5,8-2007, №2,3,4-2004