Шенурина Алла
Программа «Логика для малышей» для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по развитию когнитивных способностей
«ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Основной общеобразовательной программой Организации.
Публикация «Программа „Логика для малышей“ для младшей группы» размещена в разделах
Программа представляет собой систему игровых интегрированных занятий. В основу организации образовательного процесса положена технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание программы разработано на основе методических пособий следующих авторов: Е. Е. Кочемасовой, Б. П. Никитина, Е. Ф. Бортниковой.
Программа ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста в течение двух лет. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Количество занятий: в неделю — 1 раз; в год — 36.
Актуальность. Приоритетной задачей развития дошкольного образования является развитие человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности. Роль логики при этом невозможно переоценить.
Существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т. е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т. е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка сформировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
Целью данной программы является развитие у детей дошкольного возраста когнитивных способностей и предпосылок логического мышления.
Задачи:
1) Развивать мыслительные операции:
• анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
• сравнение свойств предметов;
• обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
• распределение предметов в группы по выбранному свойству;
• синтез на основе выбранной структуры;
• конкретизация;
• классификация;
• аналогия.
2) Развивать фантазию, воображение, творческие способности; внимание, памяти.
3) Развивать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4) Формировать способности к целеполаганию (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Общая характеристика программы.
Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, усвоение новых знаний и умений входит в жизнь детей через открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем анализа, сравнения, выявления существенных признаков и общения. Игровые ситуации, используемые на занятиях, мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и его когнитивные способности. Так, серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает дошкольников.
Содержание программы.
Основное содержание программы включает :
– Формирование представлений о свойствах предметов (цвет и оттенки, форма, размер и др.). Выделение признаков сходства и различия.
– Объединение предметов в группу по общему признаку.
– Выделение частей из группы. Нахождение «лишних» элементов.
– Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше).
– Поиск и составление закономерностей.
– Развитие умения давать обобщающие понятия и устанавливать причинно-следственные связи.
– Непосредственное сравнение по длине, ширине, толщине, высоте.
– Формирование пространственных представлений.
– Знакомство с временными отношениями: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра. Установление последовательности событий. Части суток.
– Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Планируемые результаты.
Согласно ФГОС ДО результативность овладения программой должна быть представлена в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребё нка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности;
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
– ребенок, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения;
– у ребенка развита мелкая моторика;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает элементарными представлениями естествознания, математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Еще одним ориентиром результативности могут стать предпосылки формирования универсальных учебных действий:
Личностные
- соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения;
- проявляет интерес к различным видам деятельности;
- умеет управлять своим поведением;
- проявляет чувство радости при открытии новых знаний.
Познавательные
- умеет различать предметы по цвету, форме, размеру и т. д.
- умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- проявляет активность и инициативу в исследовательско- экспериментальной деятельности;
- умеет устанавливать причинно-следственные связи;
- умеет обобщать и классифицировать;
- владеет элементарными навыками решения проблемных ситуаций;
- умет строить высказывания, делиться своими мыслями, предположениями;
Коммуникативные
- владеет навыками общения со взрослыми и сверстниками;
- умеет работать в паре, группе (умеет договариваться, взаимодействовать);
- владеет элементарными навыками диалогической речи : умеет правильно ставить вопросы познавательного характера, умеет правильно отвечать на вопросы;
- умеет формулировать свои мысли (владеет навыками монологической речи);
- умеет слушать и слышать;
- участвует в обсуждениях;
- владеет элементарными навыками грамотной речи;
Регулятивные
- понимает цель своей деятельности, в случаях затруднения задает вопросы;
- использует информацию, полученную от взрослых, для самостоятельного определение целей продуктивной и творческой деятельности;
- умеет планировать и преобразовывать (корректировать) собственные действия на основе цели и способов деятельности;
- четко выполняет инструкции взрослого (произвольная регуляция в соответствии с возрастом);
- проявляет самостоятельность в различных видах деятельности;
- умеет предположить результат своей деятельности;
- умеет оценить результат своего труда.
Календарно – тематическое планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Младшая группа
Сентябрь Тема №1 «В гостя у цветных человечков»
Игры, в которых ведущим признаком выступают красный, желтый, зеленый цвета:
«Угощение», «Прятки», «Пирамидки»
Задачи: Развивать умение выделять и называть цвет предметов, распределять предметы в группы по цвету (на основе материализованного образца, объяснять свои действия.
Тема №2 «В гостях у цветных человечков»
Игры, в которых ведущим признаком выступают красный, желтый и оранжевый цвета.
Задачи: Продолжать развивать умение определять и называть знакомые цвета, соотносить цвета с предметами окружающего мира, распределять предметы в группы по цвету, расширить спектр цветов, известных детям.
Тема №3 «Художники»
Рисование рассказа с помощью цветных кругов. Игры «Раскрась-ка», «Что перепутал художник?»
Задачи: Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение и аналогия; развивать пространственные представления, воображение, речь.
Тема №4 «Помоги Мишутке»
Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено» и на поиск лишнего предмета.
Задачи: Продолжать развивать мыслительные операции: анализ и сравнение; развивать память, речь, вариативность мышления, воображение.
Октябрь Тема №5 «Большой, маленький»
В гостях у трех медведей. Сравнение кубиков по цвету и размеру. Строительство башенки для Мишутки. Игры «Большой, маленький», «Четвертый лишний»
Задачи: Развивать умение различать и называть размеры предметов большой, поменьше, маленький.
Тема №6 «Большой, маленький»
Сравнение предметов по величине (матрешки, домики, расположение предметов в порядке убывания величины. Игры «Найди отличия», «Что изменилось»
Задачи: Познакомить с сериационными отношениями. Продолжать развивать мыслительные операции: сравнение и аналогия; развивать память, речь, воображение; мелкую моторику руки.
Тема №7. «Цвет и форма»
Разложи по форме. Разложи по цвету. «Выложи картинку», «Что лишнее», «Сложи узор»
Задачи: Развивать мыслительные операции анализ, сравнение, классификацию, развивать внимание, речь, фантазию.
Тема №8. «Обобщение»
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: посуда, овощи, фрукты («Найди отличия», «Четвёртый лишний», «Что изменилось»)
Задачи: Развивать умение выделять и различать свойства предметов, сравнивать их.
Ноябрь Тема №9. «Готовим обед»
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: «Назови одним словом» (фрукты-овощи, посуда, «Найди лишнюю картинку», «Нужно, не нужно», «Четвертый лишний»
Задачи: Совершенствовать умение объединять предметы в группы по их свойствам, способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания;
Тема №10. «Анализ - синтез»
«Найди два одинаковых предмета», «Подбери заплатку», «Что забыл нарисовать художник»
Задачи: Развивать умение соединять в единое целое части предмета. Развивать речь, внимание, воображение.
Тема №11. «В гостях у белочки»
Понятия «один» и «много», определение, где много предметов, а где один предмет. Сравнение предметов по цвету, форме и размеру.
Задачи: Развивать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию. Развивать внимание, речь, творческие способности.
Тема №12. «Столько же. Больше, меньше»
Сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Составление простейшей закономерности изменения цвета.
Задачи: Развивать умение сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар.
Декабрь Тема №13. «В гостях у сказки «Колобок»
Сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивание их. «Найди лишнее», «Наведи порядок»
Задачи: Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов.
Развивать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь.
Тема №14. «Мы едем, едем, едем»
Игры и упражнения на оперирование обобщающим понятиям транспорт. «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Разложи карточки на группы», «Что общее?», «Что лишнее?»
Задачи: Формировать умение распределять предметы по группам по их свойствам; способствовать обогащению словарного запаса, закреплять обобщающие понятия.
Тема №15. «Зимние забавы»
Сравнение групп предметов (снеговики - ведерки) по количеству с помощью составления пар и уравнивание их. «Отгадай что за предмет», «Четвертый лишний», «Что изменилось»
Задачи: Закрепить усвоение понятий «один», «много», «столько же», «больше», «меньше». Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение.
Тема №16. «Встречаем гостей»
Счет до двух. Сравнение численности групп предметов, состоящих их двух предметов. Определение цвета и размера предметов. Закрепить счет до двух, умение сравнивать группы предметов по количеству. Задачи: Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, классификацию, аналогию. Развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение.
Январь Тема №17. «Помоги зайчатам»
Счет до двух. Цифры 1 и 2. Соотнесение числа с количеством. Парные картинки.
Задачи: Закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя числа. Развивать умения находить смысловые связи в парных картинках.
Тема №18. «Длиннее, короче»
Сравнение предметов по длине путем наложения и приложения. Составление узора путем комбинирования цвета и формы.
Задачи: Развивать умение при сравнении двух предметов выделять параметр длинны, использовать в речи слова «длиннее», «короче» Тренировать мыслительные операции анализ.
Тема №19. «Отрицалки»
Игры и упражнения на ограничение: «обведи одной линией не красные шарики», «найди все некруглые предметы». Исключение четвертого лишнего.
Задачи: Развивать умение делать логические выводы методом отрицания/исключения.
Тема №20. «Путешествие колобка»
Круг. Шар. Свойства круга и шара. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»
Задачи: Закрепить представления о круге и шаре, счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Февраль Тема №21. «В гостях у лесных зверей»
Счет до трех. Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями дикие и домашние животные. Нахождение логических пар (белка)
Задачи: Закрепить счет до трех, умение сравнивать предметы по свойствам. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.
Тема №22. «Последовательности»
Использование кирпичиков ЛЕГО в достраивании дорожек для лего человечков – чередование по цвету, о форме, по размеру.
Задачи: Сформировать опыт составления простейшей закономерности и опыт самоконтроля. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение, логическое мышление.
Тема №23. «Лабиринт»
Прохождение дорожек-лабиринтов с помощью указательного пальчика, рисуя карандашом. Счет до трех. Соотнесение цифр 1,2,3 с количеством.
Задачи: Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение. Развивать внимание, смекалку, сообразительность, мелкую моторику руки.
Тема №24. «Строители»
Строительство домиков из конструктора ЛЕГО по условию, по рисунку. Счет до трех. Соотнесение цифр 1,2,3 с количеством.
Задачи: Тренировать умение понимать и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в речи. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение. Развивать внимание, воображение, логическое мышление, закрепить умение составлять закономерности.
Март Тема №25. «Выше, ниже»
Сравнение предметов по высоте. Счет до трех. Строительство башенок разной высоты.
Задачи: Развивать умение при сравнении трех предметов выделять параметр высоты. Закрепить счет в пределах трех, умение составлять совокупность предметов по определенному признаку.
Тема №26. «Мамины помощники»
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: посуда, овощи, фрукты, одежда, мебель. («Найди отличия», «Четвёртый лишний», «Что изменилось»)
Задачи: Совершенствовать умение объединять предметы в группы по их свойствам, способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания; закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими.
Тема№ 27. «Ориентировка в пространстве» Игры на пространственные отношения: «Поможем Зайке найти дорожку к домику», «Что находится слева, справа», «Ближе – дальше», «Куда пойдёшь, секрет найдёшь», «Где спрятались игрушки?»
Задачи: Закрепить умение определять положение предмета относительно себя, умение определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, вариативность мышления.
Тема №28. «Ориентировка во времени»
Игры: «Наш день», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Расставь по порядку», «Когда это бывает?»
Задачи: Расширить представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, вариативность мышления.
Апрель Тема№ 29. «Небылицы»
Игры: «Так бывает или нет?», «Что лишнее?», «Что забыл художник?», «Это правда или нет?», «Чего на свете не бывает?»
Задачи: Развивать фантазию, логическое мышление, речь, воображение.
Тема №30. «Раньше, позже»
(Последовательность событий) Игры: «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Что напутал художник»
Задачи: Закрепить умение составлять сериационный ряд по временным отношениям «раньше» – «позже» («сначала» – «потом»). Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь.
Тема № 31. «Волшебные кубики» (кубики Никитина) Выкладывание двухцветных узоров по готовым схемам.
Задачи: Развивать умение играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образное мышление, воображение, комбинаторные способности.
Тема№ 32. «Путешествие в числовую страну» Счет до четырех, сравнение численности групп предметов с помощью счета. Цифры 1,2,3,4. Игры: «Выложи узор», «Что изменилось?», «Наведем порядок»
Задачи: Закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение видеть и продолжать закономерность чередования фигур, отличающихся цветом. Тренировать мыслительные операции.
Май Тема № 33. «Приключения Кубкубыча» Свойства куба. Распознавание куба в предметах окружающей обстановки. Конструирование башенок из кубиков по рисунку.
Задачи: Закрепить представления о соотношении между плоскими и пространственными геометрическими фигурами, умение называть и сравнивать свойства фигур. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Тема №34. «Вверху, внизу»
Игры: «Расставь посуду, игрушки, на полочки», «Что где?», «Выше - ниже» Развивать пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний» Закрепить счет в пределах 4, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов.
Задачи: Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, логическое мышление.
Тема №35. «Путешествие в геометрическую страну»
«Подбери заплатку», «Рассели жителей», «Что изменилось», «Сложи узор», «Чудесный мешочек» Закрепить счет до четырех, представления о круге, треугольнике, квадрате, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине.
Задачи: Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Тема № 36. «В гостях у сказки»
Задания с использованием кубиков Никитина, счетных палочек.
Задачи: Тренировать умение играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образное мышление, воображение, комбинаторные способности.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1) Петерсон Л. Г. Программа дошкольной подготовки детей 3–7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» : Математика. – М. : УМЦ «Школа 2000…», 2007.
2) Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка». Практический курс математики для детей 3–4 и 4–5 лет // Методические рекомендации. Часть1 и часть2 – М., Ювента, 2016.
3) Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу «Игралочка». – М., Ювента, 2016.
4) Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Альбом «Игралочка» / Иллюстрированное пособие по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 и 4–5 лет. – М., Ювента, 2016.
5) Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А. Р., 20г.
6) Тихомирова Л. Ф. «Логика». Ярославль, А. Р., 2010г.
7) Бортникова Е. Ф «Развиваем внимание и логическое мышление» (для детей 3-4лет и для детей 4-5лет) ООО «Издательский дом Литур» Екатеринбург 2010г.
8) О. А. Новикова «Умные картинки» Развиваем речь, логику, сообразительность М., Астраль,2009.
9) Венгер Л. А, Дьяченко О. М «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» М. Просвещение 1989г.
10) Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» — пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2012г
11) Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников» «Детство- пресс» Санкт-Петербург 2004г
12) Ткаченко Т. А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления» «Детство - пресс» Санкт-Петербург 2000г