Евгения Лежнива
Программа курсов для родителей «Успешный родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Период произошедших в обществе изменений в последнее время способствовал ослаблению воспитательного потенциала семьи. Это заметно отразилось на качестве ее влияния, привело к деформациям в физическом, духовно-нравственном, эмоциональном развитии детей.
Родителям необходима краткая, емкая информация, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении их индивидуальных проблем.
Изучение данного вопроса показало:
- отсутствие или недостаточность времени у родителей для очного посещения курсов дополнительного образования;
Публикация «Программа курсов для родителей „Успешный родитель“» размещена в разделах
- неготовность и нежелание к проверочному компоненту курсовой подготовки;
Все эти факты были учтены при составлении учебного плана курсов, выборе форм и методов работы.
Курсы для родителей – это форма дополнительного образования взрослых. Основной целью курсов для родителей является формирование навыков и самокорректировки родительской позиции.
Курсы для родителей ориентируют на:
- выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
- разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
- профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
- повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
- формирование и повышение экономической грамотности семьи;
- формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
- пропаганду семейных традиций и ценностей российской семьи.
Цель: - повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, объединить усилие образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития каждого ребенка;
- создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений.
Задачи:
- актуализировать потребности родителей в получении специальных знаний, умений, навыков по выстраиванию детско-родительских отношений;
- создать единое образовательное пространство «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ»;
- мотивировать родителей к взаимодействию со специалистами образовательного учреждения;
- информировать родителей о различных вопросах возрастной педагогики и детской психологии;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- оказать педагогическую поддержку семье в воспитании дошкольника.
Направленность программы
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Занятия для родителей и детско-родительские занятия направлены на развитие эмоционально-волевой и личностной сферы детей, формирование позитивного общения и устойчивых межличностных отношений в семье на основе совместной игровой деятельности. На совместных детско-родительских занятиях детям и взрослым можно развить свои способности и двигательные качества, научиться устанавливать контакт с окружающими, снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, понять свои личностные особенности, свойства характера.
Занятия по программе пропагандируют психологическое здоровье семьи, воспитывают чувство семейной общности, являются действенной профилактикой детской и подростковой преступности, профилактикой алкогольной, наркотической и компьютерной зависимости. Занятия служат возрождению традиций семейного воспитания, формированию навыков общения и взаимодействия в семье.
1. Целевой раздел
1.1. Организационные принципы деятельности курсов
1. Правовой основой организации курсов по вопросам детской педагогики и психологии для родителей являются:
• Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
• Перечень поручений Президента РФ от 12.12.2014 г. № ПР-2876 по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»;
• Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;
• Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
• Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
• Письмо Комитета образования и науки Волгоградской области от 24.01.2017г № И-10/724.
2. Ответственным за организацию и проведение курсов является старший воспитатель.
3. К работе курсов привлечены воспитатели групп и специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в разных областях развития и воспитания детей.
1.2. Принципы организации учебного процесса
• деятельностный подход к организации учебного процесса;
• индивидуализация учебного процесса;
• технологичность процесса обучения.
Деятельностный подход к организации учебного процесса предусматривает следующую специфику учебного плана:
• увеличение доли самостоятельной работы, совместной деятельности, семинарских и практических занятий в противовес лекционным формам обучения.
Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности выбора слушателями направления, тем занятий; решение индивидуальных проблем посредством консультирования у специалистов.
Технологичность процесса обучения достигается благодаря модульной организации учебного плана; использованию в учебном процессе образовательных технологий
1.3. Основные направления деятельности курсов для родителей
Глубокая социальная диагностика изучения особенностей внутрисемейного воспитания
Убеждение в том, что эмоциональная нестабильность в семье приводит к повышенной тревожности и неуверенности детей
Осознание возможностей семьи, сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ
Просвещение, информированность родителей по основным вопросам детской психологии и педагогики
Расширение представлений об особенностях развития детей, увеличение психолого-педагогической компетентности, использование методов развивающей работы, повышение роли родителей в формировании благополучного эмоционально-личностного состояния ребенка.
1.4. Этапы реализации работы курсов для родителей
1 этап – организационный: привлечение родителей к участию в курсовой подготовке по основам детской психологии и педагогике.
2 этап – основной: повышение грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в сфере возрастной психологии и педагогике, консультации специалистов, выявление запроса родителей, индивидуальная работа, деятельность по повышению уровня педагогической культуры родителей.
3 этап – диагностика результатов работы и подведение итогов.
1.5. Условия реализации работы курсов
Цель: повышение родительской компетентности и гармонизация детско-родительских отношений в условиях ОУ.
Категория слушателей: родители (законные представители) несовершеннолетних.
Курс занятий рассчитан в объеме – 15 часов
Форма обучения: заочная.
Заочная форма:
- дистанционное обучение посредством лекций и рекомендаций на сайте Детского сада;
- рекомендации специалистов;
- информационные буклеты и проспекты.
Программа содержит лекционные материалы.
2. Содержательный раздел
2.1 Тематическое планирование
№ Дата Тема
1. 1ч. 20мин.
Лекция 1. Детская психология. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста
2. 1ч. 20мин.
Лекция 2. Типы темперамента ребёнка
3. 1ч. 20мин.
Лекция 3. Раннее детство от 1-3 лет. Кризис 3 лет
4. 1ч.
Лекция 4. Гендерное развитие ребенка. Особенности воспитания девочек и мальчиков
5. 1ч. 20мин Лекция 5. Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка. Бесконфликтное общение в семье
6. 1ч.
Лекция 6. Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста
7. 1ч. 20мин.
Лекция 7. Этапы речевого развития ребёнка
8. 1ч. 20мин.
Лекция 8. Зачем нужна артикуляционная гимнастика
9. 1ч. 20мин.
Лекция 9. Детские страхи и их причины
10. 1ч. 20мин.
Лекция 10. Детская агрессия: виды, причины и правила помощи
11. 1ч. 20мин Лекция 11. Самооценка ребёнка дошкольного возраста
12. 1ч. 20мин Лекция 12. Кризис 7 лет. Проблемы готовности к школьному обучению
Выдача сертификатов
Итого: 15 часов
2.2 Содержание лекционного материала
Лекция 1. Детская психология. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста
Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер
личности, а также комплексов и путей их преодоления.
Дети очень тесно связаны крепчайшими узами со своими родителями. На протяжении детства родители пытаются вкладывать в своих любимых детей все самое лучшее, чтобы они выросли достойными людьми.
На пути воспитания своего чада мамы и папы сталкиваются со многими трудностями и проблемами, которые порой кажутся неразрешимыми. Однако, есть специалисты, которые могут помочь наладить отношения между поколениями и справиться со сложностями воспитания. Из-за того, что психика ребенка достаточно пластична, ее нужно начинать корректировать как можно раньше, так как с взрослением это делать сложнее.
Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности. Развитие познавательных психических процессов и основных компонентов психической деятельности на каждом возрастном периоде дошкольного детства.
В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя.
Кризис новорожденности (0-2 месяца)
Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень трудно определить моменты их наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение; во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив.
Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности. Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.
Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)
В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.
Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.
Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.
К первому году жизни ребенок произносит первые слова, т. е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются произвольные действия с предметами окружающего мира.
До года речь ребенка – пассивная. Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам говорить еще не умеет. В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты с взрослыми при помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.
После года формируется активная речь. Запас слов малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т. д.
В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.
С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.
В последовательности развития движений есть общая закономерность:
• движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
• выразительные движения — комплекс оживления;
• перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться.
• ползание;
• хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
• манипулирование предметом;
• указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.
Каждое движение открывает ребенку новые границы пространства.
Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий имеют игрушки.
В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.
Кризис первого года
Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.
Раннее детство (1-3 года)
В этом возрасте разделяются линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает самосознание, развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.
Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.
Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.
В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.
Кризис трех лет
Кризис третьего года жизни — это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет.
Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.
Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.
Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.
Дошкольное детство (3-7лет)
В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.
Новообразованиями дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:
• личностная готовность;
• коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;
• когнитивная готовность предполагает уровень развития процессов познания: внимания, воображения, мышления;
• технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;
• уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.
Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку. Следует поощрять его за самостоятельность, проявление инициативы, и наоборот, не наказывать слишком строго за неудачи, т. к. это может привести к тому, что вырастет безынициативная и безответственная личность.
Лекция 2: Типы темперамента ребёнка
Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Типы темперамента исследуются людьми еще с античных времен. Самым древним и наиболее известным мыслителем тех времен является Гиппократ, он предложил ввести понятие о типологии четырех темпераментов и описал 4 их вида. Гиппократу удалось выделить общие закономерности среди множества индивидуальных вариантов психики.
Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так часто встречаются, чаще всего наблюдается смешанный темперамент в различных сочетаниях. В психологии выделяют 4 типа темперамента холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Холерик (от греч. «холе» - красно-желтая желчь) - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» - слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» - черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.
Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.