Галина Посевина
Программа кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Дорогою добра»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
работы кружка
«Дорогою добра»
Руководитель кружка Посевина Г. В.
группа № 2 «Капельки»
МКДОУ «Детский сад №11 «Колосок»
2021-2022 г
Пояснительная записка
Курс православной культуры для детей дошкольного возраста – это не только цикл непосредственно образовательной деятельности, а содержание, связанное с православным церковным календарем и его праздниками. Целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка подчинены темы для рисования, аппликации, подбор художественных произведений и сказок, игры-драматизации.
Публикация «Программа кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе „Дорогою добра“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Под содержанием духовно-нравственного воспитания предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.
Содержание данной программы, построенной в соответствии с отечественным педагогическим наследием, основанной на научных теориях о единстве духовного и материального бытия человека, направлено на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребёнка. Программа предусматривает осуществление различных видов деятельности, направленных на практическое воплощение по отношению к Господу, близким, природе.
Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного края (села).
Программа разработана для детей дошкольного возраста; имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом из двух лет обучения, углубляясь в связи с возрастными особенностями детей.
Первое направление – знакомство с православными праздниками.
Второе направление – показ воплощения нравственного идеала православия на примере жития святых.
Третье направление – поучительное чтение и беседы.
В работе используются разные виды деятельности:
- дидактические игры,
- чтение художественной литературы (авторской и народной,
- знакомство с произведениями искусства,
- изобразительная деятельность,
- использование музыкальных произведений.
Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Задачи программы :
Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа; знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.
Воспитательные задачи : воспитывать стремление к доброте, правдивости; прививать любовь к Родине, ближнему, родной культуре; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать послушание, трудолюбие, вежливость.
Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы; интегрированные формы организации занятий; художественно-эстетическая и предметная-развивающая среда. Процесс обучения предполагает применение различных форм (как групповая, так и индивидуальная) организации проведения кружка.
Актуальность
Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности, который проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. Отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, что отражается на детях, проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.
Детская картина мира - это в совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками и взрослыми. В последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления. Ребёнок с самого начала должен учиться совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества. Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали добиться нужного результата. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом.
Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.
Структура программы :
На данное время в кружке 10 детей (6 девочек, 4 мальчика). Программа рассчитана для возрастной группы детей 4 -7 лет на два-три года. Организация совместной деятельности педагога и детей предполагает встречи четыре раза в месяц, по четвергам. Продолжительность встреч 30 мин. Система творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
Формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию :
• Беседы с элементами диалога;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов;
• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
• Просмотр презентаций, показы сказок;
• Целевые прогулки и экскурсии;
• Наблюдения;
• Использование физ. минуток.
Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии.
Нормативно-правовой аспект духовно-нравственного воспитания дошкольников
Организация духовно нравственного воспитания предполагает наличие необходимой законодательной базы.
В настоящее время имеются все необходимые правовые акты на федеральном уровне. В частности, Конституция Российской Федерации глава 1 статья 28, закон РФ «Об образовании» 2007г. глава 2 статья 14 пункт 2, закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ статья 3 пункт 1 и статья 4 пункт 2, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности.
02.08.1999 года заключен Договор о сотрудничестве МО РФ и Московской патриархии РПЦ.
Министерство образования РФ разработало Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к Письму МО России от 22.10.2002 года №14-52876ИН/16).
Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей.
Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, день семьи и верности, именины, что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром. Перед праздниками проводится предварительная работа : оформление дошкольниками с родителями выставок поделок, рисунков.
Для родителей проводится лекторий на духовно – нравственные темы : «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России».
Ожидаемые результаты
Дошкольник в сфере духовно – нравственного воспитания характеризуется :
1. устойчивым интересом к занятиям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи);
2. осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, ксвоим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа;
3. овладением речью, т. е. употреблением слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями;
4. использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной и т. д.); ярко выраженным эмоциональным настроением.
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:
- усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Высшему.
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Тема кружковой деятельности Цель
Октябрь
1 неделя
Тема: «Мир Божий вокруг нас».
Формировать представление детей о нашей Родине, о главном городе нашей России (столице) и её достопримечательностях. Прививать уважение и любовь к родному селу, главным достопримечательностям
с. Дивного.
2 неделя
Тема: «Православные церкви родного села»
Рассказать о храмах села Дивного (Покрова Пресвятой Богородицы, часовне - как о главных достопримечательностях нашего села.
Рассмотреть иллюстрации с изображениями церквей и храмов столицы.
Познакомить со стихотворением
В. Бородина «Дорога к Храму».
3 неделя
Тема: «Храм – как всеобщая ценность».
Продолжать формировать представления детей о храме. Рассказать для чего они нужны, что в них делают.
4 неделя
Тема: «Урок» - вежливости.
Формировать понимание ценности всеобщего благополучия в семье; важности навыков вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
3-4 неделя
Тема: «Моя семья».
Учить детей ценить семью, почитать родителей, их здоровье, хорошее настроение. Формировать понятие дружбы.
Декабрь 1 неделя
Тема: «Церковный праздник «Введение во Храм Пресвятой Богородицы».
Рассказать о великом празднике; когда он бывает. Показать и рассмотреть икону.
2 неделя
Тема: «Священник – кто он такой».
Формировать представление ребёнка о священнике как человеке особого труда.
3 неделя
Тема: «Скоро новый год».
Рассказать, как православные отмечают этот праздник. Выучить стихотворение «Новый год».
4 неделя
Тема: «Как мы встречаем Рождество Христово». Познакомить с традициями праздника. Показ презентации. Рисование рождественской звезды.
Январь 1 неделя
Тема: «Книга – великая ценность».
Обратить внимание на оформление книг, учить ценить книги, труд людей, которые создавали эти книги – писателей, поэтов, художников.
2 неделя
Тема: «Крещение Господне».
Познакомить с иконой Крещение Господа Иисуса Христа. Просмотр презентации.
3 неделя
Тема: «Вежливость – украшает человека».
Формировать представление о значимости слов вежливости в нашей жизни; понятие дружбы. Учить ценить семью, родителей, их здоровье, хорошее настроение.
Февраль 1 неделя
Тема: «Традиции и празднования».
Разъяснить детям, как готовиться к Пасхе. Прочитать рассказ, почему к Пасхе красят яйца. Вспомнить, как празднуют Рождество Пресвятой Богородицы и Крещение Господа.
2 неделя
Тема: «Наблюдательность и творческие способности».
Пробуждать интерес к наблюдениям в праздник Рождество Христово; Пасха Христова, в городах, селах. Показать, как люди отражают свои наблюдения в творчестве. Побудить детей украсить помещение, предложить сделать открытку, выучить стихотворение.
3 неделя
Тема: «Сретение Господне».
Рассказать о встрече весны и зимы. Познакомить с иконой Сретение Господне. Просмотр презентации.
4 неделя
Тема: «Животные и птицы».
Пробуждать интерес и желание к наблюдениям за окружающим миром.
Март 1 неделя
Тема: «Растительный мир; явления природы».
Продолжать пробуждать интерес к наблюдениям в природе.
2 неделя
Тема: «Общение и средства общения».
Побуждать детей к общению, правильному использованию слов духовного и культурологического значения, к проигрыванию в сюжетно – ролевых играх моделей правильного поведения, традиций празднований.
3 неделя
Тема: «Эмоциональное развитие детей».
Пробуждать в детях положительные эмоции, чувство радости, душевного расположения. Побуждать желание выражать свои эмоции.
4 неделя
Тема: «Композиция».
Расширять представления о композициях в разных видах и жанрах творческой деятельности, в декоративно – прикладном искусстве, натюрморте.
Апрель 1 неделя
Тема: «Благовещения Пресвятой Богородицы».
Познакомить с великим праздником. Рассмотреть икону. Заучивание стихотворения «Апрель».
2 неделя
Тема: «Декоративно – прикладное искусство».
Дать представление о разных изделиях народных промыслов: хохломская роспись, посуда и мебель, городецкие сундуки, кухонныедоски, филимоновские и дымковские игрушки. Показ презентации.
3 неделя
Тема: «Виды искусства, жанры».
Расширять представления детей о разных видах искусства (архитектура, изобразительное искусство, искусство танца, музыка, театр). Формировать представление о жанрах изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.
4 неделя
Тема: Великий праздник «Вход Господень в Иерусалим». (Вербное воскресение).
Пробуждать интерес к празднованию праздника, через показ и беседу о нём. Рисование вербы.
Май 1 неделя
Тема: «Пасха Христова – Светлое Христово Воскресенье».
Рассказать, как люди отмечают этот праздник. Рассмотреть икону Воскресения Христова (Сошествие во ад). Аппликация с элементами рисования пасхального яйца.
2 неделя
Тема: «Художники и их произведения».
Продолжать формировать представления о создании книг; Познакомить с представлениями И. И. Шишкина.
3 неделя
Тема: Церковный праздник «Вознесение Господне».
Познакомить детей с иконой «Вознесение Христово». Заучивание стихотворения «Май». Раскрашивание ветки сирени.
4 неделя
Тема: «Музыка в жизни ребёнка».
Знакомить с короткими музыкальными произведениями, с колокольным звоном, с понятиями: «колокол», «колокольный звон». Рисование колокола.