Кузина Татьяна
Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Известно, что в основе устойчивого развития ребенка лежит деятель-ность, в процессе которой малыш добывает новые знания, тем самым, по-вышая свою информационную компетентность. Однако в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья решение данной задачи пред-полагает значительные трудности. Это определяется прежде всего тем, что для детей данной категории характерно недоразвитие познавательной дея-тельности, функциональная недостаточность зрительного и слухового вос-приятия, нарушение памяти, незрелость высших психических функций и плохо развитая мелкая и общая моторика. Снижение познавательной ак-тивности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности. Не-сформированность функции дифференциации захвата и удержания пред-мета, невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной зада-чей, несформированностью зрительно-моторной координации – все это отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисова-нии, конструировании, аппликации, письме.
Публикация «Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Цель: коррекция мелкой моторики руки и познавательных способ-ностей детей; развитие компенсаторных возможностей детей с ограничен-ными возможностями здоровья через продуктивную деятельность.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
• формировать представления о предметах окружающего мира и компенсаторные способы оперирования ими на основе тактильнодвига-тельных ощущений;
• развивать мелкую моторику руки и движения, необходимые для осязательного обследования предметов;
• формировать навыки выделения сенсорных характеристик предметов с помощью зрительно-осязательных способов;
• развивать ориентировку в пространстве и умение оперировать предметами на основе осязания и суставно-мышечных ощущений;
• формировать умение использовать осязание и мелкую мотори-ку в процессе практической деятельности;
• формировать навыки самоконтроля, умение адекватно оцени-вать свои и чужие действия.
Образовательные:
• учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить конту-ры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы.
• учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (ори-гами);
• обучать приемам работы с пластилиновой техникой;
• обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать наощупь предме-ты и материалы.
Развивающие:
• развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук;
• развивать способности координированной работы рук со зритель-ным восприятием.
Воспитательные:
• воспитывать внимательность к выполнению заданий;
• воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное от-ношение к работе;
• воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Форма обучения: групповые занятия
Возраст: 5-7 лет
Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы: 3-7 человек.
Режим занятий: один раз в неделю.
Продолжительность занятий: 20 мин.
Общее количество занятий в год: 31.
Основные формы работы кружка:
• массаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• рисование пластилином;
• конструирование из бумаги в технике оригами;
• аппликация, лепка;
• развитие графических навыков;
• рисование по трафаретам;
• нетрадиционные методы рисования;
• работа с ножницами;
• штриховка, дорисовка;
• игры и действия с мелкими предметами;
• графические упражнения.
Учебно - тематический план.
Месяц № за-ня-тия Тема занятия Форма прове-дения
Сентябрь
1 «Детский сад для ребят» Пластилингра-фия
2 «Урожай собирай» Кляксография
Октябрь 3 «Осень» Аппликация. Метод обрыва-ния.
4 «Огород. Овощи» Рисование по трафаретам.
5 «Сад. Фрукты» Аппликация. Ра-бота с крупами.
6 «Ягоды» Лепка.
Ноябрь 7 «Дом. Семья» Рисование. Ак-варель.
8 «Мебель. Квартира» Конструирова-ние из бумаги. Оригами.
9 «Зима» Рисование. Кляксография.
10 «Зимние забавы» Пластилиногра-фия.
Декабрь 11 «Новый год» Рисование. Гу-ашь.
12 «Ёлка» Аппликация. Ра-бота с ножница-ми.
13 «Зимующие птицы» Лепка.
14 «Домашние животные» Рисование. Мо-нотипия.
Январь 15 «Домашние птицы» Рисование. Вос-ковые каранда-ши.
16 «Транспорт» Обрывная ап-пликация.
17 «Зимушка – зима» Рисование пла-стилином.
Февраль 18 «Наша Армия» Модульная ап-пликация.
19 «Дикие животные» Ленточная ап-пликация.
20 «Перелётные птицы» Аппликация. Гофрированная бумага.
21 «Комнатные растения» Рисование. Ак-варель.
Март 22 «Весна» Ниткография
23 «Мамин праздник» Рисование гу-ашь.
24 «Весенние цветы» Аппликация. Природные ма-териалы.
25 «Мой город» Рисование. Гу-ашь.
Апрель 26 «Правила дорожного движения» Лепка. Соленое тесто.
27 «Рыбы» Аппликация. Цветная бумага.
28 «Насекомые» Рисование. Кляксография.
29 «Бабочки» Рисование. Мо-нотипия.
Май 30 «Лето» Аппликация. Креповая бума-га.
31 «Полевые цветы» Аппликация. Природный ма-териал.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Занятия по программе
Возрастная группа:
5-6 лет Возраст группы
6-7 лет
Минут Минут
Занятие кружка «Волшебные пальчики» 20 25
Объем недельной образова-тельной нагрузки 20 25
Объем нагрузки за полный курс 620 620
Расписание занятий
Возраст 5 – 6 лет Возраст 6 – 7 лет
1 подгруппа 2 подгруппа 1 подгруппа 2 подгруппа
Вторник 9.20-9.40 10.05-10.25 15.10-15.35 15.45-16.10
Четверг 16.40-17.00 17.10-17.30 15.30-15.55 16.05-16.30