Татьяна Шебаева
Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Мечты в ладошках»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 33 «Светлячок»
корпус 2
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Детский сад №33»
Подгорбунских С. Ю___
Приказ № ___от «___»___2020г.
Рабочая программа
дополнительного образования
«Мечты в ладошках»
для детей 5 - 6 лет
Составитель: педагог
Шебаева Т. В.
г. Шадринск 2020
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования „Мечты в ладошках“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность.
Цель и задачи реализации Программы
Цель - развитие художественно – творческих способностей детей 5 - 7 лет средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Образовательные:
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Содержательный раздел
2.1.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в кабинете дополнительного образования. Общее количество занятий в год - 50. Программа разработана для детей 5 - 7 лет, рассчитана на 1 учебный год. Количество детей, посещающих студию - 15 человек. Длительность занятий составляет: 20 - 25 минут.
Техники :
- тычок полусухой жесткой кистью;
- рисование восковыми мелками и акварелью;
- пластилинография;
- обрывная аппликация;
- пальчиковое рисование
- пуантилизм - рисование точками (ватной палочкой);
- рисование бумагой;
- граттаж;
- рисование зубной пастой;
- монотипия;
- кляксография;
- рисование нитками;
- рисование манкой;
- рисование ладошками.
Учебно-методический план образовательной программы изостудии «Мечты в ладошках» для детей 5-6 лет.
№ Тема.
Техника. Программное содержание. Материал. Краткое содержание НОД
Сентябрь
1 «Урожай грибов»
Пластилинография Задачи: продолжить знакомство с возможностями пластилина. Учить закрашивать шаблоны грибов способом растирания. Материалы: шаблоны грибов, пластилин, стеки.
2 «Корзинка для грибов». Рисование восковыми мелками. Задачи: Учить аккуратно раскрашивать шаблон корзины восковыми мелками, не выходя за контур. Воспитывать самостоятельность. Материалы: шаблоны корзинок, восковые мелки, клей ПВА, клеевые кисти, салфетки.
3 «Яблочный компот». Штамп, пуантилизм или рисование ватными палочками. Задачи: Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку. Материалы: вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма.
4 «Фрукты» (натюрморт) 1 часть. Аппликация с использованием ватных дисков. Задачи: Познакомить со значением слова «Натюрморт», научить составлять натюрморт из фруктов и ягод, вырезанных из ватных дисков. Воспитывать аккуратность. Материалы: цветной картон, шаблон вазы, ватные диски, клеевые кисти, клей ПВА, салфетки.
5 «Фрукты» (натюрморт) 2 часть Раскрашивание фруктов, вырезанных из ватных дисков.
Задачи: Познакомить с техникой рисования на ватных дисках. Развивать чувство цвета и формы. Материалы: заранее готовая аппликация ваза с фруктами, гуашь, кисти.
6 «Деревья осенью»
Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой
Задачи: Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета. Материалы: Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки.
7 «Осенний лес»
Рисование с использованием салфеток. Задачи: Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику. Материалы: Лист бумаги, тонированный в желтый цвет, салфетки (красные, желтые, вырезанные силуэты деревьев, клей, кисти, салфетки, фломастеры (для дорисовки).
8 «Листопад»
Пуантилизм (рисование точками) Задачи: Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения. Материалы: Лист бумаги, тонированный в синий цвет, гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки.
Октябрь
1 «Осенние листья» Пластилинография. Задачи: продолжить знакомство с возможностями пластилина. Учить аккуратно закрашивать шаблоны листьев способом растирания. Материалы: шаблоны листьев, пластилин, стеки, салфетки
2 «Белые берёзы»
Аппликация из газет, пуантилизм. Задачи: учить создавать осенний пейзаж с помощью газетных полос. Материалы: тонированная бумага в голубой цвет, узкие газетные полоски, гуашь, клей ПВА, кисти, салфетки.
3 «На что похоже?»
Преобразование геометрических фигур. Задачи: учить превращать круги и овалы в животных и рыб. Развивать воображение. Материалы: листы бумаги с заранее нарисованными кругами и овалами, цветные карандаши.
4 «Весёлые кляксы»
Кляксография Задачи: знакомство с выдуванием 5кляксы. Учить превращать кляксу. Развивать фантазию, воображение. Материалы: бумага, жидкая гуашь, кисти, коктейльные трубочки.
5 «Паучок на паутинке»
Пластиоинография и рисунок.
Задачи: Учить рисовать паутину фломастером. Знакомить с выполнением паука из пластилина. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. Материалы: заранее приготовленный цветной картон, фломастеры и пластилин.
6 «Котенок»
Рисование методом тычка. Задачи: Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. Материалы: шаблоны котят, жесткая кисть, гуашь, салфетки.
7 «Веселые обезьянки».
Аппликация из цветной бумаги. Задачи: вызвать интерес к созданию веселой обезьянки из нарезанных элементов из цветной бумаги. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать аккуратность. Материалы: цветной картон, готовые элементы головы и туловища обезьянки, клеевые кисти, клей ПВА, салфетки.
8 «Полосатые коврики» 1 часть
Раскрашивание геометрических фигур цветными полосками. Задачи:Учить раскрашивать геометрические полоски в соответствии с формой. Воспитывать аккуратность. Материалы: листы бумаги с изображениями геометрических фигур, гуашь, кисти.
9 «Полосатые коврики» 2 часть
Аппликация из готовых геометрических фигур (ковриков). Задачи: Учить составлять сказочный домик из геометрических фигур, в соответствии с формой. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность. Материалы: вырезанные полосатые коврики в виде геометрических фигур, клей, кисти, салфетки. Занятие –повторение.
1 Поделки из шишек «Ёжик»
Лепка из пластелина и шишек. Задачи: учить создавать выразительный образ ёжика из пластилина и еловой шишки. Показать варианты сочетания художественных материалов. Материалы: пластилин, шишки, стеки.
2 Аппликация из цветной бумаги. Задачи: учить красиво размещать на композиционной основе (аквариум) фон, водоросли и рыбок. Материалы: готовые элементы аквариума, фонов, водорослей, рыбок. Клеевые кисти, клей ПВА, салфетки.
3 «Цветные перчатки»
Рисунок восковыми мелками и акварелью. Задачи:Украсить варежки так, чтобы они составляли пару, подобрать орнамент и выполнить работу в цвете; Развивать воображение, фантазию, художественный вкус. Материалы: раскраски с разными видами перчаток, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки.
4 «Украшаем шапочку»
Рисунок восковыми мелками и акварелью. Задачи: Украсить шапку так, чтобы её рисунок и цветовая гамма совпадали с перчатками, подобрать орнамент и выполнить работу в цвете; Материалы: раскраски с разными видами шапок, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки.
5 «Мишка косолапый по лесу идет…»
Рисунок методом тычка» Задачи: Продолжать учить рисовать метом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о форме и цвете. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти щетина, салфетки.
6 «Смешные человечки, похожие на нас»
Аппликация с элементами рисования. Задачи: учить красиво и аккуратно раскрашивать зимнюю одежду, подбирая цвета и узоры. Одеть человечков в шапочки и перчатки, нарисованные на прошлых занятиях. Учить создавать единую композицию из отдельных предметов. Материалы: заранее нарисованные человечки, перчатки и шапочки, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки.
7 «Цветы для мамы»
Аппликация из цветной бумаги. Задачи: учить создавать объемные цветы из цветной бумаги и прикреплять их на стебель (деревянную палочку). Вызвать желание создавать подарок своими руками. Материалы: готовые элементы цветов, стебель (деревянные шпажки, клеевые кисти, клей ПВА, салфетки.
8 «Пряничный домик»
Роспись. Задачи: Познакомить с росписью на пряниках. Предложить расписать импровизированный пряник в форме домика гуашевыми красками. Учить рисовать тонкой кистью узоры. Развивать воображение, творчество. Материалы: заготовки домиков и двухслойного картона, гуашь, кисти № 1, салфетки.
Декабрь
1
1 «Румяный колобок»
Аппликация из различных круп. Задачи: учить создавать красивый образ сказочного героя Колобка из разных материалов: крупы, семена. Формировать аппликативные умения. Развивать чувство ритма и композиции. Материалы: цветной картон, крупы, семена, клей ПВА, кисти, салфетки.
2 «Снеговик в стеклянном шаре» (имитация). Рисунок. Задачи: учить рисовать снеговика в круге, не выходя за контур. Развивать чувство формы и пропорций. Материалы: гуашь, синий картон, кисти, салфетки.
3 «Пушистые снежинки»
Рисование свечой и акварелью. Задачи: учить рисовать снежинки, перекрещивая прямые линии. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о зиме. Совершенствовать умения и навыки в рисовании восковыми мелками и акварелью. Материалы: бумага, свеча, нарезанная на кусочки, акварель, кисти, салфетки.
4 «Новогодний подарок»
Лепка по замыслу. Задачи: вызвать желание слепить подарок своей мечты. Учить создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки. Учить планировать свою работу : задумывать образ делить материал на нужное количество частей, лепить последовательно. Развивать воображение. Материалы: пластилин, стеки.
5 Чудо глина
Лепка из глины. Задачи: продолжать учить создавать и трансформировать выразительные образы скульптурным способом. Учить планировать свою работу : задумывать образ делить материал на нужное количество частей, лепить последовательно. Развивать воображение. Материалы: глина, стеки.
6 «Новогодняя открытка»
Аппликация. Задачи: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Материалы: цветной и белый картон, цветная бумага, пуговицы, бусины, пайетки, бисер, атласные ленты, ножницы, клей, кисти, салфетки.
7 «Новогодняя ёлочка»
Пластилиновая живопись Задачи: Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, рисовать елочку используя такие средства выразительности, как линия, штрих. Развивать композиционные умения. Воспитывать любознательность. Материалы: картон, пластилин, стеки.
Январь
1 «Загадочный лес»
Техника выдувания Задачи : учить изображать деревья способом выдувания. Развивать воображение, чувство композиции. Воспитывать эстетическое восприятие. Материалы: бумага, коктейльные трубочки, разведенная водой гуашь, кисти, салфетки.
2 «Снегири на рябине»
Аппликация из цветной бумаги. Задачи: вызвать интерес к созданию снегиря из нарезанных элементов из цветной бумаги. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать аккуратность. Материалы: готовые элементы снегиря: туловище, крыло, грудка, глаз, клюв. Клеевые кисти, клей ПВА, салфетки.
3 «Пароход» 1ч.
Пластилиновая живопись Задачи: Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, рисовать пароход, транспорт используя такие средства выразительности, как линия, штрих. Развивать композиционные умения. Воспитывать любознательность. Материалы: раскраска, пластилин, стека.
4 «Пароход» 2ч.
Пластилиновая живопись Задачи:Закрепить умение рисовать пластилином. Создавать законченный образ картины.
Развивать чувство композиции. Материалы: цветной картон, вырезанные плоскостные пароходы, пластилин, стеки
5 «Моя любимая игрушка» Пуантилизм. Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета. Материалы: раскраски с изображением игрушек, гуашь, ватные палочки, салфетки.
6 «Волшебные семечки»
Картина из семян и круп. Задачи: учить создавать картинки на произвольную тему из семян и круп. Формировать аппликативные умения, развивать чувство ритма и композиции. Материалы: заранее приготовленный фон из пластилина на картоне, крупы, семена.
Февраль
1 «Северное сияние»
Монотипия Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета. Материалы: Литы бумаги, акварель, кисти.
2 «Кто живет на северном полюсе?»
Аппликация с использованием ватных дисков. Задачи: Познакомить с животными, живущими на северном полюсе; учить составлять животных (белого медведя) из овалов и кругов, вырезанных из ватных дисков. Воспитывать аккуратность. Материалы: фон с северным сиянием, овалы и круги, вырезанные из ватных дисков, клеевые кисти, клей ПВА, салфетки.
3 «Зимнее дерево»
Рисование зубной пастой. Задачи: Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность. Материалы: Цветной картон (черный, синий, зубная паста, салфетки.
4 «Зима»
Рисование на мятой бумаге. Задачи: Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения. Материалы: Листы бумаги, акварель, кисти.
5 «Кораблик»
Лепка из соленого теста. Задачи: учить лепить кораблик из брусочка соленого теста, отрезая стекой лишнее (уголки носа) и «достраивая» недостающее (парус из цветного картона). Обеспечить условия для свободного выбора детьми приемов техники лепки. Материалы: Цветной картон, соленое тесто, стеки.
6 «Метель»
Ниткография Задачи: Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. Материалы: Листы бумаги, гуашь, нитки.
7 «Автомобиль для папы»
Объемная поделка из цветной бумаги и спичечных коробков. Задачи: Совершенствовать умения и навыки необходимые для изобретения объемного автомобиля из спичечного коробка и цветной бумаги. Материалы: спичечные коробки, цветная бумага, клей ПВА, кисти, салфетки.
9 «Ваза с конфетами»
Тестопластика. Задачи: совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции «Ваза с конфетами». Развивать композиционные умения и способность к восприятию и воплощению образа со своей точки зрения. Учить правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами. Материалы: картон, соленое тесто, стеки, зубочистки.
Март
1 «Ветка мимозы».
Рисование кисть и ватными палочками Задачи: Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечатки ватными палочками. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах. Материалы: светло – зеленый лист, гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, принадлежности для рисования.
2 «Грачи прилетели»
Рисование методом тычка. Задачи: Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах. Материалы: листы с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, салфетки. З
3 «Я рисую море» 1ч.
Рисование зубной щеткой и зубной пастой. Задачи: продолжить знакомство с нетрадиционным способом рисования зубной щеткой и зубной пастой. Развивать воображение, воспитывать аккуратность. Материалы: бумага, гуашь, зубная паста, зубная щетка, салфетки.
4 «Золотая рыбка» 2ч.
Печать по трафарету, рисование пальчиками. Задачи: познакомить с техникой печатания. Закреплять умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски. Материалы: тонированная бумага, гуашь, поролоновые тампоны, трафареты золотой рыбки, тонкие кисти, салфетки.
5 «Два петушка ссорятся»
Рисование ладошками.
Задачи: Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Материалы: тонированные листы бумаги, гуашь в мисочках, петушок - игрушка, принадлежности для рисования.
6 «Волшебные картинки»
Техника «Эбру». Задачи: познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования - гуашью на кефире. Учить фантазировать, видеть необычные образы. Развивать воображение. Материалы: блюдца, кефир, гуашь разведённая, зубочистки, салфетки.
7 «Придумай и дорисуй»
Рисование, создание образов. Задачи: Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение. Материалы: листы бумаги с незаконченными рисунками, карандаши, восковые мелки, краски.
8 «Фантастические животные»
Кляксография. Задачи: продолжить знакомство с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией, превращать пятно в образ. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество. Материалы: черная и цветная тушь, листы бумаги, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, салфетки.
Апрель
1 «Улицы нашего города» 1ч.
Аппликация с элементами рисования. Задачи: учить создавать целую улицу из картонных квадратов и прямоугольников, дорисовывая окна, двери, крыши. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Материалы: белый картон для фона, полоски и квадраты из цветного картона. Гуашь, кисти, фломастеры, салфетки.
2 «Улицы нашего города» 2ч.
Аппликация с элементами рисования. Задачи: учить создавать целую улицу из картонных квадратов и прямоугольников, дорисовывая окна, двери, крыши. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Материалы: белый картон для фона, полоски и квадраты из цветного картона. Гуашь, кисти, фломастеры, салфетки.
3 «Таинственный космос» 1ч.
Рисование восковыми мелками и акварелью. Задачи: закреплять умение выполнять рисунок восковыми мелками, тонировать лист акварельными красками. Расширять кругозор, знания детей о космосе. Развивать творчество, воображение. Материалы: бумага, кисти, акварель, восковые мелки, салфетки.
4 «Таинственный космос» 2ч.
Восковые мелки и акварель. Задачи: закреплять умение выполнять рисунок восковыми мелками, тонировать лист акварельными красками. Расширять кругозор, знания детей о космосе. Развивать творчество, воображение. Материалы: бумага, кисти, акварель, восковые мелки, салфетки.
5 «Весенние облака»
Рисование по мокрому Задачи : совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому», превращая размытые пятна в легкие воздушные облака. Учить передавать впечатления о весне изобразительными средствами. Материалы: акварельная бумага, акварель, кисти пони № 6, салфетки.
6 «Волшебный сосуд»
Черно –белый граттаж. Задачи: продолжать учить рисовать в технике черно-белого граттажа. Оформить сосуд различными узорами (растительными, геометрическими). Развивать стремление быть оригинальным в создании формы сосуда и узора. Развивать чувство формы, ритма, композиции. Материалы: листы плотной бумаги разных форм и форматов, палочки для процарапывания, свеча, тушь, мыло, жесткая и мягкая кисти.
7 «Путешествуем на воздушном шаре». 1ч.
Лоскутная аппликация Задачи: познакомить с лоскутной аппликацией. Научить создавать картины из кусочков ткани, которые могут стать украшением любого интерьера; развивать самостоятельность и способности учащихся в решении творческих и изобретательских задач; Материалы: лоскутки ткани, ножницы, нарисованный воздушный шар, клей ПВА, кисти, салфетки.
8 «Путешествуем на воздушном шаре». 2ч.
Лоскутная аппликация. Задачи: познакомить с лоскутной аппликацией. Научить создавать картины из кусочков ткани, которые могут стать украшением любого интерьера; развивать самостоятельность и способности учащихся в решении творческих и изобретательских задач; Материалы: лоскутки ткани, ножницы, нарисованный воздушный шар, клей ПВА, кисти, салфетки.
9 «Волшебные картинки»
Ниткография Задачи: продолжить знакомство с техникой рисования нитками, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. Материалы: листы бумаги, гуашь, нитки.
Май
1 «Гроза в начале мая»
Оттиск смятой бумагой с элементами рисования. Задачи: учить передавать пасмурную погоду разными способами нетрадиционного рисования. Познакомить с изображением молнии восковыми мелками и закрывающими её тучами, изображенными смятой бумагой. Материалы: тонированная бумага для фона, белая бумага разной формы и величины, восковые мелки, гуашь разведенная, салфетки.
2 «Строим дом из кирпича»
Штамп с элементами рисования. Задачи: познакомить детей с разными видами строительных материалов для домов. Учить рисовать кирпичный дом, используя печать ластиком, дорисовывая крышу, окна и двери кистью. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти, ластики, салфетки.
4 «Бабочки»
Монотипия Задачи: учить рисовать бабочку в технике «монотипия». Развивать воображение, фантазию. Материалы: бумага, гуашь, кисти, салфетки.
6 «Весенняя поляна с яркими цветами»
Рисование пластмассовыми вилками.
Задачи: познакомить с новым способом нетрадиционного рисования. Материалы: бумага, гуашь, пластмассовые вилки, салфетки.
7 «Одуванчики»
Рисование методом тычка. Задачи: Продолжить учить рисовать способом тычка сам цветок и закреплять умение рисовать концом тонкой кисти стебель и листья. Материалы: тонированные листы, гуашь, две кисти, салфетки.
3.4. Перечень программно-методических документов
1. Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2004.
2. В. Л. Строкина. Нетрадиционная техника изобразительной деятельности в дошкольном учреждении: Учебно-методическое пособие для факультета дошкольной педагогики и психологии. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт, 2003.
3. Г. Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. : «Издательство Скр ипторий 2003», 2007.
4. Г. Н. Давыдова. Детский дизайн. Пластилинография. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
5. Г. Н. Давыдова. Детский дизайн - 2. Поделки из бросового материала. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2011.