Лариса Малышева
Программа кружка «Звуковая мозаика» для детей 3–4 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова — речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Публикация «Программа кружка „Звуковая мозаика“ для детей 3–4 лет,» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Уже на третьем-четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью — чтением и письмом. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.
Новизна
Чтобы осуществить последовательность и преемственность в данном вопросе, необходимо вводить детей в звуковую действительность, начиная с младшей группы. Для этого была разработана программа кружка «Звуковая мозаика». Предлагаемые конспекты помогут воспитателям развивать произносительную систему речи детей младшего дошкольного возраста. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому ее оформлению.
Цель:
Формировать звуковую культуру речи детей.
Задачи:
1. Развивать артикуляционный аппарат детей.
2. Развивать интонационную выразительность.
3. Развивать речевое дыхание детей.
4. Формировать правильное произношение звуков.
5. Развивать произвольные движения рук.
6. Продолжать расширить словарный запас детей и активизировать его.
7. Формировать интерес к творческой деятельности.
Методологические основы.
Проведение совместной деятельностии отбор материала осуществляется на основе следующих принципов.
Принцип развивающего обучения используется для активного развития детей, вызывает определенные творческие усилия, заставляет мыслить, излагать собственное мнение.
Комплексно-тематическое построение совместной деятельности.
Тематика разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности.
Принцип интеграции образовательных областей.
Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста использовалось не только для решения задач указанной области «Коммуникация». В логике интегративного подхода знакомство со звуками выступало в качестве средства для обогащения образовательного процесса в таких областях как:
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в ходе реализации методической разработки);
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей);
«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений);
«Труд» (формирование представлений о профессиях людей, умения взаимодействовать со взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности);
«Художественное творчество» (развитие детского творчества) и пр.
Принцип систематичности и последовательности предполагает логический порядок в формировании представлений о слове, звуке.
Принцип доступности предполагает объяснение материала легким доступным языком.
Принцип сотрудничества и сотворчества означает обязательное взаимодействие педагога и родителей, в процессе организации совместной деятельности, дидактических игр.
Предполагаемые результаты:
К концу обучения дети должны уметь:
Владеть четкой, громкой дикцией при произношении гласных звуков.
Выделять звук как отдельность среди звуков окружающего мира.
Владеть произвольными движениями – управлять своими руками и пальцами.
Критерии оценки знаний, умений и навыков воспитанников
Показатель 1 – произношение гласных звуков: а, о, у, ы, и, э; а также четкость и громкость дикции.
Средний уровень – ребенок выполняет задание с помощью взрослого (нуждается в подсказке:«Как кричит ворона?» – кар-кар-кар и т. д., говорит невнятно, тихо.
Высокий уровень – ребенок по первому предъявлению взрослого самостоятельно, громко и четко произносит характерные звукосочетания персонажа, выделяя гласные звуки.
Показатель 2 – управление руками (плавность движений).
Средний уровень – ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.
Высокий уровень – ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.
Показатель 3 – управление пальцами рук – «Семейка»
Высокий уровень – ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих руках, проговаривая стишок.
Продолжительность реализации программы рассчитана один учебный год.
Основное содержание
Разработка кружка «Звуковая мозаика» относится к образовательной области «Коммуникация», составлена на основе интеграции следующих образовательных областей: «Познание», «Художественная литература», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество». Рассчитана на детей в возрасте от 3 до 4 лет, срок реализации 1 год. В силу того, что дети активно упражняются в проговаривании слов, произнесении отдельных звуков, совместную деятельность лучше проводить по подгруппам из 8-10 человек продолжительностью 10-15 минут, дабы уделить внимание тем, кто в этом нуждается. Разработаны 24 конспекта совместной деятельности, подобран наглядный, дидактический и практический необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всей деятельности.
Совместная деятельность построена по тематическому принципу. Тематика разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, любовь к природе.
Ориентируясь на особенности развития детей дошкольного возраста, совместную деятельность следует проводить в игровой форме. В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!» В результате, включены всевозможные фонематические игры, занимательные упражнения, множество загадок, которые сопровождаются иллюстративным и игровым материалом. Развивая речевой аппарат, используются артикуляционные упражнения, проговаривания всевозможных чистоговорок, четверостиший, рифмованных строчек.
Для отдыха и снятия напряжения необходимы небольшие физкультминутки, пальчиковая гимнастика: «Дерево», «Коза», «Комарики», «Надуем мячик» и др. При этом многие из них соответствуют тематике непосредственно образовательной деятельности.
Литература:
1. Венгер Л. А. программа «Развитие»
2. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : мозаика-Синтез, - 112 с.
3. Маханева М. Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
4. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. М. : Просвещение, 1991
6. Грамота. Литература и речь. Работа со школой: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред. -сост. О. Г. Жукова. – М. : Аркти, 2007.
7. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. / - Ярославль: «Академия развития», 1997.