МААМ-картинки

Программа кружка для детей дошкольного возраста «Юные экологи»

Елена Степушкина
Программа кружка для детей дошкольного возраста «Юные экологи»

Содержание

1 Паспорт программы 3

2 Пояснительная записка 4

3 Учебно-тематический план 9

5 Содержание программы 11

6 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 25

7 Список литературы 28

8 Приложение 29

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая программа) «Юные экологи родного края»

Цель программы Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Направленность программы Экологическая

Срок реализации программы 1 год

Вид программы

Уровень реализации программы адаптированная

дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы Формирование навыков бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе; проявление интереса к природе, знание животного и растительного мира Республики Мордовия; приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы «Юные экологи» - экологическая.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Новизна данной программы: заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

Актуальность программы: В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды особенно актуальны. Одним из аспектов решения экологических вопросов является система непрерывного экологического образования. Первым звеном в системе экологического воспитания является восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в детском саду. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.

Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

Отличительной особенностью данной программы является то, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

Педагогическая целесообразность программы: благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Цель программы: Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины.

2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

*познавательно-исследовательскую;

*чтение художественной литературы;

*коммуникативную;

*экспериментальную;

*продуктивную;

*трудовую;

*игровую;

5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Принципы построения программы:

1. Принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»

2. Принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

3. Принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

4. Принцип наглядности

5. Принцип занимательности

6. Систематичность занятий.

7. Доступность материала.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 1 год обучения. Совместная деятельность с детьми проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 20 мин.

Ожидаемые результаты детей:

• Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир Республики Мордовия;

• Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;

• Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;

• Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;

• Методы, используемые для реализации работы кружка:

• 1. Наглядные методы:

• - экскурсии, целевые прогулки;

• - наблюдения;

• - показа сказок (педагогом, детьми);

• - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• - проведение дидактических игр;

• 2. Словесные методы:

• - чтение литературных произведений;

• - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

• 3. Игровые методы:

• - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);

• - загадывание загадок;

• - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

• 4. Практические методы:

• - организация продуктивной деятельности детей;

• - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

• - постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• - изготовление с детьми наглядных пособий.

Учебно- тематический план.

п/п Раздел, тема Количество часов

Всего

Количество занятий мин Теория Практика

Октябрь 4 80 30 50

1 «Республика Мордовия – наша малая Родина» 1 20 10 10

2 «Овощи и фрукты» 1 20 5 15

3 «Что растет в нашем лесу?» 1 20 10 10

4 «Зелёная аптека» 1 20 5 15

Ноябрь 4 80 35 45

5 «Вот она какая, осень золотая!» 1 20 10 10

6 «В гостях у птиц» 1 20 5 15

7 «Чудо- ягодка» 1 20 10 10

8 «Грибное царство» нашего края». 1 20 10

10

Декабрь 4 80 25 55

9 «А снег идет» 1 20 5 15

10 «Воздух» 1 20 10 10

11 «Путешествие по временам года» 1 20 5 15

12 «Водичка-водичка» 1 20 5 15

Январь 3 60 25 35

13 «Елочка-красавица всем ребятам нравиться» 1 20 10 10

14 «Зимушка-зима» 1 20 5 15

15 «Кто живет в лесах нашего края?» 1 20 10 10

Февраль 4 80 30 50

16

«Крылатые соседи» 1 20 10 10

17 «Знакомство с лягушкой» 1 20 10 10

18 «Посадка лука» 1 20 5 15

19 «Зимние явления в неживой природе» 1 20 5 15

Март 4 80 25 55

20 «Комнатные растения» 1 20 10 10

21 «Домашние любимцы» 1 20 5 15

22 «Весна идет!» 1 20 5 15

23 «Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями» 1 20 5 15

Апрель 4 80 35 45

24 «Земля - мой дом» 1 20 10 10

25 «Водоемы родного края» 1 20 10 10

26 «Рыбы наших водоемов». 1 20 5 15

27 «Мир растений» 1 20 10 10

Май 4 80 25 55

28 «Камни, песок» 1 20 5 15

29 «Экологическая тропинка» 1 20 5 15

30 «Растения на территории детского сада» 1 20 10 10

31 «Насекомые - наши помощники» 1 20 5 15

Итого 31 620 230 390

Список литературы:

1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

2. Организация деятельности детей на прогулке. /авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2014.

3. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2015год.

4. В. А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера»

5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2012.

6. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко – Волгоград : Учитель, 2014 г.

7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М. : ВАКО, 2015год

8. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС Соломенникова О. А. Мозайка-Синтез 2014 г

9. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС Вераксы Н. Е. Мозайка-Синтез 2014 г.

10. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС. Крашенников Е. Е Мозайка-Синтез 2014 г.

11. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Итоговые обучающие ситуации с игрушками разного типа. И. А. Комарова 2011. Учитель

12. Познавательно-иследовательские занятия с детьми 4-7 лет на экологической тропе. ФГОС ДО. С. В. Машкова. 2015 г. Изд. Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.

13. Экологические проекты в детском саду. А. А. Филиппенко, О. М. Масленникова. 2015 г. Изд. Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.

14. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. / М. П. Костюченко. - Волгоргад: «Учитель» 2013 .-190 с. Рецензенты: Е. М. Рунова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Братского государственного технического университета.

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «Посвящение в юные экологи»Фотоотчет о празднике «Посвящение в юные экологи» В пятницу, двадцать седьмого марта, у нас в детском саду прошел экологический праздник "Посвящение в юные экологи" в форме викторины.

Фотоотчёт «Мы — юные экологи»Фотоотчёт «Мы — юные экологи» Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, - мы.

Конспект занятия (НОД) на тему «Мы юные экологи» в старшей группеКонспект занятия (НОД) на тему «Мы юные экологи» в старшей группе Конспект занятия (НОД) на тему: «Мы юные экологи» в старшей группе Цель: Закрепить и обобщить знания детей о природе. Задачи: Закрепить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа кружка для детей дошкольного возраста «Юные экологи»
Опубликовано: 21 июля 2024 в 21:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка для детей дошкольного возраста «Юные экологи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Степушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД