Ирина Найда
Программа кружка «Юные космонавты» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания – ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения.
Публикация «Программа кружка „Юные космонавты“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Любознательность и познавательные способности не возникают сами по себе, их надо развивать. А причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Возникает проблема: как помочь сформировать и развить у подрастающего поколения представления об окружающем мире до глубин Вселенной, воспитать у них чувство гордости и уважения к великому подвигу нашего русского героя – Космонавта, который первый в мире облетел земной шар и открыл человечеству «окно» в космос. В результате возникла необходимость работы над кружком «Юные космонавты».
Цель кружка :
Формировать у детей целостную картину мира, представления о космосе и Солнечной системе.
Задачи:
1. Дать детям первоначальные знания о строении Вселенной.
2. Познакомить детей с наукой «Астрономией», людьми, посвятившими себя изучению данной области науки.
3. Формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства.
4. Дать элементарные представления о физических приборах и их назначении.
5. Формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация)
6. Развивать речь и мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
7. Устанавливать дружеские отношения со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной деятельности.
Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей дошкольного возраста, даются в играх, учебной деятельности, наблюдениях, чтении художественной литературы, экспериментах, моделировании, при создании проблемных ситуаций. Закрепление знаний осуществляется с опорой на ведущие виды деятельности дошкольника: игровую и художественно - продуктивную в изобразительной деятельности, конструировании, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх, а также при проведении досугов и развлечений.
Программа кружка предполагает работу с детьми 4-7 лет. Кружок проводится 2 раза в месяц (среда 1-й и 3-й недели, время: средняя группа – 16.00-16.15,
старшая группа – 16.00-16.20,
подготовительная группа – 16.15.-16.40.
Учитывается уровень интеллектуального развития детей, их способности и возможности. Все занятия разбиты на разделы, каждый из которых начинается с беседы. Закрепление полученных знаний осуществляется в течение следующей недели в следующих формах работы: подвижных играх, наблюдениях, беседах, в экспериментальной деятельности.
План кружка на 2020-2021 год (средняя группа)
Месяц I неделя III неделя
Сентябрь Перспективная задача обучения: формировать элементарные представления о небесных телах (Солнце, Луна, звезды, их характерных особенностях Темы наблюдений:
— погода в солнечный и пасмурный день;
— небесные светила;
— животные, греющиеся на солнце.
Октябрь Опыты, эксперименты:
«Солнечные зайчики»
Подвижная игра
«Солнышко и дождик»
Определить где солнце встает, как движется зимой и летом.
Д/игра «Вчера, сегодня, завтра» Дидактические игры:
«Собери целое», «Узнай и назови».
Беседа «Облака»
— на что похожи облака?
Задание: Облака разной формы дорисовываем до какого-нибудь образа.
Ноябрь Изобразительная деятельность:
рисование «Мне и маме светит Солнце»;
аппликация «Что сверху видит солнышко». Художественная литература: чтение, рассказывание:
В. Донникова «Солнечный денек», К. Чуковский «Краденое солнце»,
«У солнышка в гостях»,
потешки «Солнышко – ведрышко».
Рассматривание иллюстраций с изображением небесных тел
Декабрь Рассказ воспитателя о первом космонавте Земли.
Речевая игра «Чьи вещи?». Игра с игрушками, изображающими космическую технику, сюжетно-ролевая игра «Космонавты»
Январь Наблюдения за небесными телами (поиск созвездий).
Дидактическая игра «Звезды на небе»
Февраль Решение проблемных ситуаций, логических задач:
— Почему Луна, звезды не видны днем?
— За что люди любят Солнце? Аппликация: «Звездное небо»
Игра «Складушки»-из 4-х пластинок складываем Землю,
из 2-х–Солнце (по типу пазлы)
Март Творческое задание: «Нарисуй свои небесные фигуры» Беседа: «Земля – какая она?»
Апрель Рассматривание иллюстраций, альбомовс изображением космических кораблей, космонавтов. Дидактические игры:
«Что лишнее», «Солнце – хорошо, плохо»
Май Собираем космический корабль из картинки, разрезанной на части. —
План кружка на 2021-2022 год (старшая группа)
Месяц I неделя III неделя
Сентябрь — Перспективная задача обучения: расширять и углублять представление о небесных телах, их характерных особенностях (изменение положения небесных тел на небе, их значение для человека). Познавательные рассказы:
— «Почему солнце светит и греет?».
— «Почему луна превращается в месяц?».
Октябрь Загадки на астрономические темы.
Решение проблемных ситуаций, логических задач:
— Похожи ли звезды и Солнце?
— Если на других планетах есть жители, то похожи ли они на нас? Опыты и эксперименты:
— «Солнечные и теневые места на участке».
Игра «Складушки». Из луны-круга делаем луну-полукруг. Отличие луны от солнца.
Рисуем молодую, старую и полную луну.
Ноябрь Дидактические игры:
«Что лишнее», «Солнце – хорошо, плохо» Рассматривание иллюстраций с изображением небесных тел.
Декабрь Ведение дневника наблюдений (фазы Луны)
Общение на темы «Как готовят космонавтов к полёту», «Жизнь на орбите» Стихи «…Ну а спутница Луна», «Сказочный мир созвездий»
Дидактическая игра «Звезды на небе»
Январь Познавательные рассказы:
— «Как люди научились различать звезды»
— «Далеко ли до звезд?»,
- «Почему в дневное время на небе не видны звезды»
Февраль Изготовление атрибутов для игры «Космонавты»
Чтение рассказов К. Булычева «Тайна третьей планеты», «Девочка с Земли». Наблюдение «Что необходимо для жизни на Земле»,
Дидактическая игра «Найди лишнее».
Просмотр видеоматериала: мультфильм «Незнайка на Луне»
Март Познавательные беседы на темы:
-«Планеты, стройся!»;
— «Звезды – это тоже Солнца»;
— «Как люди научились различать звезды?»
— «Загадочная Луна».
Лепим из пластилина Солнечную систему. Уточняем форму планет, их размер и расположение. Изготовление макетов Солнечной системы.
Рассматривание карты звездного неба.
Наблюдения за небесными телами (поиск созвездий).
Графический диктант (ракета, созвездия)
Апрель Опыты и эксперименты:
— «Защитим себя от солнца».
— «Какие предметы нагреваются быстрее».
Беседа о Ю. А. Гагарине
Просмотр слайд-презентации «Ю. А. Гагарин – первый в мире космонавт» Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением космических кораблей, космонавтов.
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»
Май Опыты, эксперименты:
— Измерение тени взрослого и ребенка.
— Смена дня и ночи. Лепка планет Солнечной системы.
Познавательная беседа: «Планеты Солнечной системы», подвижная игра «Планеты, стройся»
План кружка на 2022-2023 год (подготовительная группа)
Месяц I неделя III неделя
Сентябрь — Перспективная задача обучения: дать детям первоначальные сведения об освоении человеком космоса, о космонавтах Загадки на астрономические темы.
Телескоп, его отличие от бинокля. С помощью лего строим автомат для исследования луны.
Общение на Луне (дети задумывают слова и общаются жестами).
Октябрь Опыты и эксперименты:
— «Рисование тени».
— «Световой луч».
Рисование с использованием нетрадиционных техник на тему «Космос». Познавательные рассказы:
— «Каковы размеры Вселенной»;
— «Что такое астрономия»;
— «Кто построил первую модель Вселенной?»
Ноябрь Чтение рассказов «Встреча с солнцем», «О медвежонке, вереске, Большой и Малой Медведице» Изобразительная деятельность «Я видел такую луну».
Декабрь Ведение дневника наблюдений (фазы Луны)
Ручной труд «Ракеты – луноходы — корабли» Изобразительная деятельность: рисование «Космический дом».
Январь Оригами «Космонавт»
Общение на темы: «Как готовят космонавтов к полёту», «Жизнь на орбите»
Февраль Художественная литература:
М. Ребров «Дом в космосе». Рассматривание иллюстраций о космосе;
Папка – передвижка «Освоение космоса» Дидактические игры:
«Что лишнее», «Солнце – хорошо, плохо»
Просмотр видеоматериала: мультфильм «Планета сокровищ»
Март Чтение художественной литературы:
— А. Миляев «День космонавтики».
— В. Бороздин «Первый в космосе». Дидактические игры: «Сложи по порядку», «Чего не стало», «Когда это бывает».
Составление и отгадывание загадок о звёздах и планетах
Апрель Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением космических кораблей, космонавтов.
Стенгазета: «12 апреля – День космонавтики». Беседа о Ю. А. Гагарине
Экскурсия в космическую комнату «Покорение космоса»
Май КВН «Знатоки космоса». Спортивное развлечение «Мы космонавты»