Сосновских Ирина
Программа кружка внеурочной деятельности «Экономическая азбука» для 4-х классов
▼ Скачать
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Экономическая азбука» разработана для занятий с учащимися 4-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, основной образовательной программой начального общего образования МОУ лицея «Многоуровневый образовательный комплекс № 2», учебного плана МОУ лицея «Многоуровневый образовательный комплекс № 2» на 2020-2021 учебный год и положением о внеурочной деятельности МОУ лицея «Многоуровневый образовательный комплекс № 2». Это модификация авторской программы «Экономика : первые шаги», 1-4 классы; автор Н. Ф. Виноградова, Москва: Вентана - Граф, 2013 и программы «Экономика и мы», 2-4 классы; автор Мухина Е. А. Система Л. В. Занкова: сборник программ _ сост. Е. Н. Петрова. - 2-е изд. испр. и доп. Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
Публикация «Программа кружка внеурочной деятельности „Экономическая азбука“ для 4-х классов» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основная идея курса — формирование экономической культуры младших школьников.
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в начальной школе видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Также в программу вставлен большой раздел, посвященный теме «Налоги», что должно привести к выводу о собственной заинтересованности в аккуратной и своевременной уплате налога всеми гражданами страны.
При составлении программы следовали следующим принципам:
1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
3. Развивать основы потребительской культуры;
4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
5. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
6. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Программой предусмотрены экскурсии на производственные объекты, в результате которых происходит осознание обучающимися ценности и важности каждой существующей профессии, беседы родителей о своей профессии.
Ценностные ориентиры содержания программы
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и ресурсам, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Программа внеурочной деятельности «Экономическая азбука» рассчитана на детей 4 класса, на 34 учебные недели (1 раз в неделю по часу). Количество учащихся в группе не менее 5 человек.
Диагностика результатов проводится в виде тестов, контрольных заданий, конкурс-защита тематических мини-проектов и участие в тематических конкурсах и викторинах.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные:
• социально-личностное развитие обучающегося, т. е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
• поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т. е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
• гражданское становление человека – как гражданина демократической страны, который может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические.
• развитие человека как ЛИЧНОСТИ, включающее в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.
• осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
• использование речи для регуляции своего действия;
• адекватное восприятие предложений других людей по исправлению допущенных ошибок;
• умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (представления о возможном конечном результате деятельности);
• умение соотносить правильность выбора, условий, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи;
Коммуникативные:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• задавать вопросы, контролировать действия партнёра; работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• предлагать помощь и сотрудничество, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;
Познавательные:
• поиск и выделение необходимой информации;
• осмысление прочитанной или услышанной информации;
• извлечение необходимой информации;
• определение основной и второстепенной информации;
• самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• установление причинно-следственных связей.
Классификация результатов внеурочной деятельности :.
Первый уровень результатов – ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария; должны понимать, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии; должны найти выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам; должны применять экономический инструментарий и раскрывать важность его грамотного использования.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом; изучают материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность; научатся определять выгодность, перспективность любого дела, делать выбор и принимать обоснованные решения.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия; находят способы, которыми достигается поставленная цель; понимают основные экономические категории, которые закладывают основу для овладения важнейшими знаниями по экономике; могут видеть за внешней формой экономическую сущность; имеют мотивацию к самореализации и в социальном творчестве, познавательной и практической деятельности и опыт участи в проектно – исследовательской деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Экономическая азбука» 4 класс
№ Содержание предмета Количество
часов Основные виды деятельности Форма организации занятий
1. Что изучает наука экономика.
Экономика вокруг нас. История науки экономики. Главные вопросы науки экономики. Экономика семьи. Собственность. Экономика страны. Богатство. Источники богатства государства и человека. Ресурсы. Ценности материальные и нематериальные. 5 Познавательная, фронтальная, групповая, игровая. Работа с дидактическим материалом, просмотр презентаций, выполнение практических заданий. Лекция, беседа, экскурсия, конкурсы, викторины, работа в группах.
2. Потребности и возможности
Потребности людей. Что влияет на наши потребности. Ограниченность. Проблема выбора. Виды услуг. Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство. 5 Познавательная, игровая, групповая, индивидуальная, проектная. Подбор отрывков из сказок, где по смыслу отношений могли быть употреблены экономические понятия. Беседа, практические задания, работа над проектом, деловая игра, ролевая игра.
3. История развития денег.
Для чего нужны деньги. История денежной единицы России. Функции денег. Электронные деньги. Деньги народов разных стран. Международные деньги.
5 Познавательная, игровая, групповая, индивидуальная, проектная. Составление интеллект - карты «Валюта». Эвристическая беседа, презентация, практическое занятие, работа над проектом.
4. Бюджет семьи.
Бюджет семьи. Труд – источник богатства. Заработная плата. Формы заработной платы. Доходы. Как работает банк. Наличные и безналичные деньги. Расчетный счет. Страхование. Расходы семьи. 7 Познавательная, групповая, индивидуальная, исследовательская, проектная деятельность, ролевые и подвижные игры. Эвристическая беседа, презентация, работа с микроскопом, работа над проектом «Бюджет семьи», деловые игры, тестирование.
5. Что такое налоги и почему их нужно платить.
Как появились налоги. Для чего нужны налоги.
Налоги на доходы физических лиц. Налог на имущество. Земельный налог. Транспортный налог
Федеральные, региональные и местные налоги.
Игра-путешествие «Будь честным налогоплательщиком» 8 Познавательная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Работа с дидактическим материалом, экскурсия. Презентация, ролевая и деловая игра, викторина, выполнение практических заданий.
6. Мы – потребители.
Что значить экономить. Покупатели и продавцы. Из чего складывается цена. Свойства товаров: цена и качество. Игра «Магазин». Реклама. Итоговая ролевая игра «Аукцион». 4 Проектная, групповая, индивидуальная, проектная. Встречи с интересными людьми, экскурсия, работа над проектом, деловые игры.
ВСЕГО 34 час. 34