Людмила Андрюшина
Программа кружка по физическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Д/с №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению детей»
Протокол № от ___ 09.20 г. к приказу №___
Утверждаю: Заведующая МБДОУ № 15
Е. А. Топоева
«___» ___2020г.
Рассмотрено на заседании МО Приложение №___
«Весёлые фигурки»
КРУЖКА «Волшебные фигуры»
Публикация «Программа кружка по физическому развитию» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
(подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Образовательная область: «Физическое развитие» в интеграции с ОО «Художественно – эстетическое развитие» (интеллектуальная и продуктивная деятельность)
Руководители кружка :
Агеева Светлана Валентиновна
Андрюшина Людмила Михайловна
Шарыпово 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Список детей
2. Пояснительная записка
3. Актуальность программы
4. Педагогическая целесообразность программы
5. Цель и задачи
6. Режим занятий.
7. Структура занятий
8. формы проведения занятий
9. методы проведения занятий
10. Педагогические технологии
11. Планируемые результаты
12. Материально - техническое оснащение
13. Перспективное планирование
14. Литература
15. Диагностика
16. Методика проведения диагностики.
Список детей.
Пояснительная записка
По содержанию программа является физкультурно – спортивной, по функциональному назначению – учебно – познавательной и художественно – эстетической, по форме организации – кружковой.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании…. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Особое восхищение у детей вызывают шашки изготовленные нетрадиционными способами (рисования, аппликации, лепки, конструирование).
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что шашечная игра помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. В игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Игра закладывает характер ребенка, воспитывает дух партнёрства, товарищества и соперничества.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства (рисование, аппликации, конструирование) дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность художественно – эстетического воспитания заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.
Педагогическая целесообразность программы
Настоящая программа «Веселые фигурки» предназначена для учреждений дошкольного образования (в подготовительной группе) и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, а также истории шашек их изготовление нетрадиционным способом.
Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, обогащения словаря, развития мелкой моторики и художественно – эстетического вкуса.
Отличительной особенностью данной программы является совмещение шашечной игры с творческой работой дошкольников использование нетрадиционных видов рисования, аппликации, конструирования. Весь процесс деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному самовыражению.
Срок реализации программы - 1год и рассчитан для детей 6-7 лет.
Цель и задачи программы
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, творческого, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
• учить продумывать простейшие шашечные задачи;
• учить детей правилам играм
• учить ориентироваться на шашечной доске;
• учить правильно расставлять шашки
• учить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
• знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования, аппликации, конструирования.
• Развивающие :
• развивать умственные способности у детей, логическое образное и аналитическое мышление;
• развивать умение прогнозировать и сравнивать;
• Развивать творческие и эстетические способности у детей и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• воспитывать у детей: целеустремленность, находчивость
внимательность, уверенность, воли, чувство коллективизма;
Режим занятий:
• Общее количество занятий в год – 70.
• Количество часов в неделю – 60 мин.
• Количество занятий в неделю – 2
• Периодичность занятий – еженедельно.
Структура занятий
I. Организационный момент.
• Эмоциональный настрой. Рассказ воспитателя, объяснение, игровая мотивация, постановка игровых и учебных задач.
II. Основное содержание занятия.
• Продуктивная часть кружковой работы проходит с динамическими и физкультурными паузами, дыхательной, пальчиковой гимнастикой и гимнастикой для глаз.
III. Заключительная часть.
Оценка результатов работы. В кругу происходит обсуждение прошедшей игры, обсуждаются выигранные партии и проигравшие, отмечаются победители. Также происходит презентация творческих работ, когда каждый ребенок оценивает свою поделку.
Форма проведения занятий
- тренировочные игры;
- турниры.
- коллективная;
-подгрупповая;
-индивидуальная (зависит от темы занятия). При выполнении заданий в парах следует учитывать симпатии детей, уровень их игровых навыков, темперамент.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение, показ позиций на доске;
- наглядный: иллюстрация примеров, демонстрация позиций на демонстративной доске
- практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Педагогические технологии,
- личностно-ориентированные, направленные на развитие личности;
- групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);
- игровые технологии (сюжетные, с предметом и т. д.)
- здоровьесберегающая технология (направлена на сохранение и укрепления здоровья детей).
Прогнозируемые результаты
- дети знают: правила игры, шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, оппозиция, дамка, рубить и т. д.
- ориентируются на шашечной доске;
- правильно расставляют шашки;
- проводят простейшие комбинации;
- применяют на практике правила игры;
- следят за ходами противника, поправляют
- доводят до конца простые выигрышные окончания, творчески подходят в придумывании простейших шашечных задач;
- детьми освоены примы нетрадиционных техник в рисовании, аппликации и конструировании;
- повышен уровень развития мышления;
- развиты умения анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
- достаточно развиты мелкая моторика рук, творческие и эстетические способности у детей.
Итогом проделанной работы являются: тренировочные турниры, турнир на приз детского сада, турнир с участием родителей.
Материально – техническое оснащение:
Для успешной работы кружка требуется : шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, шашечная литература для педагога, клей ножницы, картон, кисти, гуашь, крышечки от пластиковых бутылок, пуговицы, лотки от яиц, бросовый природный материал.
Перспективный план кружка «Веселые фигуры»
Месяц Неделя Дата. Тема. Задачи.
Сентябрь 1неделя Л. М, 02.09
«Чудо – шашки» Познакомить с историей возникновения шашек, прививать желание в детях играть в шашки.
Презентация
4.09
«Шашечная доска и шашки». Познакомить с общими понятиями: шашечная доска, шашки и расстановка шашек; развивать речь, мышление, память.
Чтение сказки «Зайкины шашки»
2 неделя А. С 09. 09 Беседа: «Какие могут быть шашки?»
11.09 Рисование «Шахматная доска»
3 неделя Л. М. 16.09
Королевство шашек» Познакомить детей с игрой и с жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».
18.09
«Первый ход» Познакомить детей с ходами шашек; совершенствовать знания о шашечной доске; воспитывать чувство коллективизма.
Д/и «Первый ход»
4 неделя А. С. 23.09
25.10
5 неделя Л. М. 30.09
«Шашечная дорога»
Познакомить с понятиями: горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, край, угол, с правилами игры;
развивать внимательность, сосредоточенность, воспитывать дружелюбные отношения к товарищам и соперникам.
Дидактическое упражнение «Каждой фигуре – свой домик» (расставить шашки на доске).
02.10
«Шашечная дорога» Закреплять названия: горизонталь, вертикаль, диагональ.
Д/ упражнения: «Гуляем по дорожкам (а, в, с,
«На лифте» (до нужной цифры - «этажа», «Быстрые ракеты» (диагонали – самая длинная, короткая и т. д.) Познакомить, с простые комбинациями; закреплять правилами игры
Октябрь 6 неделя А. С. 07.10
09.10
7 неделя Л. М. 14.10
Открытые и двойные ходы. Учить детей защищать шашки. Способы защиты. Открытые и двойные ходы.
16.10
«Тихий и ударный ход»
Познакомить с понятиями: Ходы шашек: тихий ход, ударный ход, виды боя (взятия); обучать алгоритму хода (выигрыш, ничья, виды ничьей); ознакомить с правилами: «Хода»
Ходить назад шашками запрещено!
8 неделя А. С. 19.10
23.10
9 неделя Л. М. 26.10
«Найди свое место» Совершенствовать умение у детей ориентироваться на доске и находить нужное поле; развивать мышление, память; воспитывать дружелюбие
Д/игра «Винни Пух идет в гости»
30.10
«Переведи шашки» Совершенствовать умение у детей переводить шашки на поле соперника; учить соблюдать очерёдность хода, правил игры, прививать желание играть в шашки.
Дидактическая игра «Кто быстрее переведет шашки на сторону соперника» и гра с ограниченным количеством шашек.
10 неделя А. С. 02.11
06.11
Ноябрь 11 неделя Л. М. 11.11
«Уголки» Закреплять умение у детей переводить шашки на противоположную сторону доски; развивать сообразительность, внимание, сосредоточенность к выигрышу.
.Д/и «Кто быстрей»
13.11
«Королевство шашек» Закреплять шашечные термины: поле, центр, главная дорога, диагональ; прививать желание играть в шашки
Д/ и «Ловушки» закрепление
12 неделя А. С. 18.11
20.11
13 неделя Л. М. 25.11
«Основы шашечной игры: сила флангов.
Центр» Познакомить с шашечными понятиями фланг и центр; упражнять детей в выполнение ходов шашками; закреплять знания у детей о шахматной доске; развивать любознательность в детях.
Дидактическая игра «Будь внимателен».
27.11
«Шашечный бой» Познакомить с основными правилами «Боя»; учить запоминать правила игры в шашки; развивать координацию движения рук; воспитывать активность.
14 неделя А. С. 02.12
04.12
Декабрь 15 неделя Л. М. 09.12
«Дамка» Познакомить детей с дамкой, как простая шашка может ею стать и её преимуществом над простыми шашками; продолжать закреплять правила игры; развивать зрительную память, мелкую моторику4 воспитывать чувство коллектевизма.
Д/ игра «Найди дом для зверушек» (мелкие игрушки)» (где буква – название улицы, цифра – номер дома); Игра с ограниченным количеством шашек.
11.12
«Дамка» Продолжать учить детей ходить дамкой и срубать ею шашки соперника; развивать наблюдательность, воспитывать коммуникативные навыки
Дидактическая игра «Посели матрешку в дом и назови её адрес».
16 неделя А. С. 16.12
18.12
17 неделя Л. М. 23.12
Приём «Любки» Познакомить детей с приёмом «Любки»; учить соблюдать правила игры.
25.12
Развлечение «Умники и умницы».
Закреплять знания у детей о изученных шашечных правилах, приёмах, терминологий; развивать активный словарь у детей, память, смекалку; воспитывать желание стать победителем.
Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.
18 неделя А. С. 28.12-
30.12
Январь 19 неделя Л. М. 11.01.
«Основы позиционной игры». Обучать детей основным приемам борьбы на шашечной доске. Познакомить с Приемами позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.
Учить рассчитывать оппозиции, когда на поле по одной шашке. Развивать логическое мышление.
14.01
«Основы позиционной игры». Закреплять на практике приёмы позиционной игры. Учить рассчитывать оппозиции, когда на поле от 2-х до 4-х шашек. (занятия подгруппами)
20 неделя А. С. 18.01-
22.01
21 неделя Л. М. 27.01
«Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». Обучать детей основным приемам борьбы на шашечной доске. Продолжать учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость
Игра: «Самый меткий стрелок». Дидактическая игра «Морской бой»
29.01
«Связывание» Закреплять основные приемы борьбы на шашечной доске. Познакомить детей с понятием «Связывание»; пополнить словарь шашечных терминов; воспитывать самокритичность в детях.
22 неделя А. С. 03.02
05.02
Февраль 23 неделя Л. М. 10.02
«Размен» Познакомить детей с понятием «Размен»; закреплять правила игры; развивать логику, мышление; воспитывать уверенность в детях.
Дидактическая игра «Игры на уничтожение»
12.02 «Шашечные окончания» Познакомить детей с понятием «Шашечные окончания»; закреплять выполнение ходов пешками; развивать смекалку, память; прививать желание играть в шашки.
24 неделя А. С. 17.02
19.02
25 неделя Л. М. 24.02
«Дополнительный темп». Познакомить детей с понятием «Дополнительный темп». Учить решать дидактические задачи «Кто первый съест шашку» Чтение художественной литературы Юровский Е. М «Зайкин сон»
26.02
26 неделя А. С. 03.03
05.03
Март 27 неделя Л. М. 10.03
«Игра смелых – партия» Познакомить детей с новым понятием – партия; научить детей определять результаты партии; формировать дружелюбное отношению друг к другу и положительное отношение к игре; воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным
12.03
«Игра смелых –чёрных и белых Совершенствовать в понимании детей игра в партию; учить быть терпеливыми, взаимовежлевым к сопернику; развивать сосредоточенность, воспитывать коммуникативные качества.
28 неделя А. С. 17.03
19.03
29 неделя Л. М. 24.03
«Игра в партию – играют двое» Формировать знания у детей начального этапа игры в партию. развивать память, логику, воображение, воспитывать аккуратное отношение к игре, доброжелательно е отношение к сопернику.
26.03
«Игра в партию – играют двое» Продолжать формировать знания у детей начального этапа игры в партию; развивать память, логику, воображение; воспитывать аккуратное отношение к игре.
30 неделя А. С. 31.03
02.04
Май, апрель 31 неделя Л. М. 07.04
«Игра в партию» Закреплять знания у детей начального этапа игры в партию; продолжать закреплять правильные ходы шашек; развивать знания о цели игры и результатах партии. Дидактические игры и упражнения:«Шашки против шашек». «Белые и черные»
09.04
«Достижение выгодной оппозиции» Познакомить с понятием «Выгодная оппозиция», Шашечный этюд, Основные позиции защиты; развивать речевую активность, мышление. внимание, сосредоточенность.
Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».
32 неделя А. С. 14. 04
16.04
33 неделя Л. М. 21.04
«Подготовка к шашечному турниру Учить применять теоретические знания и умения шашечного боя на практике, соблюдать правила игры в шашки; развивать логическое мышление; воспитывать самостоятельность.
23.04 «Шашечный турнир» (игра с детьми из параллельных групп) Закреплять практические умения у детей игры в партию; формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания; воспитывать волевые усилия у детей, уверенность, самокритичность, уважительное отношение к сопернику. (награждение победителей)
34 неделя А. С. 26.04
30.04
35 неделя Л. М 05.05 «Шашечный бал» Интеллектуальная викторина Закреплять у детей употребление в речи шашечных терминов; совершенствовать умение разгадывать кроссворды, мыслительную деятельность; развивать активный словарь; воспитывать коммуникативные качества.
07.05
Итоговое занятие. Учить детей анализировать свои знания и умения в шашечной игре, оценивать свои результаты; прививать желание в дальнейшем заниматься шашками.
Список литературы:
1. И. М. Бодров, М. В. Высоцкий «Курс шашечных окончаний. Две на две». 2001 г.
2. Б. Герцензон, А. Напреенков «Шашки – это интересно» Санкт – Петербург, «Литера», 1997 г.
3. А. В. Егоров «Как научить играть в шашки», Москва, Чистые пруды, 2005 .
4. А. В. Лангин, Б Герцензон «Школа шашек для первоклашек. Комбинации».
5. Л. В. Петрова «Шаг за шагом, братцы, решаем комбинации», Санкт – Петербург,2000 г.
6. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк «Шашки для детей».