Наталья Гимонова
Программа кружка «В мире конструирования и робототехники» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Конструирование и робототехника способствуют развитию мелкой моторики детей, развитию речи, а также является средством интеллектуального развития дошкольников. Для дошкольников через конструирование открывается возможность расширения кругозора, изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию. Работа с таким оборудованием, дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать различными способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать – что являются основными главными критериями развития логического мышления. У детей развивается техническое мышление и техническая изобретательность.
Публикация «Программа кружка „В мире конструирования и робототехники“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Новизна данной программы состоит в том, что дети под руководством педагога смогут не только создавать роботов посредством различных конструкторов, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но, и проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире.
Программа разработана в соответствии в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 N 1008); Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области, адаптированных к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Приложение к письму Министерства образования Московской области от 24.03.2016 № 3597/21в).
Тематика данной программы рассчитана на один год обучения
с сентября по май
Периодичность занятий
1 раз в неделю, 48 занятий при реализации полного курса программы
Продолжительность
30 минут, 24 часа в год
Форма занятий
подгрупповая, индивидуальная
Возраст детей
6–7 лет
Целью программы является развитие технического и творческого потенциала личности дошкольника, с использованием возможностей различных видов конструкторов и робототехники, обеспечивающих мотивацию, поддержку индивидуальности и позитивную социализацию детей, через игру, общение и другие формы активности.
Задачи
Образовательные:
формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
развивать продуктивную (конструкторскую) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки робототехнических средств;
содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки контроля, самооценки и планирования действий);
Развивающие:
развивать интерес к конструированию и моделированию, стимулировать детское техническое творчество;
формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира : формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.
Воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Основные формы:
Программой предусмотрено проведение как теоретических, так и практических игр-занятий.
Теоретические занятия:
-беседы;
-рассказ воспитателя;
Практические занятия:
-игры (коммуникативные, обучающие, психологические)
-наблюдения, исследования;
-опытно-экспериментальная деятельность;
-семинары-практикумы;
-совместные работы с родителями
Методы обучения:
• Объяснительно-иллюстративный метод обучения
Дети получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде.
• Репродуктивный метод обучения
Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
• Метод проблемного изложения в обучении
Прежде чем излагать материал, перед детьми необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи. Дети становятся соучастниками научного поиска.
• Частично-поисковый, или эвристический
метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов.
• Исследовательский метод обучения
обучаемые самостоятельно изучают основные характеристики простых механизмов и датчиков, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.
Виды деятельности:
1. Блок: конструирование с использованием механического конструктора Miniland Mecatech 106 элементов 95015 «МЕКАТЕХ». Детали конструктора включают в себя несколько форматов гибких пластин, болты, валы, винты и гайки и колеса различных размеров. Сочетание деталей умножает возможности построения элементов различной сложности.
2. Блок: конструирование с использованием конструктора «Мakedo» - конструктор состоит из гвоздиков и зажимов, петель, пилы и набора наклеек. Главная задумка - в поиске материала для творчества - картонных коробок, пластиковых бутылок, стаканчиков и многого другого, что только подскажет фантазия. Детали соединяются без особых усилий при помощи многоразового крепежа: листы картона соединяются двухчастными креплениями (гвоздиками и зажимами, подвижные петли помогают установить детали под нужным углом. Подумай и сделай робота - еще один забавный творческий эксперимент из мира «Makedo», позволяющий сделать своими руками самого настоящего робота, причем из обыкновенных окружающих нас деталей (коробок, пластиковых бутылок и любых других материалов, можно фантазировать сколько угодно, разрушая готовые поделки и создавая новые шедевры, ведь все детали конструктора экологичны, безопасны, надежны и подходят для многоразового использования.
3. Блок: конструирование с использованием конструктора «Управляемые роботы».
Набор для конструирования дистанционно управляемых машин-роботов 182 детали
Конструктор «Управляемые роботы» дарит ребенку незабываемый опыт – проведение научных экспериментов! Из деталей набора он не просто собирает модель; ребенок изучает саму суть движения механизмов. Работа шестеренок и передач, тепловое излучение, напряжение – это и многое другое юный механик проверяет на практике.
Конструктор «Управляемые роботы», состав:
• 53 звена для цепи
• 26 штифтов
• 13 переходников
• 23 балки
• 14 шестеренок
• 12 осей
• 12 рамок
• 6 втулок
• 4 колеса с шинами
• 2 зажима для оси
• 2 стопора
• 4 конвертера
• 3 червячных колеса
• 1 круговая панель
• 1 мотор
• 1 пульт управления
• 1 приемник с держателем батареи
• 1 разборочный ключ
• бумажные элементы оформления
• руководство по сборке
Все модели работают от 5 батареек АА – не входят в комплект. Также дети знакомятся с принципом действия пульта управления и использует его со знанием дела. В наборе сенсорный пульт, который управляет сразу несколькими моторами. Поэтому машина может одновременно ехать, поворачивать кран, поднимать щит и многое другое.
Ребенок использует знания о работе шестеренок, полученные из руководства, и может попробовать собрать модели, не предусмотренные инструкцией. Что развивает конструктор : Ребенок знакомится с принципом работы механизмов, шестереночными передачами и многими физическими явлениями. Он развивает интерес к конструированию, ручному труду и научным занятиям. Улучшает логическое и пространственное мышление, координацию движений. Создание настоящих работающих машин стимулирует ребенка на дальнейшие открытия и является новой ступенькой в самосовершенствовании.
4. Блок: Конструктор Wind-power" (Энергия ветра) – это настоящий научно-познавательный конструктор, состоящий из 133 деталей для сборки моделей. Из них можно собрать 8 моделей и поиграть с каждой из них. Все модели для работы используют электрическую энергию. Основной акцент в наборе сделан на проведение серии научно-познавательных экспериментов с ветрогенератором, при этом используются и короткие и длинные лопасти. В набор входят рамки и балки, панели, зубчатые шестеренки и оси, мотор-редуктор с проводом, длинные и короткие лопасти пропеллеров, держатели батареек и зарядное устройство, прочие детали, необходимые для сборки моделей. Всего 133 детали. В руководстве по сборке просто и доступно поясняется механизм возникновения ветра, дана шкала ветров (от легкого ветра до урагана, описаны как техническое устройства ветрогенератора, так и процесс превращения энергии ветра в электрическую энергию. Игра с этим конструктором помогает развитию у ребенка: мелкой моторики и координации движений, освоению навыков чтения схем сборки, развитию его фантазии и творческого мышления, знакомит его с основами физики и различными видами энергии. Ребенок сможет построить много собственных моделей, в том числе и более сложных.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
• основные приемы и опыт конструирования с использованием различных наборов конструкторов;
• конструктивные особенности различных моделей и механизмов;
• основные приемы конструирования роботов и конструктивные особенности различных роботов;
• правила безопасной работы с оборудованием;
Личностные результаты:
• умение творчески подходить к решению задачи;
• умение довести решение задачи до работающей модели;
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Метапредметные результаты:
• развитие логико-математического мышления, формирование элементов учебной деятельности, развитие интереса к моделированию и конструированию
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Разделы Всего часов месяц Формы контроля
1. Вводное занятие. Входная диагностика. Техника безопасности на занятиях.
Тема №1. Что такое робот? 0,5 сентябрь Входной контроль (беседа, наблюдение, модели, созданные детьми)
2. «Знакомство с конструкторами
Тема №2 «Чудеса конструирования и робототехники».
1. Конструктор «МЕКАТЕХ».
2. Конструктор «Мakedo» 3,5 сентябрь
2.1. Модель№1. «Робот Петя» 0,5 Текущий контроль (творческие задания, выполнение задания по схеме)
2.2. Модель №2. «Машина модель № 2 «Гоночная машина»». 0,5
2.3. Модель№3. «Машина модель № 3 «Легковой автомобиль»». 0,5
2.4. Модель №4. «Робокоп». 0,5
2.5. Модель №5. «Машина с краном». 0,5
2.6. Модель №6. «Бульдозер» 0,5
2.7. Модель №7. «Конструирование по замыслу» 0,5 Промежуточный контроль (выставка)
3. «Конструирование с использованием набора «Управляемые роботы»». 10 Октябрь-февраль
Текущий контроль (творческие задания, выполнение задания по образцу)
3.1. Модель №1 «Автомобиль» 1
3.2. Модель № 2 «Трицикл» 1
3.3. Модель № 3 «Кран» 2
3.4. Модель №4 «Бульдозер» 1
3.5. Модель № 5 «Антикварный автомобиль» 1
3.6. Модель № 7 «Складывающийся автомобиль» 1
3.7. Модель № 8 «Гоночный автомобиль» 1
3.8. Модель № 10 «Робот» 2 Промежуточный контроль (выставка)
4. Блок: Конструктор Wind-power" (Энергия ветра) 9,5 Февраль-май
Модель № 1 «Ветряная мельница с длинными лопастями» 1,5 Текущий контроль (творческие задания, выполнение задания под руководством педагога)
Модель № 3 «Планер» 1 Текущий контроль (творческие задания, выполнение задания под руководством педагога, по схеме)
Модель № 4 «Парусный автомобиль» 1,5 Текущий контроль (творческие задания, выполнение задания под руководством педагог, по схеме)
Модель № 5 «Трехколесный велосипед» 1 Текущий контроль (творческие задания, выполнение задания под руководством педагога)
Модель № 6 «Реактивный автомобиль» 1 Текущий контроль (творческие задания, выполнение задания под руководством педагога)
Модель №7 «Трактор» 1 Текущий контроль (творческие задания, выполнение задания под руководством педагога)
Модель № 8 «Дракара» 1 Текущий контроль (творческие задания, выполнение задания под руководством педагога)
Модель № 2 «Ветряная мельница с короткими лопастями» 1,5 Промежуточный контроль (выставка)
10. Диагностика 0,5 май
Итого: 24
Формы взаимодействия с родителями.
Педагогическое образование родителей: проведение консультаций, творческих мастерских, мастер-классов, оформление родительских уголков с целью удовлетворения образовательных интересов по определенным вопросам воспитания детей.
Содержание тематического плана
1 раздел. Водное занятие. Входная диагностика. Техника безопасности на занятиях.
Тема №1. Что такое робот?
Теория: Беседа «Что такое робот? Зачем нужны роботы?». Цель: вызвать у детей интерес к работе кружка. Рассматривание готовых работ и моделей роботов. Познакомить детей с правилами работы кружка и техникой безопасности.
Практика: конструирование по замыслу из предложенных конструкторов.
2 раздел: Знакомство с конструкторами Мекатех, Македо, Управляемые роботы,
Тема №2. «Чудеса конструирования и робототехники». Цель: познакомить детей с многообразием материалов, используемых для конструктивно-модельной деятельности.
Теория: просмотр презентация «Роботы вокруг нас», вызвать у детей интерес к работе кружка показом готовых работ. Рассмотреть модели готовых роботов. Найти, чем они похожи, а чем отличаются. Зачем нужно конструировать различных роботов? Как они могут помочь человеку?
Практика: конструирование по схемам Конструкторов «МЕКАТЕХ», «Управляемые роботы»», Конструктора Wind-power" (Энергия ветра)
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
Оценки
Низкий Средний Высокий
Уровень теоретических знаний
Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы. Обучающийся знает изученный материал.
Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
Уровень практических навыков и умений
Работа с инструментами, техника безопасности.
Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами. Четко и безопасно работает инструментами.
Способность изготовления моделей роботов
Не может изготовить модель робота по схеме без помощи педагога. Может изготовить модель робота по схемам при подсказке педагога. Способен самостоятельно изготовить модель робота по заданным схемам.
Степень самостоятельности изготовления моделей роботов
Требуется постоянные пояснения педагога при сборке и программированию.
Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям. Самостоятельно выполняет операции при сборке и программированию
Перечень учебно-методических средств обучения
-Ноутбук
-Механический конструктор Miniland Mecatech (Карточки-образцы)
- Методическое руководство Конструктор Wind-power" (Энергия ветра)
-Методическое руководство конструктора "Управляемые роботы"
Список литература:
1. Л. В. Куцакова. «Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет» [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: https://avidreaders.ru/download/konstruirovanie-i-ruchnoy-trud-v-detskom.html?f=pdf
2. Образовательная робототехника : учебно-методическое пособие для работников образования по развитию образовательной робототехники в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов /Авт. -сост. М. В. Кузьмина и др. ; КОГОАУ ДПО "ИРО Кировской области". - Киров: ООО "Типография "Старая Вятка", 2016. [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: https://edusnab.ru/pdf/%D0%A3%D1%87%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%20(1).pdf
3. Образовательный портал «фос-игра. рф» - [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: https://xn---8sbhby8arey.xn--p1ai/
4. Перворобот Lego WeDo- [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: https://edurobots.ru/2015/07/robototexnika-dlya-nachinayushhix-lego-wedo-1/
5. Программа дополнительного образования «Роботенок» [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html
6. Обучение детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: https://melkie.net/