Гаврилова Валентина Степановна
Внедрение Лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Гаврилова В. С.
МБДОУ №96 «Калинка», г. Улан- Удэ
Внедрение ЛЕГО- конструирование и робототехника в
образовательный процесс ДОУ.
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые равлечения и игры. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: активность, любознательность, ответственность и воспитанность, самостоятельность.
Публикация «Внедрение Лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ» размещена в разделах
В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожелению,крайне мало представлено направление такое, как робототехника. А ведь оно уже востребованно и престижно в будущем.
Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) деятельность – лего - конструирование.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.
В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего - конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть.
Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
Детей увлекающихся конструированием отличают богатые воображением и фантазия, активное стремление к созидательной деятельности, желание изобретать, экспериментировать; у них развиты пространственное, математическое, логическое, ассоциативное мышление, память,
а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.
Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.
Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования в ДОУ, как средство развития интеллектуальных способностей детей.
Основные принципы организации деятельности по ЛЕГО – конструированию.
- от простого к сложному
учет возрастных особенностей
учет индивидуальных возможностей
созидательности и активности
результативности и гарантированности
Систематичность, последовательность проведения занятий.
Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.
В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструктора. Это конструктор Дупло, предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Дакта, рекомендованный к использованию для детей от четырех лет. Тико, который в свою очередь подразделяется на множество разновидности
(архимед, шары, грамматика, геометрия, школьник, фантазер); Сити, Френдц, Креатор, Джуниорс, Майнкраф.
На первом этапе мы знакомим детей с конструктором LEGO- Тико и другие, с их разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть.
Затем в совместной деятельности мы предлагаем детям выполнить задания по лего-конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей. Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.
После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором ЛЕГО, причем, использовали его не только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх. Самое главное детей привлекает красочность и правельное оборудование. Мы сделали специальные столы -конструирования, создание Лего-центра (схемы, чертяжи, карты, образцы, стандартные наборы, должна быть хорошая развивающая среда.
После овладения навыков скрепления крупного конструктора Лего, нами детям было предложено выполнение построек с использованием конструктора Дакта, Тико. Но особенно они больше предпочитают мелкие детали и это у них хорошо получается.
На следующем этапе своей работы, занимаясь с детьми Лего-конструированием, усложнять виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.
Конструктивная деятельность подразумевает не только индивидуальное выполнение построек, но и работу в микрогруппах, в парах, а также коллективную работу.
Одним из любимых видов Лего-конструирования для детей является выполнение работ по собственному замыслу, ведь каждый ребенок может создать собственную сюжетную линию игры. Конструирование по замыслу подходит для диагностики. С теми детьми которыми ведеться работа, видно, что у них развита фантазия, мышление, внимание, память, умеют анализировать конструктивную деятельность. Это видно по сравнению детьми других групп, которые посящают наш цетр. Дети могут свободно перемщатьсяпо детскому саду. Те дети которые приходят к нам, видно что конструктивные способности нужно развивать.
А самое интересное, в нашей группе оборудованное место, где можно работать с компьютерами по Лего-конструирования и дети которые не посещают детский сад, приходят вместе со своими родителями к нам занематься. Это так увлекает детей, что их не вазможно остановить.
Исходя из проведенной работы, мы сделали вывод, что создавая конструкции из ЛЕГО, мы не только развиваю у детей навыки конструирования, но и решаем задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего-конструктор надо ставить перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.
В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые могут повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.
В начале учебного года нужно провести опрос родителей о наличии у детей дома конструктора ЛЕГО.
В ходе работы было видно что, у детей более высокую заинтересованность в конструктивной деятельности. Ребята активно конструируют, они готовы фантазировать и пробовать творить на любую тему, не боятся создавать что-то новое, все реже стали звучать фразы: «Как это сделать?». «Я не умею». Уже в ходе обсуждения предстоящей постройки многие дети предлагают варианты конструирования, в самом процессе деятельности общение между ребятами становится более продуктивным и уважительным по отношению друг к другу.
А так же знакомить детей с обучающей серией LEGO Education, созданной для развития умственных способностей, особенностью которой является программирование Лего моделей с помощью персонального компьютера.
Подводя итог, нужно сказать, что конструктор Лего, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Что сегодня важно каждому ребенку дать возможность экспериментировать и создовать собственный мир.