Татьяна Локалова
Программа кружка технической направленности в ДОУ «Мастерская Самоделкина»
1. Пояснительная записка
Лего- конструирование является одним из видов моделирования творческой продуктивной деятельности. Использование «Лего» позволяет ребенку учиться в процессе игры, индивидуализирует процесс развития, так как ребенок сам выбирает содержание постройки, самостоятельно определяет последовательность практических действий. Программа по лего –конструированию относится к технической направленности, по которой предусмотрено использование различных конструкторов, включая LEGO-Еducation, что позволяет старшим дошкольникам осваивать научные и технические знания, учиться играя, и обучаться в игре. Использование «Лего» обусловлено высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых уголках и центрах.
Публикация «Программа кружка технической направленности в ДОУ „Мастерская Самоделкина“» размещена в разделах
В содержании программы отражены следующие педагогические принципы, которые направлены :
- на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- на уважении личности ребенка;
- на построении образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
- на поддержку детской инициативы в различных видах деятельности;
- на сотрудничество с семьей;
- на приобщение детей к социо-культурным нормам и правилам;
- на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка
в различных видах деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская Самоделкина» относится к технической направленности и составлена в виде еженедельного планирования, с конкретными темами по каждой неделе (4-5 недель, в зависимости от календаря, где по каждой теме предусматривается несколько видов работ: конструирование по образцу, конструирование по наглядным схемам, конструирование по замыслу, коллективная работа.
Лего конструирование способствует:
- развитию самостоятельности и творческой самореализации собственных замыслов старшего дошкольника;
- умению работать в паре и коллективе;
- решению познавательных задач.
Цель программы : создать условия для развития конструкторских способностей по проектированию и изготовлению объектов на основе конструкторов лего.
Задачи:
-познакомить с технологическими способами и приемами работы с конструктором «Лего»,
- развивать аналитические способности,
-способствовать овладению техническими умениями и навыками в конструировании из лего-конструктора;
- способствовать пониманию технологии изготовления несложных конструкций;
-активизировать проявление творческой активности и самостоятельности;
-развивать стремление к результативному выполнению работы
Данная программа рассчитана на обучающихся 5-7 летнего возраста, срок реализации – 1 год, 36 учебных недель.
Занятия по программе проводятся 4 раза в неделю по 30 минут. Программой предусматривается нагрузка 144 часа в год.
Основные формы работы: игровая деятельность.
Формы организации занятий: групповые.
Результатами освоения данной программы можно считать устойчивый интерес к конструированию из лего- конструкторов с проявлением учащимися творчества. А также участие обучающихся в выставках и конкурсах технической направленности.
2. Содержание изучаемого курса
Еженедельное планирование образовательной деятельности.
Сентябрь
Темы месяца:
1 неделя «Азбука моделирования».
2 неделя Детали «Лего». Цвет величина, форма. «Разноцветные узоры».
3 неделя «Разнообразные конструкции».
4 неделя «Городской дом».
Октябрь
Темы месяца:
1 неделя «Улица, дорога, пешеходный переход».
2 неделя «Игровая площадка нашего участка в детском саду».
3 неделя «Наш детский сад».
4 неделя «Детский сад будущего».
5 неделя Самостоятельная работа по замыслу ребенка.
Ноябрь
Темы месяца:
1 неделя «Устойчивость постройки».
2 неделя «Навес и крыша».
3 неделя «Ферма».
4 неделя Детско - родительский проект «Строим вместе!».
Темы месяца:
1 неделя «Машины».
2 неделя «Летательные аппараты».
3 неделя «Самолеты».
4 неделя Конкурс.
Январь
Темы месяца:
2 неделя «Корабли».
3 неделя «Мосты».
4 неделя Самостоятельная работа по замыслу ребенка.
Февраль
Темы месяца:
1 неделя Спортивные сооружения «Стадион».
2 неделя «Футбольное поле».
3 неделя «Конструируем вместе с папой» (к 23 февраля).
4 неделя «Зимние горки».
Март
Темы месяца:
1 неделя Парк развлечений «Солнышко».
2 неделя Парк развлечений «Автодром».
3 неделя Парк развлечений «Качели».
4 неделя Выставка детских работ «Подарок маме» (к женскому дню).
Апрель
Темы месяца:
1 неделя «Железные дороги»
2 неделя Путешествие по железной дороге «Наш поезд»
3 неделя Сказочные герои
4 неделя Сказочные герои
Май
Итоговый мониторинг по развитию логического, пространственного, творческого мышления, навыков конструирования в процессе
освоения детьми старшего дошкольного возраста Лего – конструирования
3. Обеспечение программы
3.1. Условия для реализации программы
Создание условий для развития познавательно -исследовательской
деятельности детей в процессе лего -конструирования.
Мультимедийный проектор с экраном -1
Музыкальный центр - 1
Ноутбук -1
Ресурсный набор LEGO WeDo.
Базовый набор LEGO WeDo.
Набор «Первые механизмы»,
"Большая ферма" DUPLO.
Набор "Дикие животные" DUPLO и другие.
Оборудованная комната (кабинет) для занятий.
Выставочные игровые комплекты Лего -конструкторов.
Педагог (воспитатель)
3.2. Методы и приемы, используемые на занятиях
Словесные : беседа, обсуждение, рассказ,
Наглядные: демонстрация, показ,
Практические: самостоятельная работа, работа в парах, коллективная работа.
4. Формы аттестации и оценочные материалы
В течение занятий ведется наблюдение за действиями каждого ребенка, за проявлением индивидуальных особенностей, творческих способностей и коммуникативных навыков.
В результате прохождения занятий по данной программе можно сделать вероятностный вывод о:
-развитии аналитических способностей,
-наличии способностей к конструированию и моделированию, к реализации собственных идей.
4. Информационные источники
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием
конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2
2. Венгер, Л. А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст) : учеб. пособие / П. А. Венгер. - М. : Академия, 2009.
3. Волкова С. И. Конструирование. – М. : Просвещение, 1989.
4. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М. : Гардарики,2008.
5. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерно- игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011
6. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
7. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007.
8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М. : Сфера, 2014. –9. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
10. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М. : Академия, 2008.
11. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М. :Сфера, 2011.