Сафия Литвинова
Программа кружка социально — педагогической направленности «Шахматы» для 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность, отличительные особенности программы.
Публикация «Программа кружка социально — педагогической направленности „Шахматы“ для 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы – увлекательная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. Б. Франклин писал, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.
В свою очередь, в Концепции развития математического образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) указывается на необходимость развития логико-математических и коммуникативных способностей детей и использования логических и стратегических игр в работе с дошкольниками.
Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их результаты по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Шахматы в дошкольном возрасте положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
В исследованиях Л. Береславского было отмечено, что шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций.
Адресат программы.
Данная программа предназначена воспитателям и родителям для работы с детьми старшего дошкольного возраста. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игры.
Объем и срок освоения программы.
Программа реализуется в течение 9 месяцев: с сентября по май месяц и максимальная учебная нагрузка составляет 32 часа.
Форма обучения.
Очная (Закон №273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2)
Количество детей: 6 человек. Состав детей формируется с учётом их желания и удовлетворения образовательных потребностей, а также запросов родителей воспитанников.
Особенности организации образовательного процесса.
Реализация программы осуществляется в организации образовательного процесса, включающего: совместную деятельность взрослого и детей.
Начальный курс по обучению игре в шахматы подразумевает специально организованную игровую деятельность. После каждого занятия пройденный материал повторяется и закрепляется практической игрой до тех пор, пока ребята не усвоят его. Только тогда можно приступать к изучению нового. Зачетные периоды предусматривают отслеживание уровня усвоения теоретических знаний и практических умений, в результате чего корректируется индивидуальная работа. В конце года желательно провести турнир и шахматную викторину.
Режим занятий.
Совместная игровая деятельность проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 30 мин., в соответствии с рекомендациями СанПиН № 41 от 04.07.2014г.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для освоения игры в шахматы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать овладению игрой в шахматы : освоению правил игры, элементарных тактических приемов, развивать умение планировать результаты игры.
2. Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
3. Стимулировать социально-личностное развитие ребенка; развивать начальные формы волевого управления поведением, способность к самостоятельному принятию решений.
1.3 Содержание программы
Учебный план
Раздел 1 Шахматная доска/4
1. Тема. Шахматная доска/1
2. Тема. Практическое занятие /2
3. Тема. Элементы шахматной доски /1
Раздел 2 Шахматные фигуры /11
4. Тема. Шахматные фигуры/1
5. Тема. Пешка/2
6. Тема. Ладья/1
7. Тема. Слон/1
8. Тема. Ферзь/1
9. Тема. Конь/2
10. Тема. Король/2
11. Тема. Начальное положение всех фигур/1
Раздел 3 Шахматные позиции /17
12. Тема. Повторение/1
13. Тема. Шах/2
14. Тема. Мат/2
15. Тема. Ничья/1
16. Тема. Шахматная партия/1
17. Тема. Рокировка/2
18. Тема. Первые ходы/1
19. Тема. Практические навыки/2
20. Тема. Игра в парах/2
21. Тема. Мониторинг/1
22. Тема. Шахматный турнир/2
Всего/32
Учебный план охватывает три блока: шахматная доска, шахматные фигуры, шахматные позиции. Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.
На первом этапе знакомимся с шахматной доской : черные и белые поля, вертикаль, горизонталь, диагональ их обозначения.
На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.
На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру - играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.
Основой организации работы с детьми в обучении является система дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов обучающего процесса;
- Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Содержание учебного плана.
1. Тема : «Шахматная доска.»
Программные задачи : Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Методические приё мы: Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»
Беседа по содержанию сказки.
2. Тема: «Практическое занятие: черчение доски»
Программные задачи : Продолжить знакомить детей с шахматным королевством,
При черчении шахматной доски отметить соблюдение чередование белых и черных полей
Методические приё мы: Показ, беседа.
Чтение сказки «В стране шахматных чудес». В. Г. Гришин
Практическая часть: раскрасить черные поля.
3. Тема: «Практическое занятие: проспекты, улицы, переулки шахматной доски»
Программные задачи : Продолжать работу на доске – обозначать вертикали буквами, горизонтали –цифрами, диагонали – буквой и цифрой.
Методические приё мы: Чтение сказки «В стране шахматных чудес»
Практическая часть: подписывать горизонтали и диагонали.
4. Тема: «Элементы шахматной доски»
Программные задачи : Закрепить знания детей, полученные на предыдущих занятиях. Подвести итоги
Методические приё мы : Д/и «Назови адрес», «Иди по адресу».
Д/и «Составь доску» (по горизонтали и диагонали)
5. Тема «Шахматные фигуры»
Программные задачи : Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания
Методические приё мы : Чтение сказки «Чудесные фигуры» Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?"
6. Тема: «Пешка «Ни шагу назад!».
Программные задачи : Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Методические приё мы : Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка"
Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин" Д/и «Волшебный мешочек»
7. Тема: «Пешка»
Программные задачи :Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.
Методические приё мы : Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля"
Практическое занятие:
8. Тема : «Ладья.»
Программные задачи : Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание.
Методические приё мы : Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
9. Тема: «Слон».
Программные задачи : Закрепить представления о шахматной фигуре «слон». Отрабатывать практические навыки.
Методические приё мы : Отгадывание загадки о слоне
Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
10. Тема : «Ферзь».
Программные задачи - Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура»
Методические приё мы : Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые»
"Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя, "Ограничение подвижности". Практическое занятие.
11. Тема: «Конь.»
Программные задачи : Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию
Рассказать и показать сложность ходов коня. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Методические приё мы : Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Практическое занятие:
12. Тема: «Конь»
Программные задачи : Продолжать знакомить детей с фигурой «конь». Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.
Методические приё мы : Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" Практическое занятие
13. Тема: «Король»
Программные задачи : Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.
Методические приё мы : Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Практическое занятие
14. Тема: «Король»
Программные задачи : Продолжать знакомить детей с фигурой «короля». Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.
Методические приё мы : Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля"
15. Тема: «Начальное положение фигур на доске»
Программные задачи : Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет".
Методические приё мы : Показ, объяснение.
Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч", «Эстафета» (правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля, на которых они ставятся
16. Тема: «Повторение»
Программные задачи : Закрепить знания детей, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. Подвести итоги
Методические приё мы : Д / / и: «Чудесный мешочек», «Угадай кого не стало?», «Собери фигуру» - пазлы.
Д/ и с доской: «Назови адрес», «Поставь фигуру»
17. Тема: «Шах»
Программные задачи : Формировать представление о позиции «шах». Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.
Методические приё мы : Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха"
18. Тема: «Шах и мат»
Программные задачи : Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар).
Методические приё мы : Практические упражнения.
19. Тема: «Мат»
Программные задачи : Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций.
Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна"
Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".
20. Тема: «Мат белыми в один ход»
Программные задачи : Учить элементарным основам шахматной игры.
Методические приё мы : Загадки из тетрадки. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.
21. Тема: «Ничья»
Программные задачи : Формировать представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата.
Методические приё мы : Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат»
Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы
Практическое занятие
22 . Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи : Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
Методические приё мы : Демонстрация коротких партий Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.
23. Тема: «Рокировка»
Программные задачи : Учить правильно выполнить рокировку, соблюдая все условия.
Методические приё мы : «Загадки из тетрадки». «Куда идёт король?» - чтение сказки И. Сухина.
Практическое занятие
24. Тема: «Рокировка»
Программные задачи : Отрабатывать практические навыки.
Методические приё мы : «Загадки из тетрадки». «Куда идёт король?» - чтение сказки И. Сухина.
Практическое занятие
25. Тема: «Первые ходы»
Программные задачи : Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая, что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле.
Игры в парах.
26. Тема: «Практические навыки: лучший ход белых»
. Программные задачи : Учить элементарным основам шахматной игры, рассчитывать варианты в уме.
Методические приё мы : Загадки из тетрадки. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.
27. Тема: «Практические навыки: лучший ход чёрных»
Программные задачи : Учить элементарным основам шахматной игры, рассчитывать варианты в уме.
Методические приё мы : агадки из тетрадки. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.
28. Тема: «Игра в парах»
Программные задачи : Закреплять знания детей, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать правильные ходы, умение видеть свои позиции и позиции соперника.
Методические приё мы : Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).
29. Тема: «Игра в парах»
Программные задачи : Продолжать закреплять знания детей, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать правильные ходы, умение видеть свои позиции и позиции соперника.
Методические приё мы : Разыгрывание шахматной партии от начала до конца с соблюдением всех правил.
30. Тема: «Игра в парах»
Продолжать закреплять знания детей, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать правильные ходы умение видеть свои позиции и позиции соперника.
Методические приё мы : Разыгрывание шахматной партии от начала до конца с соблюдением всех правил.
31. Тема: «Мониторинг».
Программные задачи : Овладение элементарными основами шахматной игры.
Воспитание морально – волевых качеств ребят.
Методические приё мы : Решение шахматных задач и упражнений. Подведение итогов.
32. Тема: «Внутригрупповой шахматный турнир.»
Программные задачи : Игра всеми фигурами.
Овладение элементарными основами шахматной игры.
Воспитание морально – волевых качеств ребят.
Методические приё мы : Игра. Награждение победителей и участников
1.4. Планируемые результаты.
К концу обучения дети могут:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на плоскости; - правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- различать и называть шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король);
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- владеть основными шахматными терминами (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, фланги, партнеры, начальное положение, ход, рокировка, взятие, шах, мат, пат, ничья);
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил;
- иметь представление о некоторых тактических приемах;
- правильно делать рокировку;
- провести пешку на поле превращения;
- знать сравнительную ценность фигур;
- читать и записывать шахматную нотацию (до 10 - 15 ходов);
- видеть тактические удары;
- рассчитывать варианты в уме;
- планировать свои действия, видеть свои позиции и позиции соперника.
2.2 Условия реализации программы.
Для реализации программы шахматного кружка необходимы :
- столы и стулья;
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- демонстрационные настенные магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
-комплекты настольных шахмат;
-шахматные часы;
-обучающие видео уроки по шахматам;
-уголок «Шахматы» в подготовительных группах.
2. 3 Формы аттестации:
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Форма отслеживания.
-журнал посещаемости;
-индивидуальные карты.
Форма предъявления.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются наблюдения, организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
2. 4 Оценочные материалы:
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по игре в шахматы отслеживаются в листе оценивания профиль развития умений и навыков.
Основным диагностическим методом является наблюдение за тем, как ребёнок ведёт себя в процессе игры, как относится к партнеру, что делает в конкретных ситуациях. Чаще всего именно в игре ребёнок проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других детей и для него самого.
Педагог фиксирует уровень решения поставленных задач для каждого ребёнка по всем показателям. Для выявления динамики освоения игры воспитанниками, разработаны критерии, приведённые в индивидуальных картах «Профиль развития умений и навыков игры в шахматы. По результатам наблюдения делаются выводы о сформированности умений и навыков детей, которые фиксируются в профиле. Результаты наблюдений определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания.
Динамика развития детей
Оптимальный уровень: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. У ребенка развито логическое мышление.
Достаточный уровень: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Не всегда правильно записывает шахматные партии.
Допустимый уровень: ребенок не всегда правильно находит поля, вертикали и диагонали. Затрудняется в различении и назывании шахматных фигур. С помощью взрослого осуществляет ходы шахматных фигур.
Профиль развития умений и навыков игры в шахматы (критерии оценки)
• Знает шахматные термины : поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
• Знает название шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• Знает сравнительную ценность фигур
• Знает условия рокировки
• Знает правила хода, взятие каждой фигурой
• Знает элементарные правила игры
• Умеет ориентироваться на шахматной доски
• Умеет правильно располагать доску между партнерами
• Умеет решать простые шахматные задачи
• Умеет разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил;
• Умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил
• Умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
• Умеет правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение
• Умеет решать простые шахматные задачи
• Умеет рассчитывать варианты в уме
• Умеет планировать свои действия
• Умеет правильно выполнять рокировку
К концу первого этапа дети:
-сочиняют сказки о шахматном королевстве;
-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;
-пересказывают друзьям сказки и легенды;
-знают фигуры;
-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;
-самостоятельно играют, соблюдая правила.
На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.
Таким образом, дети сами приходят к сути игры. Даю понять, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (своих 16, противника-16, ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника. В ходе игры показываю приемы, продолжаю давать термины. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы - обычно, развязывается неплохая дискуссия.
Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться - это, по договоренности, задача родителей.
К концу II этапа дети:
-знают ходы фигур;
-пользуются основными терминами;
-пытаются играть друг с другом;
-подсказывают и исправляют ошибки друзей.
На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру - играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.
К концу III этапа:
-самостоятельно играют со сверстниками, со взрослыми;
-радуются своим успехам, делятся опытом со сверстниками.
К концу проекта сами запоминают свои ходы и ходы противника, строят алгоритм своей игры, логические цепочки,
у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание,
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и темой изучаемого материала.
Методы проведения занятий:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; на интерактивной доске;
- практический: дидактические игры, упражнения, игра в шахматы, решение шахматных задач, комбинаций, этюдов, соревнования, работа над ошибками.