Елена Кортункова
Программа кружка русской народной куклы «Василиса» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В наше современное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? какими методами воспитывать нравственность? А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством. Это позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству. общественного воспитания Примером такого взаимодействия семейного и в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Публикация «Программа кружка русской народной куклы „Василиса“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Народная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов (дерево,ткани) обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея народной куклы расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
В нашем детском саду "Золотое зернышко"мы активно используем народное творчество в образовательном процессе. этим самым мы приближаем детей к патриотизму,ведь,делая своими руками куклы,они погружаются в атмосферу Руси.
Содержание программы.
Раздел I. Русская народная кукла.
Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.
Целевые ориентиры:
- знать, когда появились куклы;
- кто и для чего создаёт куклы;
- из чего делают традиционную народную куклу;
- осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.
Раздел II. Обереговые куклы.
Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.
Тема 1. Кувадка.
Тема 2. Куклы-пеленашки.
Тема 3. Кукла – закрутка.
Тема 4. Ангел.
Тема 5. Кубышка-травница.
Тема 6. «Обережье» (итоговое игровое занятие).
Целевые ориентиры:
- знать назначение обереговых кукол;
- развивать навык работы с тканью;
- уважать традиции русского народа;
- уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.
Раздел III. Обрядовые куклы.
Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.
Тема 1. Зернушка (крупеничка).
Тема 2. Отдарок- на- подарок.
Тема 3. Неразлучники.
Тема 4. Кукла-десятиручка.
Тема 5. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).
Целевые ориентиры:
- знать назначение обрядовых кукол;
- развивать навык работы с иглой;
- понимать логические связи между куклами и обычаями;
- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.
Раздел IV. Игровые куклы.
Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.
Тема 1. Кукла-кормилка.
Тема 2. Кукла-капустка.
Тема 3. Зольная кукла.
Тема 4. Мастер-класс от «Василинок».
Целевые ориентиры:
- знать историю игровой куклы;
- уметь создавать художественный образ в народных традициях;
- уметь работать по замыслу.
Тематический план
Наименование разделов и тем Количество
занятий Срок
Раздел I. Русская народная кукла.
2
Тема 1. Что мы знаем о куклах? 1 Октябрь
Тема 2. История тряпичной куклы. 1 Октябрь
Раздел II. Обереговые куклы
8
Тема 1. Кукла-кувадка. 1 Октябрь
Тема 2. Куклы-пеленашки. 1 Октябрь
Тема 3. Кукла-закрутка. 2 Ноябрь
Тема 4. Ангел. 1 Ноябрь
Тема 5. Кубышка-травница. 2 Ноябрь-декабрь
Тема 6. «Обережье». 1 Декабрь
Раздел III. Обрядовые куклы
9
Тема 1. Зернушка (Крупеничка). 2 Декабрь-январь
Тема 2. Отдарок-на-подарок. 2 Январь
Тема 3. Неразлучники. 2 Февраль
Тема 4. Кукла-десятиручка. 2 Февраль
Тема 5. «Рукодельницы». 1 Март
Раздел IV. Игровые куклы.
7
Тема 1. Кукла-кормилка. 2 Март
Тема 2. Кукла-капустка. 2 Март-апрель
Тема 3. Зольная кукла. 2 Апрель
Тема 4. Мастер-класс от «Василисы». 1 Апрель
Всего:
26
Требования к уровню подготовки воспитанников
Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате посещения кружка русской народной куклы «Василиса» :
Воспитанник
должен Базовый компонент Компонент ДОУ Национально-региональный компонент
1 2 3 4
Знать Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции. Знать о месте русской народной куклы в истории и культуре. Знать некоторые фольклорные произведения Оренбуржья.
Уметь Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала. Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат. Находить логические связи между образом и традицией.
Список средств обучения
1. Технические средства обучения - магнитофон, DVD, теле- и видеоаппаратура.
2. Учебно-наглядные пособия - схемы, модели.
3. Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы.