Наталья Нохрина
Программа кружка по шахматам «Белая ладья» на 2018–2019 учебный год в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
по шахматам «Белая ладья»
на 2018-2019 учебный год.
Разработчик программы :
воспитатель Нохрина Н. А.
Ростовская область
ст. Егорлыкская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.
Публикация «Программа кружка по шахматам „Белая ладья“ на 2018–2019 учебный год в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
«Социально-коммуникативное», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
«Речевое», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
У детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.
«Художественно-эстетическое развитие», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет. В состав группы входит 12 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Группа сформирована по желанию детей и по рекомендации родителей и воспитателей.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.
В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является новизной в педагогическом процессе.
Методологические положения носят неоднозначный характер. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Цель: знакомить с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.
Задачи:
Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;
Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахмат-ных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Программа кружка направлена на : создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка; интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; укрепление психического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Оборудование: дидактические игры для обучения игре в шахматы; наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); настольные шахматы; шахматные часы;
обучающие видеоуроки по шахматам;
Планируемые результаты освоения программы :
Воспитанники должны: иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней; различать и называть шахматные фигуры;
правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение; иметь представление об элементарных правилах игры; иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах; владеть основными шахматными терминами;
правильно применять элементарные правила игры
Формы работы с детьми:
Занятия в кружке.
Чтение литературы.
Игровые тренинги.
Просмотр видеофильмов.
Определены следующие задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- буклеты;
-стенгазеты;
- родительские собрания;
- организация совместной деятельности;
- анкетирование.
Организация образовательного процесса:
• Обучение проводится с группой воспитанников. Возраст детей 6-7 лет.
• Сроки реализации программы – 1 год.
• Количество детей в группе –12 человек.
• Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
• Количество часов в месяц 4 ч, в год -33
• Форма организации занятий: доп. занятие во 2-ой половине дня, КВН, досуги, викторины, практические занятия.
• Форма подведения итогов:
1. Досуги, викторины, КВН.
2. Выставки детских работ.
3. Создание стенгазет.
Перспективный план работы шахматного кружка «Белая ладья»
на 2018-2019 учебный год.
Месяц Тема совместной деятельности Задачи Работа с родителями
Сентябрь 1. Презентация «Легенда о возник-новении шахмат». Познакомить детей с историей возник-новения шахмат.
2. «Шахматная доска».
Чтение дидактической сказки "Котята-хвастунишки". Познакомить с шахматной доской. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном возрасте».
3. «Шахматная доска». Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль". Знакомить детей с горизонтальными ве-ртикальными линиями.
Октябрь 1. «Шахматная доска».
Чтение дидактической сказки из книги И. Г. Сухина "Приключения в Шахматной стране". Продолжить знакомство с шахматной доской.
2. «Шахматные фигуры».
Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая", Знакомить детей с шахматными фигура-ми.
3. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Продолжать знакомить детей с правила-ми игры в шахматы.
4. «Начальное положение».
Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч". Познакомить детей с расстановкой фи-гур перед шахматной партией.
Ноябрь 1. Загадки о шахматах Закреплять ранее изученный материал. Буклеты: «Учимся, играя».
2. «Шахматный чудокуб».
Подвижная игра
Повторение знание фигур, их место на шахматном поле; вызвать интерес к игре.
3. Кентлер – «Шахматный букварь-раскраска». Продолжать формировать знания о том, как ходят фигуры.
4. Чтение и разучивание стихов о шахматах. Продолжать прививать интерес к шахматам. Анкетирование родителей юных шахма-тистов.
Декабрь 1. Лепка: «Вылепи какую хочешь шахматную фигуру». Развивать творческие способности.
2. Д/и «Сложи фигуру»
Развитие смекалки, логического мышления.
3. Создание стенгазеты: «Шахматный турнир». Продолжать формировать у детей навы-ки игры в шахматы.
4. «Шахматное лото»
Дидактическая игра
Повторить шахматные фигуры; развивать внимание и вызвать интерес к игре.
Январь 1. «Морской бой»
Дидактическая игра Научить, быстрей отыскивать любое шахматное поле.
2. Развлечение «В стране шахматных чудес» Вызвать у детей интерес к игре в шах-маты, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;
- учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить с названиями шахматных фигур;
- развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.
Памятка для родителей. «Мастер – класс по шахматам».
3. «Загадки».
Закреплять знания детей о правилах игры в шахматы.
Февраль 1. Создание папки о шахматах. Предоставить детям поучительный материал о шахматах.
2. Рисование шахматных фигур.
Закреплять знания детей о том, как выглядят шахматные фигуры. Развивать творческие способности.
3. «Шахматный кубик». На гранях кубика наклеены шахматные фигуры, дети бросают кубик по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпала на верхней грани кубика. Продолжать формировать у детей знания шахматных фигур.
4. Аппликация: «Чёрно-белые фигуры».
Вызвать желание изготавливать карточ-ки с изображением шахматных фигур, для использования их в настольных играх.
Март 1. Развлечение «В шахматном королевстве» Закрепить и систематизировать знания детей о шахматах.
2. Д/и «Волшебный мешочек». Закреплять умение угадывать фигуры на ощупь.
3. «Шахматный колобок». Дидактическая игра-инсценировка сказки «Колобок» : «дед» – король, «баба» – ферзь, «заяц» – пешка, «лиса» – конь, «волк» – слон, «медведь» – ладья, а колобок – шарик или клубок. Закреплять знания об игре в шахматы.
4. Д/и «Что общего?». Взять две любые шахматные фигуры и спросить у ребенка: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой). Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах.
Апрель 1. Чтение «Cказка о шахматах». Вызвать интерес к игре в шахматы.
2. Д/и «Прятки». Спрятать в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае есть риск остаться с неполным комплектом шахматных фигур. Закреплять знания об игре в шахматы. Консультация: «Зачем учить ребенка играть в шашки и шахматы».
3. Раскрашивание картинок по шахматной тематике. Закреплять ранее полученный материал.
4. Участие в конкурсе рисунков по игре в шахматы. Через изобразительную деятельность, закреплять уже изученные правила игры в шахматы.
Май 1. Живые шахматы
Подвижная игра
Повторить шахматные фигуры и их пер-воначальную расстановку; вызвать ин-терес к игре.
2. Просмотр мультимедийных презентаций об игре в шахматы. Обобщать знания детей по безопасному поведению в транспорте.
3. Шахматный КВН «Путешествие в Шахматное королевство». Обобщить, полученные знания детей на шахматном кружке «Белая ладья» в процессе игровой практики с шахмат-ными фигурами и шахматной доской.