наталья надежкина
Программа кружка по пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по пластилинографиии
«Пластилиновое чудо»
Для детей среднего дошкольного возраста.
Составила воспитатель Чистопрудненского Д/с "Сказка" Надежкина Н. И.
Актуальность
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок “ Пластилиновое чудо”- основной идей которой является рисования картин в технике пластилинография.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, семечки)
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Сроки реализации
Программа «Пластилиновое чудо» предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста и рассчитана на 2 года обучения.
Обучение проводится с подгруппой детей (10человек)
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в месяц.
Продолжительность занятия 20минут в средней группе и 25 минут в старшей.
Занятия проходят как фронтально, так и коллективно в вечернее время.
Формы работы:
• индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою работу);
• групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
• коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
• с родителями (открытое занятие)
Методы и приёмы реализации программы
Методы:
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Приёмы рисования пластилином :
- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
- процарапывание по пластилину;
- вырезание отдельных картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Предполагаемые результаты работы:
• У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• Мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Материал:
1. Плотный цветной картон
2. Цветной пластилин
3. Доска для лепки, стека
4. Салфетка для рук
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.
Годовое тематическое планирование занятий.
Средняя группа
№ Тема занятия Задачи
Сентябрь
1.
«Воздушные шары»
Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать эстетическое и образное восприятие.
2.
«Бусы для Люси» Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
Закреплять знания о цвете.
Развивать чувство ритма.
Октябрь
3.
«Созрели яблочки в саду» Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
Закреплять с детьми знания о красном цвете.
Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.
4.
«Веточка рябины» Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.
Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.
Закреплять с детьми знания о красном цвете.
Развивать мелкую моторику.
Ноябрь
5.
«Зонтик» 1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
4. Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
6.
«Ёжик» Закреплять знания детьми овальной формы, приё мов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность в работе.
Декабрь
7. «Снежинка»
1. Продолжать обучать детей скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. Воспитывать аккуратность.
8.
«Снеговик»
Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
Январь
9.
«Украсим ёлочку новогодними игрушками». Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Развивать аккуратность в работе с пластилином.
Закрепить знания о цветах.
10.
«Ёлочка, ёлка колкая иголка» Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.
Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.
Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.
Февраль
11.
«Украсим торт»
1. Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.
2. Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
3. Вызывать радость от проделанной работы.
4. Развивать согласованность в работе обеих рук
5. Воспитывать аккуратность.
12.
«Кораблик для папы»
1. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины;
2. Развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику;
3. Воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.
Март
13.
«Веточка мимозы в подарок маме»
1. Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
2. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
3. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
14. «Украсим платье Кате»
Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
4.
Апрель
15. «Самолёт летит» 1. Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
2. Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
3. Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами, используя знакомые приё мы работы: раскатывание, сплющивание.
4. Закрепить знания о голубом и синем цветах
16. «Разноцветный светофорчик».
1. Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
2. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
3. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
4. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
Май
17. «На лугу» насекомые
Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.
Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.
Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.
Воспитывать интерес к живой природе.
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.
18. «Цветик-семицветик» Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
Закреплять умение использовать в работе знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.
Закреплять знания об основных цветах спектра.
1.
Литература:
1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М. : Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1997.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М. : Аст; СПб: Сова, 2006.
6.«Пластилинография для малышей» Г. Н. Давыдова