рпавпыпывк
Программа кружка по краеведению в старшей группе «Земля Саратовская»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по краеведению в старшей группе «Земля Саратовская»
Пояснительная записка.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связаны с изучением механизмов социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.
Публикация «Программа кружка по краеведению в старшей группе „Земля Саратовская“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Саратовская область, Саратов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.
Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность её становления зависит от того, насколько ограничено будет оказано помощь ребенку в процессе «примерки» постоянно расширяющего мира к его небольшому жизненному опыту и считаем, что, способствуя формирования личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимаем определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, мы тем самым поможем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.
Именно актуальность данной проблемы продиктовала нам необходимость разработки авторского плана работы «Северный колорит», в которой сделана попытка систематизировать работу по данному направлению и направить свои действия на достижение устойчивых положительных результатов в работе с детьми, сотрудниками и родителями.
Всего в течении года пройдет 30 занятий по 30 минут. Занятия распределены по блочно на два месяца - 7-8 занятий. К этим же занятиям будут проведены добавочно 3- 4 практических занятия.
Предполагаемый результат: расширить знания детей о родном крае, истории развития города, округа, привить бережное отношение к природе и животным.
Актуальность:
Совершенствование воспитательно-образовательной работы детского сада (за счет тесного взаимодействия с ближним природным и социальным окружением и средств краеведческой деятельности, основанная на развитии сотрудничества ребенка со взрослым, нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир, предполагает формирование основ патриотизма.
Новизна.
Работа по краеведению заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. И людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Региональный компонент содержания и объем воспитательно-образовательной работы по формированию у детей представлений о родном крае могут и должны обогащаться за счет материалов и информации о природно-климатических, исторических, географических и социально-демографических особенностях, характерных и типичных для нашего региона, к тому же доступных непосредственному восприятию детьми дошкольного возраста.
Цель:
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.
Задачи:
1. Формировать интерес к истории родного края, его культуре и природе.
2. Расширить представления о людях населяющих район Саратовской области (профессии, многонациональность и т. д.)
3. Развивать проектную и исследовательскую деятельность, умение ориентироваться в предметах материальной культуры, истории, экологии.
4. Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, город, осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Октябрь - Ноябрь
«Любимый город – Саратов»
1. Истоки города
- Беседа о Саратове
- Чтение «СКАЗКА О ТРЕХ ОСЕТРАХ И ТРЕХ СТЕРЛЯДКАХ», обсуждение;
- Д/и «Города»
2. Улицы города
-. Рассматривание фото с улицами города;
-. Самые длинные и короткая улицы города
-. Д/и «Повтори и запомни»
-. Д/з «Проговорить дома с родителями домашний адрес»
3. Мой адрес
-. Назови улицы города
-. Мой дом. адрес.
-. По каким улицам города идем или едем в д/с?
Д/з «Нарисовать путь от дома до д/с»
4. Символика города
-. Рассматривание Гербов: города и России;
-. Составление герба Саратова (из готовых деталей) ;
-. Чтение «СКАЗКА О ТРЕХ ОСЕТРАХ И ТРЕХ СТЕРЛЯДКАХ»
5. Достопримечательности города
-. Администрация: мэр города их функции;
-. Дом культуры;
-. Семь лиственниц.
-. Деревня (фото)
-. Площадь победы
-. Д/ з Спросить родителей: люди каких национальностей живут в городе.
6. Многонациональный Саратов
-. Закрепить национальности населяющие город.
-. Куклы в национальных одеждах – рассматривание.
7. Культура и спорт Саратова
-. Знакомство с культурными центрами ДШИ, ДК, Спортивная школа, ЦТТ, ЦДТ
Январь Декабрь
«В Саратовском краю мы живем»
8. Саратовский край – часть России
1. Работа с картой мира и Саратовской области
-. Заучивание стихотворения
-. Повторение названий городов и поселков
9. Города Саратовской области
-. Повторить названия городов
-. Чтение стихотворений
10. Достопримечательности области
11. Реки области
12. Символика региона
-. Герб и флаг Саратова
-. Гимн Саратова, чтение, беседа
13. Многонациональный регион
- Коренные народы области
-. Чтение литературы о каждой национальности
-. Рассматривание фотографий с национальной одеждой.
-. Промысел коренных народов
14. Музей под открытым небом
- Чтение сказки О СОКОЛОВОЙ ГОРЕ. Обсуждение
-. Рассматривание фотографий
Февраль Март
Наша природа
Животные
15. Осенью
-. Рассматривание фотографий, беседа;
-. Приметы осени
16. Зимой
-. Рассматривание фотографий, беседа;
-. Приметы зимы
17. Весной
-. Рассматривание фотографий, беседа;
-. Приметы весны
18. Летом
-. Рассматривание фотографий, беседа;
-. Приметы лета
19. Деревья, кустарники
-. Закреплять названия деревьев, кустарников.
-. Рисование
-. Работа с гербарием
20. Цветы
-. Название цветов, растущих в степи
-. Лечебные свойства цветов и трав
-. Бережное отношение к растениям
21. Грибы
-. Названия некоторых грибов
-. Съедобные, несъедобные
-. Заучивание стихотворений
22. Ягоды
-. Рассматривание фотографий с ягодами
-. Полезные свойства ягод
-. Заучивание стихотворений
Апрель Май
Животные
23. Домашние животные
1. Закрепление знаний животных живущих в нашем районе
2. Польза и опасности от животных
3. Рисунки, лепка
4. Чтение литературы
24. Дикие животные
1. Закрепление знаний о животных
2. Польза и опасности от животных
3. Рисунки, лепка
4. Чтение литературы
25. Птицы
-. Знания о птицах
-. Рассматривание чучела куропатки
-. Рисование
-. Чтение литературы
26. Перелетные птицы
-. Знания о птицах
-. Рассматривание чучела вороны
-. Рисование
-. Чтение литературы
27. Насекомые
-. Знания о насекомых
-. Д/и «Летают - не летают»
-. Рассматривание иллюстраций
28. Повторение изученного материала за год
-. Беседы по фотографиям
-. Повторение песен, стихов
-. Д/и по желанию детей
29. Диагностика Результаты работы за год