Юлия Анатольевна Гудожникова
Программа кружковой деятельности для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы изобретатели»
(срок реализации 3 учебных года)
Разработала:
Гудожникова Юлия Анатольевна,
воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида»
город Саранск
2
Содержание
Целевой раздел Стр
Паспорт рабочей программы 3
Пояснительная записка 6
Актуальность программы 7
Новизна программы 7
Публикация «Программа кружковой деятельности для детей 4–6 лет» размещена в разделах
Практическая значимость программы 8
Нормативно - правовые документы 10
Содержательный раздел
Алгоритм организации детского экспериментирования 11
Роль педагога во время проведения занятия 11
Примерный алгоритм проведения занятия 12
Этапы реализации программы 12
Форма и режим занятий 12
Учебно-тематический план
4-5 лет (средняя группа)
13
Учебно-тематический план
5-6 лет (старшая группа)
15
Учебно-тематический план
6-7лет (подготовительная к школе группа)
16
Календарный план 4-5 лет (средняя группа) 18
Календарный план 5-6 лет (старшая группа) 29
Календарный план 6-7лет (подготовительная к школе группа) 36
Список литературы 41
Рецензия на программу 42
Плагиат 44
3
Паспорт рабочей программы дополнительного образования по обучению
экспериментирования для детей дошкольного возраста
«Мы изобретатели»
Наименование
программы
«Мы изобретатели»
Направленность
программы
Социально-педагогическая
Ф. И. О. педагога,
реализующего
дополнительную
общеобразовательную
программу
Гудожникова Юлия Анатольевна
Год разработки 2021-2022 учебный год, дополненная и
переработанная 2022 году.
Когда и кем утверждена
дополнительная
общеобразовательная
программа
Утверждена, заведующей МДОУ «Детский сад
№ 20 комбинированного вида», принята на
педагогическом совете № 1, протокол № 1 от
01.09.2022 года, приказ № 353.
Информация о наличии
рецензии
Рецензент Сорокина Татьяна Николаевна,
кандидат педагогических наук, зам. декана по
воспитательной работе факультета СПО ФГБОУ
ВО «МГПУ им. М. Е. Евсевьева». Заверено:
Ученый секретарь. Ученого совета Приходченко
Т. Н.
Цель Цель работы: формирование и развитие
познавательной активности и исследовательских
умений детей дошкольного возраста в ходе
экспериментальной деятельности.
Задачи Задачи:
Образовательная: формировать знания детей о
свойствах и качествах объектов неживой
природы, таких как солнце, почва, вода, воздух,
песок, глина, камни, магнит.
Развивающая: развивать умения и навыки
проведения элементарных опытов с предметами
неживой природы. Развивать речь детей, умение
логически рассуждать, строить гипотезы, делать
выводы. Развивать наблюдательность.
Воспитательная: воспитывать интерес детей к
экспериментальной деятельности. Воспитывать
такие качества как, желание помочь другим,
умение договариваться друг с другом для
решения общих задач. Воспитание
4
экологической культуры детей любить
оберегать и ценить окружающую нас природу
родной земли.
Основное содержание На сегодняшний день особую популярность
приобретает детское экспериментирование.
Главное его достоинство в том, что оно дает
ребенку реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о
его взаимоотношениях с другими объектами и
со средой обитания. Эксперименты
положительно влияют на эмоциональную сферу
ребенка, на развитие творческих способностей,
на формирование трудовых навыков и
укрепление здоровья за счет повышения общего
уровня двигательной активности. В процессе
эксперимента идет обогащение памяти ребенка,
активизируются его мыслительные процессы,
так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза,
сравнения и классификации, обобщения.
Ожидаемые результаты
освоения программы
В результате освоения содержания программы
предполагается формирование у воспитанников
устойчивых естественнонаучных знаний и
представлений, формирование
исследовательских умений, а также
самостоятельности в процессе
экспериментальной деятельности, применении
знаний на практике.
Сроки реализации
программы
Три учебных года
Количество часов в
неделю/год
Дети средней группы (4-5 лет) 2 часа в неделю/
1 час в неделю дети (5-7 лет)
Возраст обучающихся Дети средней группы (4-5 лет); дети старшей
группы (5-6 лет); дети подготовительной к
школе группе (6-7 лет).
Формы занятий фронтальные; групповые; индивидуальные.
Методическое
обеспечение
1. Комплексная образовательная программа
дошкольного образования «Детство» / Т. И.
Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
– Санкт-Петербург. : ООО Издательство
«Детство Пресс», 2019. –352 с.
2. Волосовец Т. В. Парциальная образовательная
программа дошкольного образования «От
Фребеля до робота: растим будущих
5
инженеров»/ Волосовец Т. В., Карпова Ю. В,
Тимофеева Т. В. : учебное пособие. 2-е изд., испр.
и доп. / Самара: Вектор, 2018. – 79 с.
3. Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Опыты и
эксперименты для дошкольников. От 3 до 7 лет. /
Рахманова Н. П., Дыбина О. В., Щетинина В. В. /
Москва: Сфера, 2019. – 192С.
Материально
техническое
обеспечение
Оборудование:
– комплект столов и стульев для
дошкольников;
– доска;
– стол для педагога;
– комплекты аудиозаписей;
– компьютер;
– мяч;
– объемные игрушки;
– цветные карандаши, вертушки, зеркало,
песок, колбы, пробирки.
Экранно-звуковые пособия:
–CD-диски;
– мультимедийные презентации.
6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая
активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание
окружающего мира : рвёт бумагу и смотрит, что получиться; проводит опыты с
разными предметами, измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды
и т. д. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для
дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Дети
дошкольного возраста ярко проявляют любопытство. Они начинают задавать
взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех
важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось
понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека:
сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними
хотя бы простейшие отношения и видеть пробель в своих знаниях. Очень полезно
не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку поставить небольшой опыт.
Дети любого возраста (3-7 лет) еще не способны работать самостоятельно, но
охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении
любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать
выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать
привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что
получится, если.» Приобретая личный опыт, дети с 4-х лет уже могут предвидеть
отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на
предупреждения взрослого, но сами следят за соблюдением правил безопасности
совершенно неспособны. Старшие дошкольники уже способны улавливать
простейшие причинно-следственные связи, поэтому, впервые начинают задавать
вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него. Дети – пытливые исследователи
окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому
подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту,
желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача –
не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская
деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает
возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.
Цель работы с детьми 4-5 лет: формирование и развитие познавательной
активности и исследовательских умений детей младшего дошкольного возраста в
ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательная: формировать знания детей о свойствах и качествах
объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина,
камни, магнит.
Развивающая: развивать умения и навыки проведения элементарных
опытов с предметами неживой природы. Развивать речь детей, умение логически
рассуждать, строить гипотезы, делать выводы. Развивать наблюдательность.
Воспитательная: воспитывать интерес детей к экспериментальной
деятельности. Воспитывать такие качества как, желание помочь другим, умение
договариваться друг с другом для решения общих задач. Воспитание
7
экологической культуры детей любить оберегать и ценить окружающую нас
природу родной земли.
Цель работы с детьми 5-6 лет: сформировать у дошкольников основные
ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления,
развить у детей стремление к самостоятельному мышлению и познанию.
Задачи:
Образовательная: включение детей в мыслительные, моделирующие и
преобразующие действия; формирование способности видеть многообразие мира
в системе взаимосвязей; обогащение наглядных средств (эталонов, символов,
условных заместителей).
Развивающая: развитие поисково-познавательной деятельности,
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности,
самостоятельности.
Воспитательная: прививать чувство патриотизма к богатствам (полезным
ископаемым: песок, глина и т. д.) земли.
Цель работы с детьми 6-7 лет: способствовать формированию и
развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную
деятельность.
Задачи:
Образовательная: помогать накоплению у детей конкретных
представлений о предметах и их свойствах. Стимулировать активность детей для
разрешения проблемной ситуации.
Развивающая: развивать умение обследовать предметы и явления с разных
сторон, выявлять зависимости. Развивать мыслительные операции, умение
выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности,
активности.
Актуальность программы : заключается в том, что детское
экспериментирование как форма деятельности используется в практике
недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных
качеств личности, как творческая активность, самостоятельность,
самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а
участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность
проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом
изобретательность и оригинальность.
Новизна программы :
– в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем
вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам
самостоятельного добывания знаний;
– в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
– способствовать формированию и развитию познавательных интересов
детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Практическая значимость программы
8
Данная программа направлена на формирование интеллектуальных
способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс
рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные
представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с
другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что
способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В
совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому
старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате
тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить
экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует
интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в
дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает
успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.
Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при
которых дети:
– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников;
– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
– развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения
гипотез, обобщения);
– развивают системное мышление.
Работа по развитию познавательной активности детей через
экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов:
Принцип научности:
– подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и
практически апробированными методиками;
– содержание работы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в
практике дошкольного образования.
Принцип доступности:
– построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту
формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей
дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
– решение программных задач в совместной деятельности взрослых и
детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип систематичности и последовательности:
– обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач
развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
– повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям
применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
– формирование у детей динамических стереотипов в результате
многократных повторений.
9
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
– реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей
гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и
обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
– обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный
комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные
особенности ребенка.
Принцип целостности:
– комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности
процесса опытно – экспериментальной деятельности;
– решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей
и родителей.
Принцип активного обучения:
– организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе
которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных
проблемных задач;
– использование активных форм и методов обучения дошкольников,
способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
– предусматривает «выращивание» у дошкольников способности
переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной
деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно
находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
– получение положительного результата проводимой работы по теме
независимо от уровня интеллектуального развития детей