Папки-передвижки

Программа кружковой деятельности для детей 4–6 лет

Юлия Анатольевна Гудожникова
Программа кружковой деятельности для детей 4–6 лет

Программа кружка

«Мы изобретатели»

(срок реализации 3 учебных года)

Разработала:

Гудожникова Юлия Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида»

город Саранск

2

Содержание

Целевой раздел Стр

Паспорт рабочей программы 3

Пояснительная записка 6

Актуальность программы 7

Новизна программы 7

Публикация «Программа кружковой деятельности для детей 4–6 лет» размещена в разделах

Практическая значимость программы 8

Нормативно - правовые документы 10

Содержательный раздел

Алгоритм организации детского экспериментирования 11

Роль педагога во время проведения занятия 11

Примерный алгоритм проведения занятия 12

Этапы реализации программы 12

Форма и режим занятий 12

Учебно-тематический план

4-5 лет (средняя группа)

13

Учебно-тематический план

5-6 лет (старшая группа)

15

Учебно-тематический план

6-7лет (подготовительная к школе группа)

16

Календарный план 4-5 лет (средняя группа) 18

Календарный план 5-6 лет (старшая группа) 29

Календарный план 6-7лет (подготовительная к школе группа) 36

Список литературы 41

Рецензия на программу 42

Плагиат 44

3

Паспорт рабочей программы дополнительного образования по обучению

экспериментирования для детей дошкольного возраста

«Мы изобретатели»

Наименование

программы

«Мы изобретатели»

Направленность

программы

Социально-педагогическая

Ф. И. О. педагога,

реализующего

дополнительную

общеобразовательную

программу

Гудожникова Юлия Анатольевна

Год разработки 2021-2022 учебный год, дополненная и

переработанная 2022 году.

Когда и кем утверждена

дополнительная

общеобразовательная

программа

Утверждена, заведующей МДОУ «Детский сад

№ 20 комбинированного вида», принята на

педагогическом совете № 1, протокол № 1 от

01.09.2022 года, приказ № 353.

Информация о наличии

рецензии

Рецензент Сорокина Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, зам. декана по

воспитательной работе факультета СПО ФГБОУ

ВО «МГПУ им. М. Е. Евсевьева». Заверено:

Ученый секретарь. Ученого совета Приходченко

Т. Н.

Цель Цель работы: формирование и развитие

познавательной активности и исследовательских

умений детей дошкольного возраста в ходе

экспериментальной деятельности.

Задачи Задачи:

Образовательная: формировать знания детей о

свойствах и качествах объектов неживой

природы, таких как солнце, почва, вода, воздух,

песок, глина, камни, магнит.

Развивающая: развивать умения и навыки

проведения элементарных опытов с предметами

неживой природы. Развивать речь детей, умение

логически рассуждать, строить гипотезы, делать

выводы. Развивать наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать интерес детей к

экспериментальной деятельности. Воспитывать

такие качества как, желание помочь другим,

умение договариваться друг с другом для

решения общих задач. Воспитание

4

экологической культуры детей любить

оберегать и ценить окружающую нас природу

родной земли.

Основное содержание На сегодняшний день особую популярность

приобретает детское экспериментирование.

Главное его достоинство в том, что оно дает

ребенку реальные представления о различных

сторонах изучаемого объекта, о

его взаимоотношениях с другими объектами и

со средой обитания. Эксперименты

положительно влияют на эмоциональную сферу

ребенка, на развитие творческих способностей,

на формирование трудовых навыков и

укрепление здоровья за счет повышения общего

уровня двигательной активности. В процессе

эксперимента идет обогащение памяти ребенка,

активизируются его мыслительные процессы,

так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза,

сравнения и классификации, обобщения.

Ожидаемые результаты

освоения программы

В результате освоения содержания программы

предполагается формирование у воспитанников

устойчивых естественнонаучных знаний и

представлений, формирование

исследовательских умений, а также

самостоятельности в процессе

экспериментальной деятельности, применении

знаний на практике.

Сроки реализации

программы

Три учебных года

Количество часов в

неделю/год

Дети средней группы (4-5 лет) 2 часа в неделю/

1 час в неделю дети (5-7 лет)

Возраст обучающихся Дети средней группы (4-5 лет); дети старшей

группы (5-6 лет); дети подготовительной к

школе группе (6-7 лет).

Формы занятий фронтальные; групповые; индивидуальные.

Методическое

обеспечение

1. Комплексная образовательная программа

дошкольного образования «Детство» / Т. И.

Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

– Санкт-Петербург. : ООО Издательство

«Детство Пресс», 2019. –352 с.

2. Волосовец Т. В. Парциальная образовательная

программа дошкольного образования «От

Фребеля до робота: растим будущих

5

инженеров»/ Волосовец Т. В., Карпова Ю. В,

Тимофеева Т. В. : учебное пособие. 2-е изд., испр.

и доп. / Самара: Вектор, 2018. – 79 с.

3. Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Опыты и

эксперименты для дошкольников. От 3 до 7 лет. /

Рахманова Н. П., Дыбина О. В., Щетинина В. В. /

Москва: Сфера, 2019. – 192С.

Материально

техническое

обеспечение

Оборудование:

– комплект столов и стульев для

дошкольников;

– доска;

– стол для педагога;

– комплекты аудиозаписей;

– компьютер;

– мяч;

– объемные игрушки;

– цветные карандаши, вертушки, зеркало,

песок, колбы, пробирки.

Экранно-звуковые пособия:

–CD-диски;

– мультимедийные презентации.

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая

активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание

окружающего мира : рвёт бумагу и смотрит, что получиться; проводит опыты с

разными предметами, измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды

и т. д. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для

дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Дети

дошкольного возраста ярко проявляют любопытство. Они начинают задавать

взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех

важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось

понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека:

сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними

хотя бы простейшие отношения и видеть пробель в своих знаниях. Очень полезно

не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку поставить небольшой опыт.

Дети любого возраста (3-7 лет) еще не способны работать самостоятельно, но

охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении

любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать

выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать

привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что

получится, если.» Приобретая личный опыт, дети с 4-х лет уже могут предвидеть

отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на

предупреждения взрослого, но сами следят за соблюдением правил безопасности

совершенно неспособны. Старшие дошкольники уже способны улавливать

простейшие причинно-следственные связи, поэтому, впервые начинают задавать

вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него. Дети – пытливые исследователи

окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому

подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту,

желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача –

не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская

деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает

возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Цель работы с детьми 4-5 лет: формирование и развитие познавательной

активности и исследовательских умений детей младшего дошкольного возраста в

ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательная: формировать знания детей о свойствах и качествах

объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина,

камни, магнит.

Развивающая: развивать умения и навыки проведения элементарных

опытов с предметами неживой природы. Развивать речь детей, умение логически

рассуждать, строить гипотезы, делать выводы. Развивать наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать интерес детей к экспериментальной

деятельности. Воспитывать такие качества как, желание помочь другим, умение

договариваться друг с другом для решения общих задач. Воспитание

7

экологической культуры детей любить оберегать и ценить окружающую нас

природу родной земли.

Цель работы с детьми 5-6 лет: сформировать у дошкольников основные

ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления,

развить у детей стремление к самостоятельному мышлению и познанию.

Задачи:

Образовательная: включение детей в мыслительные, моделирующие и

преобразующие действия; формирование способности видеть многообразие мира

в системе взаимосвязей; обогащение наглядных средств (эталонов, символов,

условных заместителей).

Развивающая: развитие поисково-познавательной деятельности,

поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности,

самостоятельности.

Воспитательная: прививать чувство патриотизма к богатствам (полезным

ископаемым: песок, глина и т. д.) земли.

Цель работы с детьми 6-7 лет: способствовать формированию и

развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную

деятельность.

Задачи:

Образовательная: помогать накоплению у детей конкретных

представлений о предметах и их свойствах. Стимулировать активность детей для

разрешения проблемной ситуации.

Развивающая: развивать умение обследовать предметы и явления с разных

сторон, выявлять зависимости. Развивать мыслительные операции, умение

выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности,

активности.

Актуальность программы : заключается в том, что детское

экспериментирование как форма деятельности используется в практике

недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных

качеств личности, как творческая активность, самостоятельность,

самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а

участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность

проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом

изобретательность и оригинальность.

Новизна программы :

– в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем

вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам

самостоятельного добывания знаний;

– в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

– способствовать формированию и развитию познавательных интересов

детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Практическая значимость программы

8

Данная программа направлена на формирование интеллектуальных

способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс

рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные

представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с

другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что

способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В

совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому

старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате

тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить

экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует

интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в

дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает

успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.

Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при

которых дети:

– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных

источников;

– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения

познавательных и практических задач;

– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

– развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения

гипотез, обобщения);

– развивают системное мышление.

Работа по развитию познавательной активности детей через

экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов:

Принцип научности:

– подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и

практически апробированными методиками;

– содержание работы соответствует основным положениям возрастной

психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в

практике дошкольного образования.

Принцип доступности:

– построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту

формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей

дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

– решение программных задач в совместной деятельности взрослых и

детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

– обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач

развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

– повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям

применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

– формирование у детей динамических стереотипов в результате

многократных повторений.

9

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

– реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей

гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и

обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

– обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный

комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные

особенности ребенка.

Принцип целостности:

– комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности

процесса опытно – экспериментальной деятельности;

– решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей

и родителей.

Принцип активного обучения:

– организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе

которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных

проблемных задач;

– использование активных форм и методов обучения дошкольников,

способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

– предусматривает «выращивание» у дошкольников способности

переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной

деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно

находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

– получение положительного результата проводимой работы по теме

независимо от уровня интеллектуального развития детей

Публикации по теме:

Фотоотчет о кружковой деятельности «Юные строители»Фотоотчет о кружковой деятельности «Юные строители» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом с кружковой деятельности "Юные.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности детей «Рисуем в стиле народных промыслов» в рамках кружковой работы с детьмиФотоотчёт о продуктивной деятельности детей «Рисуем в стиле народных промыслов» в рамках кружковой работы с детьми В детском саду дети учатся предметному, сюжетному и декоративному рисованию. Последний вид более других имеет эстетическую направленность.

Опыт кружковой работы по экспериментальной деятельности «Познаю мир» в ДОУОпыт кружковой работы по экспериментальной деятельности «Познаю мир» в ДОУ Опыт работы: по кружковой работе экспериментальной деятельности «Познаю мир» в МБДОУ "Причины встречающейся интеллектуальной пассивности.

Отчёт о кружковой деятельности «Мастерилка» Реализация современных образовательных технологий и вариативных программ в образовательном процессе ДОО Отчёт кружковой деятельности «Мастерилка».

Перспективный план кружковой деятельности по художественно — эстетическому развитию «Бумажные фантазии» (для детей 3–4 лет)Перспективный план кружковой деятельности по художественно — эстетическому развитию «Бумажные фантазии» (для детей 3–4 лет) Сентябрь. Тема: «Разная бумага» Задачи. Рассматривание бумаги разной фактуры. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к труду.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Рабочая программа по кружковой работе «Пластилиновые картины» 2 младшая группа Пояснительная записка. В последние годы специалисты в области раннего развития пишут о том, что развитие интеллекта малыша.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Автор публикации:
Программа кружковой деятельности для детей 4–6 лет
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 16:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД