Екатерина Саукова
Программа кружка «Мои послушные ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мои послушные ручки» для детей 3-4 лет разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция РФ;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Темочки:
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Письмо МОиН РФ от 18.11.15 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
Устав и другие локальные акты ДОУ.
1.1. Актуальность
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук.
От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности.
Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться/раздеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
1.2. Новизна программы
Программа «Мои послушные ручки» формирует у детей 3-4 лет интерес к выполнению графических заданий, учит их раскрашивать, обводить, дорисовывать, рисовать картинки, выполнять задания по инструкции. На занятиях в доступной и занимательной форме используются разнообразные графические упражнения.
Задания составлены с учетом возраста детей и расположены в определенной и логической последовательности. В процессе работы ребенок знакомится с цветовым спектром; учится проводить линии разной длины и в разных направлениях; учится ориентироваться на листе бумаги; составляет фигуры из счетных палочек; дорисовывает и раскрашивает изображения; учится выполнять задания по инструкции. В процессе работы развиваются такие процессы, как память, внимание, мышление и речь.
1.3. Цель и задачи реализуемой программы
Цель: развивать мелкую моторику детей младшего дошкольного возраста и подготовить их руку к письму.
Задачи:
Обучающие: учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам. в) дорисовывать предмет. г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
Развивающие: развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук. Развивать зрительно-моторную координацию. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие: воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
1.4. Принципы программы
В соответствии с ФГОС ДО программа «Мои послушные ручки» опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность – это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубенштейну)
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечение в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
5. Принцип последовательности и систематичности. Упражнения рассчитаны на реальные возможности детей и расположены по принципу усложнения.
6. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребенку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
1.5. Планируемые результаты.
К концу курса дети научатся:
Приемам самомассажа кистей рук и пальчиковой гимнастике;
Правильно держать карандаш и манипулировать нажимом и скоростью движений кистей рук;
Познакомятся с цветовым спектром, геометрическими формами, основными обобщениями по возрасту (овощи, фрукты, игрушки, домашние и дикие животные);
Приемами закрашивания, обводки по контуру и штриховки;
Ориентироваться на листе бумаги;
Составлять фигуры из счетных палочек;
Проводить линии разной длины и в разных направлениях, а так же разной формы и амплитуды;
Выполнять задания по инструкции;
2. Содержание программы.
Этапы реализации программы
Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук; повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжения мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояния мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки; сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.
Основная часть
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять движениями кистей рук. Развитие познавательных способностей (память, мышление, внимание, а так же развитие усидчивости и саморегуляции.
Основные приемы: пальчиковые игры, игры с массажным мячом, еловыми или сосновыми шишками, а так же графические упражнения к каждому занятию.
Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятий; подведение итогов занятий.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно6 упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку. Положительное подкрепление в конце каждого занятия в виде похвалы, подведение итогов, рефлексия.
2.2. Структура организации
Дополнительная общеразвивающая программа «Мои послушные ручки» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие мелкой моторики и необходимых навыков для выполнения предметно-практических действий, а так же на развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков.
Программа определяет цель, задачи, содержание, технологию и организацию кружковой работы в условиях работы дошкольного образовательного учреждения.
Кружок дополнительного образования разработан на основе пособий:
1. Н. В. Володина «Развиваю мелкую моторику» для детей 3-4 лет (Ломоносовская школа) 2017 год. Часть 1-2.
2. О. Н. Крылова, С. В. Конопля «Я учусь писать» для детей 3-4 лет (Пособие по программе Успех).
3. Тетрадь – Проверяем знания дошкольника. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Тесты для детей 4 лет. Часть 1-2
4. «Пальчиковая гимнастика» О. В. Узорова, Е. А. Нефедова.
5. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» А. Е. Белая, В. И. Мирясова.
6. О. Жукова «Готовим руку к письму». Система игр и упражнений, развивающих навыки чистописания.
7. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
8. Никитина А. В. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки.
9. Елена Онищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника».
10. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи».
11. Земцова О. Н. «Послушный карандаш». Развиваем мелкую моторику. Для детей 3-4 лет.
12. Пятница Т. В. «Пальчиковые игры и упражнения». Массаж карандашами.
Срок реализации программы – 1 учебный год. Проведение занятий 2 раза в неделю. Длительность занятий по 15 минут. Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.
Форма работы – групповая, до 8 человек.
Особенности набора детей: прием на обучение по данной программе проводится на условиях, определенных приказами МБДОУ №70 «Золотая рыбка» и в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ) и является общедоступным для детей младших дошкольных групп.
4. Диагностический инструментарий.
Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста были применены методики Н. О. Озерецкого, Н. И. Гуревича и Л. А. Венгера.
Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Особенности проведения:
Все упражнения выполняются после показа взрослым. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно.
Задание №1.
Выполнение по зрительному образцу.
Просим ребенка соединить большой палец-1 и указательный -2 в кольцо – «О-KEY»;
Все пальцы сжаты в кулак, указательный-2 и средний-3 пальцы вытянуты – «Зайчик»;
Все пальцы сжаты в кулак, вытянуты вперед только указательный-1 и мизинец-5 пальцы – «Коза-дереза»;
Упражнение «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Повторить все приемы поочередно правой и левой руками.
Задание №2.
Выполнение движений пальцами («О-KEY», «Зайчик», «Коза-дереза» и «Вилка») зеркально. Взрослый показывает упражнение на левой руке, ребенок повторяет на правой руке и наоборот.
Задание№3
Выполнение заданий по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора.
С закрытыми глазами повторить приемы пальцами: «О-KEY», «Зайчик», «Коза-дереза» и «Вилка»;
Открыть глаза, поочередно проверять выполнение приема;
Повторить движения левой и правой руками.
Обработка и анализ результатов:
1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития
не сформирован;
2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;
3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере. Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных, за
которые педагог выставляет соответствующий бал:
1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;
2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного
объяснения, иногда не полностью или неточно;
3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
Оценка результатов
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие). Оценка: нарушение кинестетической основы движения.