Яковлева Ирина
Программа кружка художественно-творческой направленности «Мастерская чудес» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Темочки:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно- творческих способностей стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал другим. В связи с этим нетрадиционные техники изображения дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях (через использование различных изотехник).
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного изображения. Нетрадиционное творчество доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника изображения даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью был создан кружок по изодеятельности «Мастерская чудес» (образовательная область «Художественное творчество»)
Программа кружка составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ;201 г.
-Закона «Об образовании РФ» (п. 9. ст. 2. ФЗ)
-Учебного плана муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N2 «Родничок» г. Шадринска,
-Годового календарно-тематического графика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N2 «Родничок» г. Шадринска.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий) 5-6 лет (старшей группе).
Режим занятий:
Старшая группа — количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 31 занятие. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
Формы работы кружка «Мастерская чудес» в детском саду.
1. Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.
2. Работа с родителями
• Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
• Просветительскую работу с родителями в форме выступлений на родительских собраниях, консультаций, наглядной информации., творческого отчета о работе кружка.
• Анкетирование (май)
3. Работа с воспитателями.
• Консультации для воспитателей по работе с детьми в нетрадиционных техниках изображения «Влияние нетрадиционных методов изображения на положительные эмоции у дошкольников».
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как представленный материал способствует:
— развитию мелкой моторики рук;
— обострению тактильного восприятия;
— улучшению цветовосприятия;
— концентрации внимания;
— повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Формируются навыки трудовой деятельности;
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Гуашь.
4. Природный и бросовый материал.
5. Пластилин.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
15. Ножницы простые и фигурные.
Перечень основных средств обучения
• Ноутбук.
• Телевизор.
Наглядный материал
• Альбом «Образы детства в картинах художников»;
• Альбом «Народный месяцеслов»;
• Игры для восприятия цвета и развития руки;
• Ватман;
• Обои;
• Фломастеры;
• Акварель, гуашь, кисточки;
• Печати – клише;
• Трафареты;
• «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
• Бусинки, пуговицы;
• Пробки;
Календарно-тематическое планирование
№ Тема недели Вид деятельности Тематика Образовательные задачи
1 03.10-07.10 -Дары осени Рисование по содержанию загадок и стихов. «Загадки с грядки» Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.
2 10.10-14.10.-Осенние хлопоты животных и птиц. Пластилинография «Запасливая белочка» Знакомство с техникой рельефной лепки.
3 17.10-21.10.-Осенние чудеса
Рисование декоративное по мотивам народной росписи. «Золотая хохлома и золотой лес». Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, ягоды, цветы) по мотивам народной росписи.
4 24.10-28.10
Путешествие вокруг света. Рисование «Животные жарких стран» Рисование выразительной фигуры животного в движении, компоновка на листе, соответствующий окружающий пейзаж.
5 31.10-03.11
Мы разные, мы вместе Рисование «Наша группа» Отражение в рисунке личных впечатлений, развитие дружеских чувств, эмпатии.
6 07.11-11.11
Мой дом. Моя семья Декоративная аппликация. «Рукавички для сестрички». Развитие орнаментально-композиционных умений, поиск гармоничного расположения элементов, цветовых сочетаний.
7 14.11-18.11
Город родной и край Зауралье Тестопластика «Шадринский гусь» Создание плоскостного изображения из песочного теста, декоративное оформление по замыслу.
8 21.11-25.11
Моя страна-Россия. Беседа о дымковских игрушках «Игрушки не простые-глиняные, расписные». Продолжать знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства
9 28.11-02.12
История игрушки Рисование декоративное. «Барышни, кавалеры, лошадки». Дальнейшее знакомство с дымковской игрушкой, рисование узоров-кругов, пятен, точек, прямых и волнистых линий.
10 05.12-09.12.
В лес на зимнюю прогулку. Пластилинография с применением салфеток «Зимний лес» Создание выразительного образа заснеженного леса, творческое применение разных техник в симбиозе.
11 12.12-16.12.
Как помочь животным и птицам Рисование ватными палочками с элементами аппликации салфетками «Снегирь клюет рябину». Развитие композиционных умений. Передача пропорциональных соотношений и поиск гармоничного расположения предметов
12 19.12-23.12.
Мастерская Деда Мороза Конструирование из картона и бумажных втулок «Сказочные олени» Конструирование-комбинирование разных материалов, опредмечивание (оживление) получившегося продукта деятельности.
13 26.12-29.12.
Мы встречаем Новый год Создание поделки из бумаги и бросового материала. «Новогодняя подвеска». Освоение и сравнение разных способов изготовления элементов подвески, составление оригинальных композиций
14 09.01-13.01
Волшебные сказки Рождества. Рисование по мотивам гжельской росписи. «Волшебная птица Зимы» Воплощение в художественной форме своего представления о сказочной птице, создание декоративного оформления с элементами и в стиле гжельской росписи.
15 16.01.-20.01.
Сказка в живописи. Беседа по репродукциям картин художников, написавших свои произведения по сюжетам русских сказок (В. Васнецов и др.)
16 23.01.-27.01.
Путешествие на Север. Сюжетное рисование по одноименному стихотворению с элементами аппликации. «Пин и Гвин» Создание сюжетной композиции из фигурок, выполненных на основе обуженного ватного диска с дорисовыванием характерных элементов и соответствующего пейзажа
17 30.01-03.02.
Какие музеи бывают? Конструирование из бумаги с дорисовыванием. «Экспонаты палеонтологического музея». Создание трехмерного объемного изображения динозавра, раскрашивание получившегося продукта.
18 06.02.-10.02.
Современные профессии. Аппликация с элементами салфеткографии. Дизайнер одежды. «Красивая шапочка». Создание авторской модели головного убора, активизация симметричного способа в аппликации из различных видов бумаги.
19 13.02-17.02
Кто построил этот дом? Мультифактурная аппликация. «Такие разные дома» Создание коллективной композиции-панорамы с частичным наложением элементов.
20 20.02-24.02
Есть такая профессия-Родину защищать. Объемная аппликация. «Воздушный парад» Активизация симметричного способа в аппликации из бумаги, развитие композиционных навыков.
21 27.02-03.03
В мире техники. Рисование «Фантастический автомобиль будущего» Самостоятельное и творческое отражение представлений об автомобиле будущего
22 06.03-10.03
Маму я свою люблю Аппликация из бумаги и салфеток «Милой мамочке букет» Создание букета из «роз» способом скручивания цветных салфеток.
23 13.03-17.03
Весеннее пробуждение природы. Аппликация комбинированная-плоскостная и ленточная «Первые цветы» Создание ажурных цветов путем ленточного моделирования, дополнение плоскостными элементами.
24 20.03-24.03
Встречаем пернатых друзей. Конструирование из бумаги с применением способа оригами «Веселая весенняя птичка» Создание образа пернатого на основе общей исходной формы, придание характерных черт птицы с помощью декорирования.
25 27.03-31.03
Чтобы не было беды. Рисование сюжетное «Где не стоит гулять.». Самостоятельное и творческое отражение полученных представлений об основах безопасного поведения на улице.
26 03.04-07.04
Юмор в нашей жизни. Коллективная композиция (рисование) по произведению К. И. Чуковского «Чудо-дерево». Развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции, освоение различных приемов рисования.
27 10.04-14.04
Тайна третьей планеты. Рисование нетрадиционным способом (набрызг, выдувание из трубочки) «Космические дали» Создание оригинальных композиций путем экспериментального рисования. Развитие творческого воображения, фантазии.
28 17.04-21.04
Вода, вода, кругом вода. Аппликация из согнутых кружков с элементами пластилинографии «Рыбки в аквариуме». Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кружков, согнутых пополам); активизация способов вырезания кругов из бумаги, сложенной в несколько раз.
29 24.04-28.04
О труде в саду и в огороде. Объемная аппликация с дорисовыванием «Польем росточки» Совершенствование техники фигурного вырезания, развитие чувства формы и композиции
30 02.05-05.05
День Победы. Салфеткография «Сирень Победы» Активизация и совершенствование навыка создания изображения из салфетки, скрученной комочками, развитие чувства формы и цвета.
31 10.05-12.05.
Поздняя весна. Конструирование из картонных втулок и цветной бумаги. «Бабочки-красавицы» Вырезание силуэтов крыльев бабочки из бумажных квадратов, сложенных пополам, оформление по своему желанию.