Наталья Трофимова
Программа кружка дополнительного образования «Растём — Читая»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 36
Количество воспитанников: 23
Длительность занятия: 20 – 25 минут
Направление: литературно - познавательное
Руководитель: воспитатель
высшей квалификационной категории
Трофимова Н. А.
г. Шимановск
2020 – 2021 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса и в воспитании ребенка играет художественная литература.
О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.
Направленность программы художественно-эстетическая, развитие речи.
Цель программы: направлена на развитие творческих способностей детей через чтение художественной литературы и анализ произведений.
Главными задачами программы являются:
- расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами литературы (воспитание разностороннего читателя);
- формирование готовности к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя);
- формирование готовности к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически мыслящего, творческого читателя);
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования. Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие.
Данная программа актуальна для детей дошкольного возраста еще и тем, что необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Программа адаптирована с учетом особенностей восприятия детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа педагогически целесообразна, так как в процессе ее реализации, обучающиеся познают прошлое, настоящее и будущее мира, учатся анализировать. В детях закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира.
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет, без предварительной подготовки и любого уровня образования. Наполняемость группы 11 человек.
Сроки реализации дополнительной программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 36 часа в год, 1 раз в неделю;
Продолжительность занятий: 25 минут
В середине занятий проводится физкультминутка. Данный курс программы предполагает использование методов обучения:
- словесный (беседа, рассказ, объяснение, анализ);
- познавательно - исследовательский (наблюдения, опыты, элементарная исследовательская работа и экспериментирование);
Отличительная особенность программы
Обучение детей по этой программе позволяет использовать индивидуальную дозировку в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий, учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.
Программа разработана на 1 год обучения.
Планируемый результат
- содержание литературных произведений;
- главных героев произведений;
- авторов детской классической литературы;
- стихотворения, считалки, загадки, потешки;
- слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, басни, стихи);
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- анализировать явления, события, поступки литературных героев, оценивать их;
- пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге;
- эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
- передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т. д.);
- выразительно читать стихотворения;
- с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки или сцены из них.
Форма проверки результатов освоения программы проходит в форме викторин, развивающих игр и конкурсов.