Галина Рудакова
Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
" Декоративно-прикладное искусство"
Программа предназначена для детей 5 -6 лет.
Срок реализации программы – год.
Воспитатель Рудакова Г. В., 1 категория.
МБДОУ "Детский сад №12 "Звёздный".
Тамбов, 2018г.
ПРОГРАММА КРУЖКА "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО"
Публикация «Программа кружка „Декоративно-прикладное искусство“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 1 года (старшая группв).
Данная программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей.
Пояснительная записка
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Рабочая программа по курсу «Декоративно - прикладное искусство» для детей старшего и подготовительного возраста соответствует требованиям ФГОС ДО, основана на:
«Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»,
программы Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая и подготовительная группы»,
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. В теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества. Познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения и является попыткой обновления содержания изобразительной деятельности по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла. Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Цель программы : Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы :
Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
Содержание работы: Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Методы и приемы: Обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности.
Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Этапы работы: Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
Задачи:
Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап – Практический.
Задачи:
Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
Старшая группа:
Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.
Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Длительность одного занятия:
в старшей группе 20-25 минут
Перспективный план работы кружка в старшей группе (5-6 лет).
Тема занятия Программные задачи Материалы Приёмы в обучении
№1. Знакомство с работой кружка
Задачи: Познакомить детей с особенностями работы кружка «Колорита». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными художественными материалами.
Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.
Приё мы: Знакомить тетей с материалами показать как ими работать. Аккуратно смачивать кисть и вытереть ее об тряпочку. Учить детей как правильно сидеть на мольбертах. Пригласить каждого ребенка посидеть на мольбертах.
№2. Знакомство с материалами.
Задачи: Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.
Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.
Приё мы: Продолжать знакомить детей с материалами. Вспоминать что они проходили на прошлом занятии. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
№3. Путешествие в страну дымке. «Барышня»
Задачи: Знакомство с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой ныне город Киров.
Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.
Приё мы: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.
№4. Рисование конструирование. «Барышни-франтихи».
Задачи: Рисование тычком, ватными палочками. Учить правильно рисовать узоры на платье. Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре.
Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.
Приё мы: Сочетание в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус
№5. "Хвост Индюка".
Задачи: Продолжать знакомить детей с дымковскими узорами на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Учить детей завершать роспись, используя кисть и печатку-тычок. Воспитывать чувство ритма, согласовывая узор с округлой формой хвоста.
Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.
Приё мы:Раскрашивание шаблона с изображением дымковского индюка с элементами аппликации.
№6. " Платок для Барыни" .
Задачи: Упражнять детей в росписи, дорисовывая узоры на юбках. Закрепить различные приё мы кистью: проведение линий разной толщины и направлений, нанесения отпечатка всей кистью и концом кисти. Воспитывать любовь дымковской игрушке.
Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.
Приё мы: Сочетание в узоре крупных элементов с мелкими; Разучивание с детьми стихотворений посвящённых Дымке и её игрушкам.
№ 7 " Узор на ковре".
Задачи: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме. Закрепить с детьми рисование элементов (ёлочка, полоски). Воспитывать детей на народных традициях Филимоновской игрушки.
Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, салфетки, баночки с водой.
краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.
Приё мы:Сочетание в узоре крупных элементов с мелкими; Д/и «Продолжи узор»
№8. "Филимоновские цветы".
Задачи: Познакомить с традиционным элементом филимоновской росписи – «цветком». Учить детей рисовать разные филимоновские цветы и познакомить с последовательностью выполнения каждого цветка. Развивать умение оценивать свои работы и работы детей.
Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. Белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.
Приё мы: Сочетание в узоре крупных элементов с мелкими; Д/и «Продолжи узор»
.Д/и «Найди пару».
№9. Лепка «Филимоновские олени и коровки»
Задачи: Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.
Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки. глина, стеки, салфетки,баночки с водой.
Приё мы: Филимоновские барышки – игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. Такими материалами дети будут работать. Внимательно показать детям и рассказать.
№10. Аппликация "Филимоновские свистульки".
Задачи: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Рассказ об истории промысла.
Материалы: Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки» Видеофильм. Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. цветные полски, клей, салфетки, ватные палочки.
Приё мы: Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
№11. Рисование «Сказочная птица».
Задачи: Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи.
Материалы: Наглядное пособие. Иллюстрации. Картины. Видео. Народные игрушки, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.
Приё мы: Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т. д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.
№12. "Золотая Хохлома".
Задачи: Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.
Материалы: Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».
Приё мы: Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.
№13. «Ягода-малина и травушка-муравушка».
: Задачи: познакомить новыми элементами хохломской росписи (завиток, ягодка). Закрепить с детьми характерные особенности (цвет, фон, материал). Вспомнить с детьми историю возникновения хохломской росписью.
Материалы: Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».
Приё мы: Развивать технику рисования концом кисти и тычком. Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы. Закрепление рисования элементов «завиток» Д/ и: «Разрезные картинки».
№14. «Ложка точеная, ручка -золочёная».
Задачи: Учить располагать композиционный узор на округлой форме. Продолжать учить рисовать криуль, располагать на нем элементы хохломской росписи (цветы, ягоды, листья, осочки, трилистник). Закрепить умение пользоваться тычком при рисовании ягод. Развивать чувство цвета, умение передавать колорит росписи.
Материалы: Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».
Приё мы: Развивать технику рисования концом кисти и тычком. Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы Воспитывать любовь к искусству хохломской росписи. Закрепление рисования элемента «ягода», «травка».
№15. Рисование «Шарфики для козлят»
Задачи: Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки».
Материалы: Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки». Игрушка козы и козлят.
Приё мы: Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком».
№16. Рисование «Украсим теремок для зверей» (коллективная работа).
Задачи: Продолжать знакомить с народными мастерами. Как правильно рисовать и расписывать изделия.
Материалы: таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки».
Приё мы: Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».
№17. "Веселый Городец".
Задачи: Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.
Материалы: Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».
Приё мы: Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.
№18. «Гжель».
Задачи: Познакомить детей с новым народным промыслом, его историей возникновения. Отметить характерные особенности Гжельской росписи (используется только синяя краска и её оттенки, узор наносится на белый фон). Познакомить детей с простыми основными элементами гжельской росписи (точки, сеточка, прямые линии, бордюры).
Материалы: Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».
Приё мы: Рассматривание Гжельской посуды, альбомов, открыток. Папка-передвижка: «Цветы севера». Воспитывать любовь к народному промыслу. Упражнять в технике рисования всей кистью и её кончиком.
№19. "Сине-белое чудо Гжели".
Задачи: Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада. Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.
Материалы: Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.
Приё мы: Учить узнавать Гжельскую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Учить прорисовывать элементы гжельскую росписи используя технику рисования пальчиками.
№20. Тема: «Праздничное блюдо».
Задачи: Учить детей использовать уже знакомые элементы (точки, бордюры, сеточка, прямые линии) в украшении праздничного блюда. Закреплять умение ритмично располагать узор на овальной форме. Воспитывать аккуратность в работе с красками.
Материалы: Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.
Приё мы: Раскрашивание раскрасок с изображением Гжельской посуды. Д/и «В Гостях у народных мастеров»
№21. "Русская матрешка".
Задачи: Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Материалы: Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Силуэтное моделирование «Матрешки», краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».
Приё мы: Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.
№22. Рисование «Сарафан для Матрешки»
Задачи: Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.
Материалы: Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. трафареты матрешек, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон.
Приё мы: Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.