Екатерина Черноусова Фефилова
Программа кружка «Абвгдейка» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа предусматривает работу по развитию точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук с целью подготовки руки к письму.
Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
Данная программа раскрывает подготовительную работу руки к письму. Сначала проводится диагностика.
Методики обследования:
Определение ведущей руки
Определение ведущего глаза
Определение графической подготовленности
Публикация «Программа кружка „Абвгдейка“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Определение уровня сформированности мелкой моторики пальцев.
На занятиях с детьми проводились пальчиковые игры без предметов и со специальными развивающими предметами.
При использовании в работе игр без предметов необходимо вовлекать в действие все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения. После того как ребенок свободно выполняет движение, добавляется речевое сопровождение.
Все упражнения составлены с учетом постепенного перехода от простого к сложному и многократно повторяются.
Упражнения со скрепками:
1. Соединение скрепок одна за другую по своему желанию;
2. Рассоединение скрепок по желанию;
3. Соединение скрепок по схеме (дети выполняют действие по наглядному образцу).
4. Соединение скрепок по заданному условию или правилу (дети учатся слышать правило, подчинять действие правилу:
– одна белая, одна желтая…
– две красных, две синих…
– одна красная, три синих… и т. д. и т. п.
Упражнения с применением массажера “Су-Джок”.
Примерные упражнения:
- круговые движения по ладони сначала одной руки, потом другой руки.
- спиралевидные движения по тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
- зигзагообразные движения по ладоням обеих рук и т. д.
Упражнения с мелкими предметами (шариками, мячами, мелкими игрушками из “киндера – сюрприза”, игрушками из “чудесного мешочка” и т. д.)
В процессе деятельности с мелкими предметами развиваются перцептивные действия. Рука выполняет обследующие действия:
- прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
- постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.
- ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения).
- надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан. Эти упражнения развивают ладонные и пальцевые движения.
Предметы, применяемые в играх и упражнениях: эти упражнения позволяют группировать предмет по различным признакам, развивать действия анализа, сравнения, классификации.
1. Мячики:
– из различного материала: поролоновые, пластмассовые, резиновые, тряпичные;
– разного размера: мелкие диаметр 3–4 см., средние диаметр 5–6 см., крупные диаметр 8–10 см. ;
– разной поверхности: гладкой, шершавой, колючей;
– разной упругости: твердой, мягкой;
2. Различные мелкие игрушки:
– пробки, брелки, пуговицы, крупы (рис, гречка, горох, игрушки из “киндера-сюрприза”, игрушки из “чудесного мешочка”.
Упражнения:
– разложить предметы по цвету;
– разложить предметы по форме;
– разложить предметы по видам (рис, гречка, горох, шишки, семечки.)
– определить предмет только на ощупь.
Упражнения в тетрадях № 1 и № 2.
Начиная, работу в тетрадях необходимо обратить внимание на условия:
– освещенность;
– постановка столов;
– посадка детей.
Цель кружка : подготовка руки ребенка к письму, профилактика отставания ребенка в освоении письма в начальной школе.
Задачи:
1. Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
2. Развивать координацию движений у ребенка.
3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память.
4. Формировать у детей графические навыки.
5. Стимулировать речевое развитие ребенка.
6. Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.
7. Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы, контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).
8. Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект, творческие способности.
9. Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.
Материалы, применяемые в работе:
Мелкие предметы, эспандер и перчатки, скрепки, массажер “Су-Джок”, мячи разных размеров, пособие “Пальцеход», карандаши, специальные тетради.
Организация занятия кружка : занятия проводятся 2 раза в месяц.
Перспективный план работы кружка.
Сентябрь
Занятие № 1.
Материал: карандаши, альбомы, трафареты.
Задачи:
1. Выполнение упражнений без предметов.
2. Научить правильно держать карандаш и альбом, посадке при письме.
3. Познакомить с трафаретом и трафаретными линейками.
4. Развивать зрительный анализ и синтез
(«Назови всё красное», «Отгадай признак»).
Занятие №2.
Материал: геометрические фигуры, пуговицы.
Задачи:
1. Выполнение упражнений без предметов.
2. Выполнение штриховки, составление орнамента из географических фигур.
3. Развивать зрительный анализ и синтез («Одинаковые по форме», «Разноцветные пуговицы»).
Октябрь
Занятие №3.
Материал: массажёр «Су-Джок»,тетради в клетку, разрезные картинки. 1. 1. Выполнение самомассажа пальчиков, массаж пальчиков массажером “Су-Джок”.
2. Познакомить с тетрадью,ориентировка в пространстве листа;графические диктанты.
3. Развивать зрительный анализ и синтез реалистических изображений предметов («Сложи картинку», «Заплатки»).
Занятие №4.
Материал: массажёр «Су-Джок»,тетради в клетку, карточки с разными фигурами.
1. Выполнение самомассажа пальчиков, массаж пальчиков массажером “Су-Джок”.
2. Работа в тетрадях в клетку:графические диктанты;копирование (по точкам).
3. Развивать зрительное восприятие через узнавание схематических изображений предметов («На что похоже?»).
Ноябрь
Занятие №5.
Материал: скрепки, тетради в клетку, картинки с силуэтными, контурными изображениями.
1. Выполнение упражнений со скрепками.
2. Работа в тетрадях в клетку:
контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам).
3. Развивать зрительное восприятие («Волшебные картинки»).
Занятие №6.
Материал:скрепки, тетради в клетку, картинки с пунктирными изображениями. 1. Выполнение упражнений со скрепками.
2. Работа в тетрадях в клетку:дорисовка (по принципу симметрии;волшебные узоры.
3. Развивать зрительное восприятие («»Рисунки под дождём»).
Декабрь
Занятие №7.
Материал: массажные мячики,тетради в клетку.
1. Выполнение упражнений с массажными мячиками.
2. Работа в тетрадях в клетку:дорисовка (по принципу симметрии);волшебные узоры, лабиринты.
3. Развивать зрительное восприятие через прослеживание взором наложенных линий.
Занятие №8.
Материал:мяч, тетради в клетку, незаконченные рисунки.
1. Выполнение упражнений с мячом.
2. Работа в тетрадях в линейку. Письмо короткой и длиной наклонной палочки
3. Развивать зрительное внимание через угадывание предметов, букв, цифр («Дорисуй предмет», «Буквы и цифры»).
Январь
Занятие №9.
Материал:счётные палочки, правильные и зеркальные изображения букв и цифр. 1. Выполнение упражнений с палочками.
2. Работа в тетрадях в линейку. Написание короткой палочки с закруглением внизу.
3. Развивать зрительное восприятие.
Занятие № 10.
Материал:счётные палочки, тетради в линейку.
1. Выполнение упражнений с палочками.
2. Работа в тетрадях в линейку. Написание короткой палочки с закруглением вверху.
3. Развивать оптико-пространственный анализ и синтез через моделирование геометрических фигур.
Февраль
Занятие №11.
Материал: карандаши, тетради в линейку.
1. Выполнение упражнений с карандашами.
2. Работа в тетрадях в линейку. Написание короткой палочки с закруглением внизу влево.
3. Развивать пространственную ориентацию через уточнение схемы собственного тела («Правый-левый»).
Занятие №12.
Материал:карандаши, тетради в линейку.
1. Выполнение упражнений с карандашами.
2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с закруглением вверху и внизу.
3. Развивать пространственную ориентацию через определение местоположения предметов относительно себя («Что справа, что слева?»).
Март
Занятие №13.
Материал:пробки, тетради в линейку.
1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.
2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей вверху.
3. Развивать пространственную ориентацию через определение линейной последовательности предметного ряда («Кто первый? Кто последний?»).
Занятие №14.
Материал:мелкие игрушки, тетради в линейку.
1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.
2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей внизу.
3. Развивать пространственную ориентацию через обозначение направления графически, слуховое внимание («Пространственный диктант»).
Апрель
Занятие №15.
Материал:брелки, тетради в линейку.
1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.
2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей вверху.
3. Развивать пространственную ориентацию через выполнение рисунка по словесной инструкции.
Занятие №16.
Материал:пуговицы, тетради в линейку, образцы узоров.
1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.
2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей вверху и внизу.
3. Развивать сенсомоторные координации «глаз-рука» («Копировщики узоров»).
Май
Занятие №17.
Материал: крупы, тетради в линейку.
1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.
2. Работа в тетрадях в линейку. Малый овал.
3. Развивать сенсомоторные координации «ухо-рука» («Школа радистов», «Самые красивые бусы»).
Занятие №18.
Материал:игрушки из «киндер-сюрприза», тетради в линейку, карточки со знаками.
1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.
2. Работа в тетрадях в линейку. Большой овал.
3. Развивать сенсомоторные координации «глаз-ухо-рука» («Передай телеграмму»).