Ольга Игнатьева
Программа коррекционно-развивающего сопровождения для детей с ОНР «Учимся говорить правильно и выразительно»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего сопровождения
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
«Учимся говорить правильно и выразительно»
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель -
Ольга Владимировна Игнатьева,
учитель-логопед
Большое Микушкино, 2014
Содержание
Пояснительная записка….3
Учебно-тематический план. …. 7
Содержание коррекционно-развивающего воздействия. 8
Список литературы. …31
Приложение ….32
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чем выразительнее речь,
тем более она речь,
а не только язык, потому что,
Публикация «Программа коррекционно-развивающего сопровождения для детей с ОНР „Учимся говорить правильно и выразительно“» размещена в разделах
чем выразительнее речь,
тем больше в ней выступает говорящий:
его лицо, он сам.
С. Л. Рубинштейн
Речь является для человека средством познания мира. Всякая задержка в развитии речи ребёнка дошкольного возраста отражается на его деятельности, общении и поведении.
Одним из наиболее распространённых среди тяжелых нарушений речи является общее недоразвитие речи (ОНР). Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р. Е. Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системного недоразвития всех языковых структур, которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи».
Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, стойкие трудности в формировании грамматического и лексического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В речи детей наблюдаются ошибки на согласование, управление. Помимо нарушения словоизменения наблюдаются нарушения словообразования. Они проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование. Частым симптомами также являются скудность эмоционально-окрашенной речи, невнятность и невыразительность речи, нечёткая дикция, создающая впечатление общей смазанности речи.
Традиционно система коррекционной помощи старшим дошкольникам с ОНР ІІІ уровня направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой деятельности: лексики, грамматики, звукопроизношения.
Анализ специальной литературы последних лет по проблеме исследования речевого развития детей с нарушениями речи показал (Ж. В. Антипова,1998; Е. В. Назарова, 2000; Н. В. Серебрякова, 1996; Л. Г Соловьева,1998; Т. В. Туманова,1997 и др., что данная область исследовалась в различных аспектах: педагогическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Разработаны специальные методики, способствующие развитию связной речи детей.
Однако вопросы изучения и формирования эмоционально-окрашенной экспрессивной, интонационно выразительной речи у детей с речевыми нарушениями исследованы недостаточно. А эмоционально-окрашенная речь в дошкольном возрасте является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации. Также, она является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.
Анализ литературы показал, что для детей с ОНР в аспекте экспрессивности и выразительности речи характерны:
- общая эмоциональная незрелость и лабильность;
- заниженная самооценка, повышенная тревожность;
- трудности в дифференциации эмоциональных состояний (несформированность невербального компонента речи);
- признаки гипомимии;
- недостатки в выражении эмоционально–смыслового содержания высказывания,
- трудности при передачи эмоциональных состояний соответствующей интонацией, маловыразительность речи;
- трудности в определении эмоциональных состояний окружающих;
- низкий уровень употребления эмоционально-экспрессивной лексики в устной речи и коэффициент лексического разнообразия данной лексики.
Таким образом, несформированность невербальных умений (экспрессивности и интонационной выразительности) в области эмоциональной сферы ведет к недоразвитию вербального компонента эмоционально-экспрессивной лексики, а также к трудностям передачи эмоционально-выраженной речи.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что для обучения дошкольников с ОНР необходимо разработать дополнительные средства, направленные на формирование и развитие интонационной выразительности, эмоциональности речи.
Программа «Учимся говорить правильно и выразительно» предназначена для использования в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Цель программы:
1. Обеспечение коррекции недостатков в экспрессивной и выразительной речи детей с ОНР посредством использования в коррекционно-логопедической работе стихотворных художественных литературных произведений (и отрывков из них).
Задачи:
1. Формировать умение передавать заданное литературным произведением эмоциональное состояние, используя паралингвистические средства.
2. Развивать восприятие детьми различного темпа речи.
3. Развитие умение воспроизводить различный темп речи.
4. Обучить детей правильному физиологическому (грудобрюшному) и речевому способам дыхания посредством специальных упражнений.
5. Развивать умение воспроизводить различную высоту и силу голоса.
6. Формировать представления детей о выразительности речи, различных речевых интонациях.
7. Формировать интонационную выразительность речи детей.
8. Активизировать мнестические и мыслительные процессы посредством кинезиологических упражнений.
Направления коррекционно-развивающего воздействия:
1. Развитие эмоциональной сферы.
2. Развитие просодической стороны речи (речевое дыхание, высота и сила голоса, темпо-ритмическая организация речи).
3. Развитие выразительности речи.
4. Активизация мыслительной деятельности.
Коррекционно-развивающее сопровождение строится на следующих принципах:
1. Принцип целенаправленности. Правильно сформулированная цель приводит к запланированным результатам.
2. Принцип системности и последовательности. Усвоение материала идет системно и последовательно: от усвоения невербального материала к вербальному, от простого к сложному.
3. Принцип доступности. В коррекционных мероприятиях использованы формы, методы и приемы обучения, доступные возможностям детей с ОНР.
4. Принцип сознательности и активности. Процесс коррекции интонационной выразительности не сводится лишь к накоплению знаний детьми, а ведет к усвоению, пониманию, активному применению этих знаний в практической ситуации.
5. Принцип наглядности. Усвоение навыка интонационной выразительности речи строится с опорой на различные средства наглядности: демонстрация взрослым/сверстником, предметные и сюжетные картины.
6. Принцип учета ведущего вида деятельности. Коррекционно-педагогическое воздействие строится в модели: «учим - играя», с учетом ведущей игровой деятельности.
7. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Осознанность является показателем уровня сформированности речевых умений.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является комплексное использование средств, форм и методов коррекции выразительности речи детей с ОНР, а также использование нетрадиционного средства активизации мыслительной и мнестической деятельности засчет стимуляции межполушарного взаимодействия - кинезиологических упражнений.
Сроки реализации программы - 1 учебный год.
Форма и режим занятий: подгрупповые занятия. Количество занятий – 30. Частота — один раза в неделю. Длительность занятий от 25 до 30 минут. Занятия начинаются со 2-й недели сентября и продолжаются до 2-й недели мая включительно. Далее проводится итоговое мероприятие - конкурс чтецов, которое завершается показательными выступлениями участников и победителей конкурса.
Ожидаемые результаты программы:
старшие дошкольники с ОНР смогут/будут:
- использовать в своей речи лексико-семантические и паралингвистические средства для выражения эмоций, переживаний, чувств;
- использовать в самостоятельной деятельности правильный тип физиологического и речевого дыхания;
- использовать различные средства выразительности при чтении стихотворений и в самостоятельной речевой деятельности: жесты, мимику, движения;
- регулировать темп и силу голоса;
- передавать настроение и характер стихотворного текста.
Форма подведения итогов реализации программы: конкурс чтецов стихотворных литературных произведений (между параллельными группами внутри учреждения).
Учебно-тематический план
Наименование темы Всего Всего часов
Занятий академических
1. Вводное занятие
1 0,75
(теор. 0,25. практ. 0,5)
«Для чего нужна выразительная речь?»
2. Блок «Читаем короткие стихи» 11 8,25
(2,75;5,5)
3. Блок «Читаем средние стихи» 7 5,25
(1,75;3,5)
4. Блок «Читаем длинные стихи» 5 3,75
(1,25;2,5)
5. Блок «Читаем очень длинные стихи» 6 4,5
(1,5;3)
Итого 30 22,5(7,5;15)
Примерная структура и последовательность занятия:
1. кинезиологическое упражнение - 5-8 мин
2. чтение стихотворения педагогом, беседа по тексту - 5-8 мин
3. дыхательное упражнение - 2-3 мин
4. упражнение на развитие силы голоса, переключение высоты голоса - 2-3 мин
5. выразительное чтение детьми текста стихотворения - 5-8 мин
В программе использованы РАЗВИВАЮЩИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
(Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.-48 с.)Приложение №1
(Продолжение
Приложение№2 Календарно-тематическое планирование. Блок "Читаем короткие стихи"
Приложение №3 Календарно-тематическое планирование. Блок "Читаем средние стихи"
Приложение №4 Календарно-тематическое планирование. Блок «Читаем длинные стихи»
Приложение №5 Календарно-тематическое планирование. Блок «Читаем очень длинные стихи»)